Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
29 мая 2009, 13:27 • Политика

Белоруссия хочет воли

Белорусы больше не хотят объединения с Россией

Белоруссия хочет воли
@ РИА Новости

Tекст: Андрей Резчиков

Результаты социологических исследований свидетельствуют: белорусы не хотят объединяться с россиянами в одно союзное государство, хотя еще три года назад выступали за объединение. Теперь же более 70% жителей Белоруссии настаивают на полной независимости республики, а 40% хотят вступления в Европейский союз. Эксперты уверены, что на общественное мнение влияет политика властей, главным образом личная позиция президента Александра Лукашенко.

Более половины населения Белоруссии больше не хочет строить с Россией союзное государство. Об этом свидетельствуют результаты опроса Института стратегических исследований (BISS), которые приводит газета «Салidарнасць».

Союзное государство не появится до тех пор, пока Москва и Минск не договорятся о разграничении полномочий в нём

Социологи выяснили, что 54,8% респондентов категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4%. Еще меньше единомышленников полного вхождения республики в состав России – всего 14,4%.

При этом четверть респондентов (24,7%) затруднились ответить на поставленный перед ними вопрос относительно будущего российско-белорусского союза.

Кроме того, среди белорусов наблюдается все больше сторонников вступления в Европейский союз (33,5%), что на 13,1% больше, нежели приверженцев интеграции с Россией. Однако 41,2% все же считают, что Белоруссия не должна становится членом ЕС. Наконец, подавляющее большинство (74,1%) высказалось за то, чтобы их республика оставалась независимой и от Москвы, и от Брюсселя.

Меж тем еще три года назад 48,2% белорусов поддерживали строительство единого государства с РФ, против высказывались только 28,3%, а о вступлении в ЕС мечтали 31,9%.

Учитывая явное стремление Минска усилить связи с Брюсселем (при этом решение ЕС подключить Белоруссию к программе «Восточное партнерство» говорит, что стремление это взаимно), в ближайшие годы противников интеграции станет гораздо больше. Этого, похоже, и добивается Батька. На этой неделе Александр Лукашенко в который раз обвинил Москву в срыве договоренностей и заявил о нецелесообразности интеграции.

«Президенты принимают решения, а правительство России проваливает, – отметил господин Лукашенко. – Все, о чем мы договариваемся, подписываем на самом высоком уровне, – все блокируется, не исполняется. Если начинает блокировать Россия и не пускать нас на свой рынок, так зачем нам эта интеграция?»

Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко отмечает, что одна из главных причин результатов такого опроса – в позиции белорусских властей, которые «не торопятся с созданием союзного государства». «Мы видим, что процесс уже затянулся на десятилетия, а прогресса пока что не видно. Здесь вопросы конституционного и валютного порядков, а также разграничения полномочий», – сказала Евгения Войко газете ВЗГЛЯД.

Таким образом, к нынешнему моменту скопился большой комплекс вопросов, по которому ни одна из сторон не готова уступить. И в этой связи позиция лично Лукашенко во многом влияет на коллективное мнение белорусов. При этом своими заявлениями, в которых он указывает на Россию как главную причину торможения процесса, Батька явно пытается показать, что его-то вины в пробуксовке точно нет.

«Я не перекладываю всю полноту вины исключительно на белорусскую сторону, но Лукашенко ведет двойную игру. С одной стороны, он говорит, что его сближение с Европой не повлияет на отношения между Москвой и Минском. С другой стороны, мы видим, что в своих выступлениях он периодически говорит о том, что нужно ориентироваться на Европу, в том числе и в политическом развитии», – отмечает эксперт.

Что касается прогнозов развития ситуации, то в ближнесрочной перспективе «изменений на этом направлении не предвидится». Минск загнал себя в неопределенную ситуацию. Властям необходимо решать экономические вопросы, поскольку ситуация в Белоруссии «крайне неблагоприятная», до сих пор остается нерешенным энергетический вопрос.

«Здесь, безусловно, Белоруссии необходимы внешние вливания. В том случае если будет прогресс в направлении союзного государства, это, по расчетам белорусского руководства, отодвинет перспективы аналогичных вливаний со стороны стран Евросоюза, в том числе по линии «Восточного партнерства».

Но союзное государство не появится до тех пор, пока Москва и Минск не договорятся о разграничении полномочий в нём. Известно, что Лукашенко хотел заполучить в свои руки как можно больше политических рычагов, чтобы самому определить путь развития союза. Однако в Кремле с такой постановкой вопроса не согласны, там видят другие схемы.