Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Демократы» готовы к объединению
«Демократы» наконец готовы к объединению
В четверг состоится федеральный политсовет «Союза Правых Сил», на котором определится дальнейшая судьба этой партии. После ухода Никиты Белых с поста лидера «правых» многие начали говорить о том, что для находящегося в сильнейшем кризисе российского либерального движения единственным выходом станет объединение СПС с «Гражданской силой» и Демократической партией России. Газета ВЗГЛЯД опросила членов федерального политсовета СПС, а также ведущих экспертов о вероятности нового объединения и о его возможных перспективах.
В последние несколько месяцев в российской политике опять усилились тенденции к консолидации партийной системы: Аграрная партия объединилась с «Единой Россией», Партия социальной справедливости присоединилась к «Справедливой России», а некоторые партийные образования, например Партия возрождения России, и вовсе прекратили свое существование.
Новый лидер партии Леонид Гозман сообщил, что решение об участии в этом союзе будет принято на федеральном политсовете СПС в четверг 2 октября
Наконец, после того, как Никита Белых объявил о своем уходе с поста лидера «Союза Правых Сил», в средствах массовой информации стали высказываться предположения о грядущем объединении СПС, «Гражданской силы» и Демократической партии России. Новый лидер «правых» Леонид Гозман сообщил, что решение об участии в таком союзе будет принято на федеральном политсовете СПС в четверг 2 октября.
Один из членов этого политсовета, руководитель Ставропольского регионального отделения СПС и депутат краевого законодательного собрания Борис Оболонец рассказал в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, что относится к этой идее осторожно, но все-таки считает ее необходимой.
«Может быть, я не все моменты на федеральном уровне знаю, но с точки зрения региональной для меня, как для действующего политика, это шанс не уйти в подполье, не выпасть с политической арены. Прежде всего, мы хотим сохранить партию», - подчеркнул Оболонец.
Он также отметил, что не выступает против грамотного сотрудничества с властью. «У нас в крае я вообще не чувствовал нецивилизованного давления со стороны власти. На местном уровне у нас с властью, в общем, складываются отношения. Мы и с «Единой Россией» не считаем друг друга врагами. У нас общие интересы, но разная идеология, но ничего страшного», - заметил политик.
Сходную позицию высказал и член федерального совета СПС, глава Ивановского отделения Сергей Колесов. «Ситуацию в СПС можно охарактеризовать как тихое умирание. В этой связи различные изменения, объединения – это замечательно, нужно двигаться вперед», - сказал он.
«Лично я в принципе выступаю за объединение. Другой вопрос, что если конкретно ставить вопрос с кем объединяться, то лично я не приемлю объединения с экстремистскими силами. Я не могу себя представить рядом с нацболами. Если это будет союз тех людей, средства, методы, приемы, действия которых совпадут, я только за», - заявила газете ВЗГЛЯД еще один член федерального политсовета и руководитель Рязанского отделения СПС Александра Перехватова.
- «Правые» меняют голову
- Результаты в силе
- СПС пошел путем КПРФ
- Леонид Радзиховский: Конец. Начало?
- Кино от Хакамады
Позитивно оценивают возможное объединение и в «Гражданской силе». «Не хотелось бы забегать вперед – пока ничего окончательно не объявлено и не сказано. Но очевидно, что для демократической оппозиции любое объединение было бы полезно, потому что именно наша разрозненность мешала нам выступать успешно в последние выборные компании. Такой союз мог бы быть очень выгоден», - отметил председатель Московского областного отделения ГС Дмитрий Некрасов.
Эксперты также в целом позитивно оценивают перспективы объединения российских либералов в единую партию. Так, политолог Леонид Радзиховский считает, что в России достаточно людей, способных поддержать новообразование.
«Социально-благополучные люди склонны достаточно позитивно смотреть на то, что происходит в стране, но это не значит, что они всегда имеют восторженный образ мысли и восхищаются любым решением власти. Их раздражает ругань против Европы, ругань против Америки, раздражает воинственная имперская риторика. А уж больше всего они не хотят великих потрясений, гражданского противостояния», - отметил Радзиховский в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯДА.
«В течение долгого времени СПС делал ставку на благополучных и эта ставка приносила им определенные успехи – в Думу они таким образом прошли. Потом в силу разных причин они резко сменили ориентацию и стали делать ставку на людей явно диссидентского толка, настроенных категорически против власти, - рассказывает свое видение ситуации эксперт. - В итоге все это привело к краху – избиратель ушел, с властями испортили отношения безнадежно, денег нет, это банкротство».
По мнению Радзиховского, власть также должна быть заинтересована в появлении подобных объединений. «Есть и запрос со стороны власти, потому что если она хочет проводить пусть и ограниченную, но все-таки реформу, то ей надо на какую-то силу опираться, а не просто делать это волевым усилием сверху», - замечает эксперт, выражая уверенность в том, что процесс слияния СПС, ГС и ДПР завершится успешно.
Научный руководитель организации «Общественный договор» Денис Драгунский тоже считает, что создание демократической партии в сотрудничестве с властью – это «реально, трезво и полезно». Однако считает, что три называемые партии «слишком разновесные», поэтому объединение должно происходить на базе СПС.
Наконец, президент «Меркатор Групп» политолог Дмитрий Орешкин* считает, что для СПС «существует важный фундаментальный выбор – ты или противостоишь власти в качестве несистемной оппозиции, или ты пытаешься с ней взаимодействовать. Или ты оппозиция Его Величеству, или оппозиция Его Величества». Объединение с «Гражданской силой» и ДПР, по мнению Орешкина, будет значить, что «правые» выбрали для себя второй вариант.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом