Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
18 сентября 2008, 11:55 • Политика

Выбор ради выборов

Правительство Израиля возглавит женщина

Выбор ради выборов
@ Reuters

Tекст: Юлия Малышева

Правящая израильская партия «Кадима» определила имя своего нового лидера, однако сама оказалась под угрозой раскола. При этом долгожданное смещение с поста председателя партии Эхуда Ольмерта не помешает последнему еще долго оставаться в кресле премьер-министра. Наблюдатели полагают, что если выигравшей праймериз Ципи Ливни все-таки удастся сформировать правительственную коалицию, Израилю не избежать новых досрочных выборов. В любом случае шансов на победу у «Кадимы» мало.

Глава израильского МИД Ципи Ливни одержала пусть и не уверенную, но победу в борьбе за освобожденное премьер-министром Эхудом Ольмертом кресло лидера правящей «Кадимы».

Полчаса для победы

Ливни удалось обойти соперника на 1,1% голосов, получив поддержку 43,1% проголосовавших

Несмотря на предвыборные рейтинги, обещавшие Ливни уверенную победу над министром транспорта Шаулем Мофазом, реальность оказалась далека от предсказаний.

К 18 часам дня голосования свое волеизъявление выразили лишь чуть более 20% избирателей. Удивительная пассивность голосующих заставила Ливни пойти на крайний шаг: обратиться в Избирательную комиссию с просьбой продлить голосование до 23:00. Комиссия, несмотря на протесты Мофаза, пошла на встречу главе внешнеполитического ведомства, подарив ей победные полчаса.

В результате Ливни удалось обойти соперника на 1,1% голосов, получив поддержку 43,1% проголосовавших.

По мнению экспертов, не будь этих лишних 30 минут, победа бы осталась за министром транспорта, впрочем, примерно с таким же разрывом.

«За Ливни стоит израильский истеблишмент, левый лагерь, прокуратура, суды, пресса и все те, кто полагает, что она для Израиля «новый нежный этрог», то есть фрукт, который нужно носить на руках с величайшей осторожностью, чтобы не помять. Она последняя надежда Джорджа Буша выполнить данное перед самим собой и окружающим миром обещание создать до конца его президентского срока палестинского государства. То, что будет с этим государством после его ухода Буша волнует мало», - рассказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Что же до экс-министра обороны Мофаза, то его кандидатура никак не вписывалась в американские планы по примирению на Ближнем Востоке.

«Мофаз не такой образованный, он не милая блондинка, а напротив – угрюмый персидский еврей, отлично разбирающийся в вопросах безопасности. Поэтому он в случае победы, мог ударить по инфраструктуре террористов в Газе, начать разбираться с Хизбаллой, то есть делать все то, что противоречит проповедуемой США в Израиле концепции: если обнять вашего врага, подарить ему цветок и сказать три раза «мир, мир, мир», то все будет хорошо», - добавляет политолог.

Теперь главная задача, стоящая перед Ливни – попытаться сформировать новое правительство Израиля.

«Завтра я начну встречи с представителями парламентский фракций для того, чтобы быстро создать коалицию, способную справиться со всеми грозящими нам испытаниями», - пообещала сама победительница.

«Кадима» без Ольмерта и будущего

Другое дело, удастся ли ей это сделать, или же страна окажется перед угрозой проведения досрочный парламентских выборов.

Пока возможные союзники и оппоненты «Кадимы» не сообщали о своем желании войти в новую коалицию с правящей партией. Скорее напротив – всячески от этого намерения отмахивались, предпочитая делать ставку на проведение новых выборов в Кнессет.

Так, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, комментируя порталу IzRus праймериз в «Кадиме», отметил, что стране нужен не новый лидер партии, а новый парламент.

«Надеюсь, что если и будет сформирована новая коалиция, то за это не придется расплачиваться деньгами, которые столь необходимы для удовлетворения реальных нужд государства в целом, и нужд репатриантов в частности», - заявил он.

Ранее в СМИ появлялась информация, что Мофаз в случае своей победы предлагал Либерману портфель главы Минфина или МИД. Однако глава НДИ отказался от столь заманчивого предложения.

Аналогичную позицию может занять «Авода» и «Ликуд».

Как отмечается в официальном заявление лидера оппозиционной «Ликуд» Биньямина Нетаниягу, Ливни и Мофаз являются центральные участники провалившегося правительства «Кадимы».

«Нельзя допускать, чтобы несколько тысяч членов этой партии решали, кто будет следующим премьер-министром. «Ликуд» не присоединится к провальному правительству «Кадимы» и продолжит добиваться внеочередных парламентских выборов», – подчеркивается в заявлении.

Что до ШАС, то пока партия не сообщает о своем решении. Тем не менее, ранее ШАС признавала, что предпочла бы работать с Мофазом, поддержавшим ее точку зрения в вопросе о повышение детских пособий.

Впрочем, уверен Сатановский, на кону стоит не только вопрос сохранения «Кадимой» власти, но и сам факт ее существования.

«Прошедшее голосование фактически раскололо партию – его итоги, мягко говоря, не оставляют у сторонников Мафаза уверенности в четной победе Ливни. Во-вторых, у Ольмерта появляются возможности сказать, что хоть он и обещал уйти в отставку с поста премьера, однако в таких условиях он страну оставить не может», - полагает он.

При этом вероятность того, что Ольмерт использует последний шанс остаться у власти, считает эксперт, крайне высока.

«У этого человека железные нервы, он адвокат, выигрывавший самые проигрышные дела самых черных клиентов. Он умеет работать в ситуации, когда все против него и его совершенно не волнует, какая при этом у него репутация. Поэтому вероятность того, что он убедит Переса в необходимости создания переходного правительства, во главе которого он просидит еще много месяцев вплоть до выборов, крайне высока», - отмечает он.

То, что Израиль, за 60 лет своего существования лишь трижды проведший выборы в положенный срок, идет к досрочным выборам, по мнению Сатановского, свершившийся факт. Даже если в правительстве будет сформирована та или иная коалиция. При этом вариантов структуры последней может быть великое множество.

«Может быть сформирована левоцентристская коалиция между «Кадимой» и «Аводой», правоцентристская – с Либерманом, возможно Мофазом и Нетаниягу. ШАС пойдет в абсолютно любую коалицию – это их ноу-хау и они так работают», - предполагает он.

Наконец, курсируют слухи, что договориться о формировании правительства национального единства удастся «Аводе» и «Ликуде», к которым в последствии присоединятся мелкие партии. В таком случае две партии получает более 40 голосов против 27 голосов пока еще единой «Кадимы», и окончательно вытеснят ее из правительства.