Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЗа ПРО накажут пивом
Эксперты: Каким будет русский ответ на ПРО
В среду в рамках видеомоста, организованного агентством РИА «Новости», эксперты из России и Болгарии пытались понять, какие цели преследуют Соединенные Штаты Америки, размещая противоракетные элементы в восточноевропейских странах. Российские эксперты ясно дали понять, что наша страна даст достойный ответ на размещение ПРО в Восточной Европе. И ответная реакция России будет посерьезнее, чем отказ от поставок нефти в Польшу и Чехию.
Соединенные Штаты Америки непреклонны в стремлении разместить в Восточной Европе элементы своей противоракетной обороны. В начале июля было подписано соглашение о размещении ПРО между США и Чехией.
Среди американских представителей много искренних параноиков, которые воспринимают иранскую угрозу искренне и всерьез
Сложнее было с Польшей, которая некоторое время выражала сомнения в целесообразности допуска ПРО на свою территорию. Однако и с ней Америка нашла общий язык: после встречи в Варшаве министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского с заместителем госсекретаря США Дэниэлом Фридом позиции двух стран по вопросу размещения ПРО сблизились.
Между тем, Россию намерения Штатов не устраивают, так как размещение противоракетных элементов в Польше и Чехии может угрожать российской безопасности. Свою озабоченность российские политики и эксперты стараются донести до восточноевропейских стран.
Именно с этой целью был организован видеомост «Москва – София»: российские эксперты вступили в диалог о ПРО с болгарскими – представителями страны, традиционно дружественной по отношению к России, но при этом входящей в НАТО и ЕС.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, задавая тон предстоящей дискуссии, заметил, что в проблеме ПРО очевидно просматриваются два аспекта – политический и военный. С точки зрения политики, пояснил эксперт, размещение противоракетных элементов в Восточной Европе «не носит конъюнктурного и временного характера».
Лукьянов уверен, что «ПРО – это не конец истории, а начало». «Это первый элемент той системы, которую выстраивает Америка и которая в идеале должна стать универсальной. Речь идет о начале амбициозной идеи, которая пока неочевидно, что возможна», – пояснил он.
Однако, как считает Лукьянов, «если щит, защищающий США, будет создан, это кардинально изменит всю стратегическую ситуацию не только в России, но и во всем мире». Эксперт напомнил, что предыдущий президент России Владимир Путин предлагал Соединенным Штатам заниматься ПРО совместно и такую же позицию занимает нынешний президент Дмитрий Медведев.
Федор Лукьянов полагает, что в теории подобная коллегиальная деятельность вполне возможна, однако если ею заниматься всерьез, то потребуется высокий уровень доверия между обеими сторонами соглашения. Такой степени доверительных отношений у России к США сейчас нет, и наша страна неоднократно становилась свидетелем того, как часто США не выполняют свои обещания. А значит, полагает эксперт, «нереально рассчитывать на встречные шаги США в области ПРО».
Более того, Лукьянов заметил, что «важным фактором размещения противоракетных установок в Польше и Чехии для США является приближающаяся смена администрации президента». Дело в том, пояснил эксперт, что за 7,5 лет пребывания у власти нынешний американский лидер Джордж Буш прославился лишь «сомнительными успехами». «Неудачи мы можем пересчитать по пальцам обеих рук», – добавил он.
А потому администрации Буша «позарез необходимы внешнеполитические успехи». «Размещение ПРО – это успех, которого они добиваются в большой спешке с тем, чтобы попытаться привязать к достигнутым договоренностям следующую администрацию», – пояснил эксперт.
Впрочем, Лукьянов полагает, что в ситуации с ПРО «правильней не торопиться», а взять «период рефлексии». И если новая администрация президента США будет действовать аналогично нынешней, добиваясь размещения противоракетных элементов в Восточной Европе, то тогда, подчеркнул Лукьянов, «можно обсуждать эту проблему спокойно», понимая, что эта позиция Штатов – «принципиальная, а не конъюнктурная, как сегодня».
Заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев также считает, что размещение ПРО – это «неприятное событие для Европы». «Предложения США надуманы, – утверждает он. – И мы не знаем, что они задумали на самом деле. Полагаться на слова бессмысленно, а надежной информации пока нет».
- США продвинулись в Европу
- Польша отвергла ПРО
- Путина в США ждал улов
- Стратегия Медведева
- Очередь за ПРО
«Они говорят, что шахты баллистических ракет, которые будут построены в Польше, это защита от Ирана», – напомнил Пикаев. Однако, как подчеркнул эксперт, отличить корпус противоракеты от ракетной установки на ощупь невозможно. Тем более что США намерены создать противоракетный носитель на базе ступеней баллистических ракет, нацеленных на Москву. «А это не может нас не беспокоить», – сказал эксперт.
Более того, США во время официальных встреч и пресс-конференций говорят, что готовы пустить российских инспекторов для проверки на свои военные базы, но дальше обещаний дело не доходит. К примеру, польские представители не пускают российских специалистов на свою территорию, утверждая, что присутствие инспекторов подрывает суверенитет их стран. «А присутствие там же американских военных баз его как будто не подрывает», – ехидно заметил Пикаев.
К тому же, напомнил эксперт, для размещения ПРО в Польше и Чехии государства должны были направить соответствующий запрос в США. «Но его не было. Никто не просит США их защищать. США предприняли это в инициативном порядке», – подчеркнул политолог.
Таким образом, резюмировал Пикаев, Россия, наблюдая за деятельностью Штатов в области ПРО и их нынешних союзников, пребывает в большом сомнении: доверия к США нет, переговоры зашли в тупик, а США занимаются лишь пропагандой сотрудничества с Россией и то только для вида.
Так что, наша страна будет и дальше стараться выстроить конструктивный диалог с Америкой, но «надо готовиться к худшему». «Решение США о размещении баллистических ракет в обход НАТО, естественно, вызывает тревогу. И глупо думать, что Россия не предпримет ответных мер», – заверил эксперт.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин со своей стороны полагает, что стремление американской администрации разместить систему противоракетной обороны в Восточной Европе может объясняться желанием военно-промышленного комплекса и Пентагона обеспечить себя заказами.
«Можно предположить, что это мероприятие – результат лоббистских усилий военно-промышленного комплекса и Пентагона, который обеспечивает себя заказами очень надолго, потому что там сейчас привыкли жить хорошо с гигантскими военными бюджетами, и терять их не хочется ни при каких обстоятельствах, – отметил Храмчихин. – Правда, непонятно, при чем тут вообще интересы Восточной Европы».
По его словам, причины размещения ПРО в Восточной Европе с военной точки зрения понять очень сложно. Эта система нацелена на предупреждение угрозы для США со стороны Ирана, однако «совершенно невозможно себе представить», чтобы у Ирана появились межконтинентальные баллистические ракеты, которые до сих пор «создали только три страны в мире: США, Советский Союз и Китай».
К тому же, полагает Храмчихин, очень сложно представить себе, что «иранские руководители такие сумасшедшие, что нанесут такой удар одной-двумя ракетами, не больше, и в ответ получат гарантированный удар, уничтожающий Иран полностью и навсегда». При этом он подчеркнул, что среди американских представителей много «искренних параноиков, которые воспринимают все это искренне и всерьез».
Болгарский политик и журналист, председатель политической партии «Атака» Волен Сидеров также не знает, зачем нужна ПРО в Восточной Европе. «Болгария против дислокации ПРО в Восточной Европе, – заявил он. – Против кого она? Где враг? Во время «холодной войны» было ясно, где этот враг. Но сейчас против кого этот щит? Я не убежден, что именно от Ирана».
Более того, как заметил Сидеров, Болгария вовсе не желает «входить в военные блоки с США», зато готова дружить с Евросоюзом. «Мы хотим, чтобы у Болгарии было достойное поведение в области внешней политики», – провозгласил болгарский политик.
Впрочем, если российских экспертов вопрос о размещении ПРО интересовал в глобальном масштабе, то болгарский участник в большей степени был озабочен положением его родной страны. В особенности его занимал вопрос: как поступит Россия, если система противоракетных элементов будет размещена именно в Болгарии.
Российские эксперты хором пояснили, что на этот вопрос сейчас ответить сложно. Как заметил Храмчихин, пока от Болгарии не исходит никаких угроз. С этой позицией солидаризовался и Пикаев, подчеркнув, что ущерба безопасности России от Болгарии нет.
Лукьянов же заметил, что «стратегическая сфера ядерного оружия – это отношения исключительно России и США». «С этим ничего не сделаешь», – отметил он.
Таким ответом Сидеров оказался очень недоволен и даже разгневался. «Россия и США считают, что они поделили между собой мир и будут договариваться между собой. Ваше имперское мышление не преодолено, – возмутился болгарин. – Мы хотим уважения к нашей стране. У вас православие и письменность из Болгарии. Мы хотим больше уважения».
Такому гневному ответу Сидерова российские специалисты очень удивились. «Россия должна думать о том, как она может отреагировать на угрозу. Те объекты, которые есть, пока никакой угрозы не представляют. А при чем тут имперское мышление, я не понимаю», – ответил Александр Храмчихин.
«Россия не будет договариваться о размещении ПРО в Болгарии», – согласился Федор Лукьянов, добавив, что этот вопрос касается только самих американцев и болгар. Россия же, со своей стороны, будет и дальше вести переговоры с США о размещении противоракетных элементов, .
Впрочем, если российские эксперты пока затрудняются представить себе опасность со стороны Болгарии, то относительно Польши и Чехии у них есть вполне конкретные предложения.
Так, по словам Храмчихина, «любой объект ПРО автоматически станет целью российского ответного удара, а средством для его нанесения будет либо межконтинентальная баллистическая ракета с территории России, либо крылатая ракета, пущенная с одного из стратегических бомбардировщиков»,
А у Александра Пикаева нашелся более изощренный способ отомстить чешским соседям за ПРО. Он считает, что отказ российских потребителей от чешского пива в случае размещения в стране радара американской системы противоракетной обороны «стал бы сокрушительным ударом по Чехии». «Более серьезным, чем ограничение поставок нефти или ноты протеста российского МИДа», – подытожил Пикаев.
Правда, каким образом можно убедить российских любителей пива пойти на такую жертву, политолог не уточнил.