Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

2 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
23 мая 2008, 19:15 • Политика

Козак обещает санкции

Дмитрий Козак: «За что будут наказывать регионы»

Козак обещает санкции
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Елена Пацар

В конце недели Общественная палата собралась на пленарное заседание для обсуждения стратегии территориального развития страны. Общественники пытались понять, как из нынешних регионов, которые похожи на «белые пятна» на лоскутном одеяле Российской Федерации, сделать красивый цветник. Надежду на возрождение российской периферии представителям ОП дал министр регионального развития Дмитрий Козак, который рассказал о том, что будет с регионами дальше.

Пленарное заседание Общественной палаты по вопросам территориальных проблем и их решений открыл председатель комиссии ОП по региональному развитию Вячеслав Глазычев.

Московский бублик

В ручном режиме путем администрирования деятельности каждого органа власти мы не справимся с поставленной задачей

Как всегда, собранный и спокойный, Глазычев сразу предупредил, что сухого доклада, зачитанного по заранее подготовленной бумаге, общественники не услышат. Ведь главное в пятничном мероприятии – живой диалог. По его словам, очень важно, чтобы «становящееся на ноги гражданское общество» не стояло в стороне, когда речь заходит о судьбоносных вещах, то есть о развитии российских регионов.

Председатель комиссии по региональному развитию в своем докладе развивал идеи, сформулированные им в апрельском интервью газете ВЗГЛЯД. Он подчеркнул, что вопрос о стратегии территориального развития отнюдь не очевиден. «Фактически это первое обсуждение на независимой экспертной площадке самой механики стратегической работы федеральной власти и регионов», – заметил эксперт.

По его словам, большинство рассмотренных в прошлом году стратегий не встретили серьезной поддержки. По-прежнему российские регионы выглядят «как острова на белом фоне». «Нет соседей справа, нет соседей слева, но есть попытка выстроить в отдельно взятом регионе решение Программы-2020», – констатировал Глазычев.

Такой способ заняться собственной реорганизацией на благо общества доходит, по словам эксперта, «до абсурда». Он напомнил: в прошлом году, когда Москва занималась разработкой собственной стратегии развития, карта России и вовсе была похожа на белый бублик, внутри которого царствовала одна лишь Москва.

«Наша главная задача – обратить внимание не только на политический, но даже и утилитарный смысл, внимание к знанию о человеческом капитале: что на самом деле есть, где есть?» – акцентировал внимание присутствующих эксперт в области регионов.

Тем более, как заметил сам Глазычев, такого знания на федеральном уровне пока нет. Муниципальная статистика, пусть и не идеальная, была ликвидирована в начале 90-х. Однако именно она стягивала в центр всю информацию о регионах. «Сегодня этого потока нет. А оперирование происходит с помощью средних показателей по регионам», – выделял минусы нынешних реалий профессор.

А потому, как ни плоха была муниципальная статистика прошлого, ее, по мнению Глазычева, нужно вернуть. «Одно из наших категорически настоятельных предложений – это восстановить нормальную муниципальную статистику», – потребовал он.

Сегодня, по словам Глазычева, необходимо сформировать институт развития. «Но институт развития – это не какое-либо министерство. Это агрегирование всех интеллектуальных ресурсов страны на задачу развития. Да, это можно делать исключительно в административном ключе, но в данном случае речь идет о выработке технологий развития», – заключил Вячеслав Глазычев.

Кто спросил народ?

После вступительной речи трибуну по очереди начали занимать желающие высказаться. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский после многочисленных слов благодарности в адрес организаторов пленарного заседания ОП наконец-то заметил, что региональная политика очень «неубедительна и малоэффективна».

«Мы потеряли традиции и формы планового регионального развития в условиях плановой экономики, которые давали серьезные результаты в реализации комплексных программ», – посетовал новосибирский руководитель.

Председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова вспоминать былое не стала, а выступила с рядом рекомендаций по региональному развитию. Чтобы регионы России перестали быть «белыми пятнами» на лоскутном одеяле Российской Федерации, считает общественница, нужно осуществить несколько вещей: заняться стабилизацией численности и повышением качества населения, сформировать тенденцию к росту зарплаты и занятости, повысить доступность и качество услуг, жилья и сформировать гибкую систему расселения народов России.

Вступившая в разговоры о «судьбоносных вещах» председатель комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская акцентировала внимание присутствующих на проблеме расселения. «Мы спросили у самих россиян, где они хотят жить: в густо населенных городах или не очень? В высоких домах или низкорослых?» – вопросила Слободская общественников.

Впрочем, отвечать на ее вопросы было некому. Атмосфера в зале больше походила на предпраздничное и уже никому не нужное собрание весельчаков: стоял привычный шум и гам, а на «местах для поцелуев» живо, громко и весело обсуждались последние события недели (причем частного характера). Всеобщее внимание привлекали не столько выступления экспертов по региональной политике, сколько деятельность отдельно взятых общественников.

К примеру, юный член Общественной палаты Ирина Плещеева заявилась в конференц-зал в ярко-рыжей футболке с вызывающими надписями «Ненавижу пленарные» на груди и «Фуршеты – объедаюсь» – на спине. Возможно, ее внешний вид был оправдан тем, что, по ее собственным словам, живет она «в поездах» между Москвой и Воронежем.

Развеселил общественников и вице-губернатор Калужской области Максим Акимов, который, стремясь побыстрее оказаться на трибуне, оборвал тяжелую общественную штору вместе с гардиной.

«Надеюсь, это единственный ущерб, который Калужская область нанесла Общественной палате», – смущаясь, проговорил Акимов. «Тем не менее восстановительные работы будут проводиться за счет Калужской области», – строго указал гостю столицы секретарь ОП академик Евгений Велихов.

Губернаторов не снимут

«Обсуждение политики регионального развития – важный, актуальный диалог», – начал держать речь господин министр (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)
«Обсуждение политики регионального развития – важный, актуальный диалог», – начал держать речь господин министр (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)
Впрочем, всеобщее оживление улеглось, когда в зале заседания появился министр регионального развития РФ Дмитрий Козак. «Обсуждение политики регионального развития – важный, актуальный диалог», – начал держать речь господин министр.

По его убеждению, проблемы региональной политики должны активно обсуждаться в каждом регионе с участием представителей общественности и различных органов и уровней власти.

Потенциал региональной политики, уверен Козак, сегодня абсолютно не востребован, либо востребован, но крайне недостаточно. «Масштабы страны предопределяют проведение системной политики в отношении каждого региона. Путем администрирования каждого уровня власти мы никогда не решим проблемы экономического развития», – отметил министр.

Проблема в том, что механизмы, стимулирующие регионы к развитию, сегодня недостаточно отработаны. «Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов должно привести к сокращению различий между регионами, но не в ущерб развитию территории Российской Федерации в целом», – предупредил он.

И тут же заметил, что при создании благоприятных условий для максимального экономического роста необходимо сохранить комфортные условия для проживания людей. Для достижения этой цели действия федеральных, региональных и муниципальных властей должны быть скоординированы и согласованы.

Одним из главных условий развития регионов Дмитрий Козак назвал привлечение частных инвестиций. А решение этой задачи требует регламентации отношений между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления путем завершения разграничения полномочий между ними.

Передача части полномочий от федерального центра региональным властям может произойти уже в течение этого года. Однако произойдет это только в том случае, если соответствующий законопроект будет поддержан правительством.

«Прежде всего предлагается передать полномочия по управлению и распоряжению целым блоком федерального имущества, по экологическому, технологическому надзору. Должны быть делегированы полномочия по санитарно-эпидемиологическому надзору, защите прав потребителей», – сообщил Козак.

При этом, по его словам, необходимо сформулировать стандарты оценки и механизмы контроля того, как регионами выполняются переданные федеральные полномочия.

Следить будут и за тем, как регионы распоряжаются федеральными средствами. Как оказалось, если выяснится, что регионы неэффективно тратят деньги из федерального бюджета, то на субъект России будут накладываться финансовые санкции. «Санкции за неэффективное использование федеральных субсидий, показатели неэффективности – с 2009 года это начнет уже работать», – предупредил Дмитрий Козак.

По его словам, Бюджетный кодекс позволяет решить данный вопрос постановлением правительства, и соответствующий документ уже согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти.

Министр особо подчеркнул, что социально-экономические показатели регионов, которым предоставлены средства федерального бюджета для развития, должны расти быстрее, чем в среднем по России. «Если эти показатели ниже, то должны следовать санкции – либо финансовая помощь должна уменьшаться, либо мы должны субъект Федерации лишать такой помощи полностью», – объяснил Козак.

Поскольку же в подобных случаях могут пострадать люди, которые проживают в этом регионе, федеральный центр должен принимать соответствующие кадровые решения. «В случае если следуют финансовые санкции и мы вынуждены повторять их в течение нескольких лет – это сигнал для того, чтобы принимать решения в отношении руководителя соответствующего региона», – пригрозил министр.

Но это не значит, что предстоит некая «чистка» губернаторских радов. «Я против того, чтобы использовать эти показатели как палку для того, чтобы снимать губернаторов», – подчеркнул «главный региональный политик».

Он пояснил, что необходимо выстроить нормальную систему спроса с руководителей регионов за конечные результаты их работы и при этом предоставить максимальные возможности для осуществления деятельности по развитию региона.

Расставив по местам власть и разобравшись с финансированием, можно будет решать и еще одну стратегическую задачу региональной политики – формирование «компактного эффективного государства». Компактность подразумевает «рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры в регионах в рамках единой системы стратегического планирования».

Целью стратегического планирования является определение зон опережающего экономического роста в разрезе федеральных округов. «Необходимо определить межрегиональную специализацию и устранить ненужную конкуренцию между регионами за инвестиции», – подчеркнул Козак.

Стоит заметить, что министр регионального развития считает, что обсуждение проблем развития субъектов России должно проходить в каждом регионе. «У нас огромная страна. Это предопределяет ведение системной политики в отношении 86 самостоятельных субъектов Российской Федерации», – подсчитал министр.

«В ручном режиме путем администрирования деятельности каждого органа власти мы не справимся с поставленной задачей», – резюмировал Дмитрий Козак.

..............