Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияПартии подросли
Партии в России подросли
Во вторник и среду два ведущих социологических института – ВЦИОМ и ФОМ – обнародовали данные последних опросов, касающихся популярности партий в России. «Единая Россия» вновь занимает лидирующие позиции на первых строчках рейтингов популярных партий. Другие парламентские партии также в основном растут и крепнут. Эксперты считают, что это вполне закономерно. Правда, каждый политолог видит разные причины успеха или непопулярности партий.
Несмотря на то, что парламентские и президентские выборы уже позади, рейтинги некоторых партийных организмов, населяющих Государственную думу, продолжают расти и крепнуть.
На правом фланге будет усиливаться борьба за лидерство на этом поле, а затем произойдут крупные объединительные процессы
Рекордсменом по симпатиям граждан к российским партиям стала «Единая Россия». По данным опроса Всероссийского центра по изучению общественного мнения, проведенного 8–9 марта, рейтинг ЕР составляет 56%.
Именно столько граждан России из 1600 опрошенных проголосовали бы за «Единую Россию» в том случае, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Цифра, зафиксированная социологами, свидетельствует о росте популярности партии среди граждан России на 10%. Ведь несколько месяцев назад, еще до парламентских выборов, ЕР предпочитали всем остальным партиям 46% россиян (от общего числа граждан, а не только принявших участие в голосовании).
Данные Фонда общественного мнения также указывают на высокую поддержку «Единой России». По данным ФОМа, который также проводил опрос 8–9 марта, партии власти доверяют 54% опрошенных.
Вместе с тем мужают и рейтинги других партий. Так, по данным ВЦИОМа, позиция КПРФ также окрепла. Если до парламентских выборов социологи фиксировали рейтинг коммунистов на уровне 6–7%, то теперь уже 11% россиян поддерживают Компартию.
Подросла и поддержка партии Жириновского: рейтинг ЛДПР подтянулся с 5 до 7%.
А вот эсеры скатились. После успеха на выборах в Госдуму, кода партия сумела преодолеть 7%-ный барьер, сегодня «самых правильных левых» поддерживают лишь 2% респондентов.
Иными словами, у большинства парламентских партий налицо мобилизация электората. Одна лишь «Справедливая Россия», скатившись до неутешительных результатов, демонстрирует антиуспехи. Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД выразил мнение, что нынешние показатели социологов объясняются логикой политического процесса.
В частности, причина упадка «Справедливой России», считает эксперт, в том, что партия Сергея Миронова не являлась участником президентских выборов – и, соответственно, не смогла развить успех, достигнутый ею на парламентских выборах.
А вот КПРФ и ЛДПР выдвигали своих кандидатов в президенты. «Они получили существенно больше, чем на выборах 2003 года. Этот факт и стал своеобразным локомотивом для роста партий», – подчеркнул Виноградов.
Что касается «Единой России», то, как заметил политолог, по разным сведениям, ситуация противоречивая. «На региональных выборах кое-где она получила меньше, чем на выборах в декабре. Хотя, с другой стороны, мартовские итоги выглядят боле убедительными, чем цифры декабря», – сравнил эксперт.
Иными словами, по мнению Михаила Виноградова, сегодня подтверждается та «картина мира избирателей, которая образовалась в период парламентской кампании».
Между тем директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко не склонен считать, что рейтинги партий растут. В беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД политолог заметил, что цифры, озвучиваемые социологами, говорят о том, что партийная пропорция, установившаяся после думских выборов, сохранилась.
- «Единая Россия» взяла регионы
- Андрей Перла: Слева и справа
- «Дорожная карта» для «Плана Путина»
- Блондинки рвутся во власть
- Андрей Богданов: «Партий в России будет вдвое меньше»
«Сенсационным результатом можно назвать только результат эсеров. Но, с другой стороны, и это понятно», – отметил эксперт. По его мнению, эсеры в избирательной кампании Медведева в последний момент отошли на задний план и принимали в ней достаточно ограниченное участие. «Видна была только «Единая Россия» – ни эсеров, ни «Гражданской силы» в кампании Медведева видно не было», – подчеркнул Минченко.
В целом же, по словам политолога, нынешние результаты опросов подтверждают очевидное: у «Единой России», у коммунистов и у ЛДПР имеется достаточно стабильный электорат.
В то же время гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов находит, что рост партийных рейтингов всё же имеет место. И связано это с мобилизацией электората в период недавно завершившейся избирательной кампании. «Единой России» удается поддерживать мобилизационную активность своих избирателей. С конца прошлого года поддержка партии гражданами перешла за грань 50%», – сказал газете ВЗГЛЯД Орлов.
По его мнению, на это повлияло то, что партия дает «ответы на реальные потребности избирателей, ответы на вызовы времени». «Сейчас есть запрос на обновление политической системы и элиты, и партия на него отвечает», – привел пример эксперт.
КПРФ и ЛДПР, по мнению политолога, также довольно успешно мобилизовали свой электорат в период избирательной кампании. «Фактически, вся их электоральная база была вычерпана. Вот и всё объяснение», – пояснил Орлов.
Что же до «Справедливой России», то, как заметил политолог, у этой партии «не было и нет реального ядра электората». «Он очень рыхлый, – сказал эксперт. – Судя по тем действиям, которые предпринимала партия, электорат на время собирается, а потом распадается».
Если в нынешней партийной жизни экспертам всё понятно, то ее будущее – туманно. Михаил Виноградов полагает, что на данный момент «серьезной угрозы для существующей в России беспартийной системы нет». «Мы видим, что подавляющее число российских политиков находятся за пределами политических партий: Путин, Медведев, Сечин, Сурков, Зубков», – отметил политолог.
По его прогнозам, если на апрельском съезде ЕР Владимир Путин не вступит в партию, то общая тенденция к беспартийности сохранится. «Думаю, что сегодня административный аппарат довольно серьезно сопротивляется тенденции к партизации. Мы видели достаточно скептическое отношение губернаторов к вступлению в политические партии, хотя это и произошло», – напомнил Виноградов.
В то же время, по прикидкам эксперта, одной из главных тенденций нынешнего сезона будет некоторое снижение мотивации губернаторов к поддержке партий, в данном случае «Единой России». «Хотя для партии это не обязательно плохо. Это как-то размораживает партийную жизнь, дает немного проявить себя партийному активисту», – подытожил Виноградов.
По мнению Евгения Минченко, вариантов развития партийной системы немного. Есть возможность создания правой управляемой партии. «Попытаются что-то слепить, скажем, из «Гражданской силы», Демпартии или еще кого-нибудь. Обеспечить лояльность «Яблока» технически не так уж и сложно – схема отработана», – размышлял политолог.
С другой стороны, предположил Минченко, можно пойти по другому пути создания «суперпартии». «Есть же концепция создания «крыльев» внутри ЕР – либерального крыла во главе с Плигиным, технократически-патриотического во главе с Кокошиным и так далее», – отметил он. Впрочем, Минченко придерживается того мнения, что сейчас партийный спектр «вполне управляем», а потому вряд ли изменится. «Я не могу сказать, что назрела его реформа», – подытожил политолог.
Дмитрий Орлов считает, что партийная система будет укрепляться. «Ей недостает сложности», – пояснил эксперт свою позицию. По его убеждению, парламентские партии будут «сохраняться и продолжать работать». А вот на правом фланге, полагает Орлов, будет усиливаться борьба за объединение, за лидерство на этом поле, а затем произойдут крупные объединительные процессы.
«Хотя насчет СПС и «Яблока», тем более ДПР, у меня большие сомнения, в том смысле, что они могут выступить в качестве ядра для объединения, – заметил Орлов. – Там еще должны выкристаллизоваться деятели и структуры, вокруг которых это объединение произойдет».