Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
26 февраля 2008, 20:30 • Политика

Невидимые выборы

Неизвестные выборы 2 марта

Невидимые выборы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Гиренко, Елена Пацар

2 марта 2008 года в России пройдут не только выборы президента. Во многих субъектах Федерации будут избираться региональные парламенты и органы местного самоуправления. Законодательную власть будут переизбирать 11 субъектов РФ, а муниципальное начальство, в том числе 183 местных главы и 588 представительных органов, будет избрано в 65 регионах. Кроме того, пройдут выборы в муниципальные собрания всех районов Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональные парламенты будут избираться в четырех республиках (Башкирии, Ингушетии, Калмыкии и Якутии), одном крае (Алтайском) и шести областях (Амурской, Ивановской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской, Ярославской).

На самом деле, именно региональные и местные выборы формируют настоящее политическое лицо России. Правда, этого почти никто не хочет знать

В соответствии с федеральным законом, все эти выборы будут проходить по смешанной системе – то есть по меньшей мере половина депутатов будет избрана по партийным спискам.

Особых сюрпризов не ожидается нигде, и «Единой России» во всех регионах прочат победу. Но некоторые нюансы имеются. Скажем, в Башкирии единороссы уверенно смотрят в будущее. Как сообщают республиканские СМИ, руководство ЕР поставило перед башкирским отделением задачу набрать не менее 80% голосов. Судя по опыту прошлых лет, партии власти не составит труда решить эту задачу. Оставшиеся 20% единороссы готовы отдать КПРФ и «Справедливой России».

А вот в Алтайском крае всё не так просто. Здесь четыре года назад «Единая Россия» проиграла блоку аграриев и коммунистов, возглавляемому теперь уже бывшим спикером крайсовета Александром Назарчуком. Тогда левые получили 26,6% голосов, а единороссы – 24%.

Однако теперь ситуация изменилась: новый закон о выборах запрещает блоки, а потому Назарчуку пришлось ограничиться одними аграриями. И теперь, как пишут краевые СМИ, он сам считает, что «Единая Россия» сохранит 50%, набранные на думских выборах, в то время как КПРФ, ЛДПР и Аграрной партии придется получить по 10–15% голосов.

В некоторых регионах оппозиционным партиям приходится сталкиваться с собственными внутренними проблемами. В частности, это касается Свердловской области. Там ЕР показывает чудеса консолидации: в ее предвыборном списке соседствуют бывшие заклятые конкуренты – губернатор области Эдуард Россель и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

А у екатеринбургских левых списки формировались со скандалами. В итоге, как сообщают екатеринбургские журналисты, список коммунистов возглавил не первый секретарь обкома Владимир Краснолобов, а депутат палаты представителей областного парламента Андрей Альшевских.

Очередной переворот случился и у эсеров: у них депутат Госдумы Александр Бурков потеснил бывшего руководителя регионального отделения и главного спонсора свердловских эсеров Якова Невелева.

Не лучше положение у некогда популярных в Екатеринбурге либеральных партий. «Яблоко» и СПС сами отказались от участия в кампании. Последнее особенно интересно, учитывая что главный «технолог» правых Антон Баков – екатеринбуржец.

Единственной партией либерального толка, оставшейся в бюллетене для голосования, стала «Гражданская сила», импортировавшая в качестве первого номера бывшего депутата Госдумы Виктора Похмелкина. Впрочем, надо отметить, что Похмелкин не совсем чужой для Свердловской области – он выходец из соседней Перми.

Зато ЛДПР в Свердловской области скромничать не стала: ее список возглавил лично лидер партии Владимир Жириновский. Так что если Жириновский не станет президентом России, то у него есть шансы занять место в свердловской облдуме.

В трех субъектах Федерации выборы пройдут досрочно: главы Калмыкии, Ивановской и Амурской областей в конце прошлого года распустили свои парламенты.

В Иваново инициатива губернатора Михаила Меня едва не привела к расколу в рядах единороссов. Часть из них, включая руководителя регионального политсовета партии Валерия Васильева, отказалась сложить полномочия.

Таким образом, ЕР не могла выдвинуть свой список на досрочные выборы – по партийному уставу это прерогатива политсовета. Однако, в конечном итоге, ивановским единороссам удалось разрешить внутренний кризис – и партия участвует в выборах.

На второй позиции в списке ЕР (после губернатора Меня) здесь значится ткачиха Елена Лапшина, после съезда ЕР в октябре прошлого года ставшая для российской политики фигурой нарицательной.

В Калмыкии кампания также проходит не без интриги. Здесь у президента Кирсана Илюмжинова впервые за 17 лет появилось что-то вроде оппозиции: в рамках «Единой России» ему противостоит мэр Элисты Радий Бурулов.

В преддверии выборов президент и мэр даже обменялись предложениями о добровольном сложении полномочий. Хотя сомневаться в том, что в республике правящая партия получит столько, сколько надо, не приходится.

Помимо региональных выборов, значительное внимание привлекают к себе выборы глав муниципальных образований. Особенно это касается выборов мэров крупных городов и региональных столиц, таких как Барнаул, Екатеринбург, Красноярск, Кемерово, Новгород, Тольятти, Ярославль.

Надо отметить, что накал «мэрских» страстей на сей раз заметно меньше, чем в предыдущие годы. Исключение составляет, пожалуй, единственный город в России – Тольятти.

Обстоятельства назначения выборов мэра города там сами по себе были достаточно скандальными – прежний городской глава Николай Уткин был осужден по уголовному делу. Учитывая же криминальные традиции и протестные настроения «Автограда», легко было предположить, что избирательная кампания не будет простой и спокойной.

Так и получилось. На пост мэра в Тольятти претендует рекордное число кандидатов – 15. При этом кампания проходит весьма напряженно. Как сказал газете ВЗГЛЯД один из кандидатов, депутат Самарской губернской думы Сергей Андреев, «обстановка чрезвычайно нервозная и подрывающая доверие к выборам со стороны горожан».

По словам Андреева, в Тольятти активно используется такой метод, как снятие с выборов через суд. «В этой обстановке многие кандидаты снимаются сами. А тех, кто не снимаются, стараются «снять» через суд по надуманным поводам», – сказал Андреев.

Причем, административное давление не единственная и даже, пожалуй, не главная проблема тольяттинских выборов. Не даром среди политтехнологов командировка на выборы в Тольятти считается проявлением если не героизма, то чего-то близкого к этому.

Однако такое напряжение для нынешних местных выборов скорее исключение, чем правило. В основном предвыборная ситуация складывается вполне спокойно, даже рутинно. И ее не слишком разнообразят попытки некоторых кандидатов всколыхнуть атмосферу.

Например, в Красноярске возмутителем спокойствия попытался выступить бывший депутат Госдумы от КПРФ Владимир Сергиенко, пригрозивший снять свою кандидатуру. «Это пиар», – дружно интерпретировали демарш коммуниста журналисты.

Отдельный сюжет избирательной кампании – муниципальные выборы в Москве и Санкт-Петербурге. Причин две. Во-первых, в городах-регионах не очень внятно разделены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. А потому не вполне ясно, кто управляет тем или иным московским районом – управа (подразделение мэрии) или муниципалитет (местное самоуправление)?

А во-вторых, в столицах избирательный процесс протекает вдали от общественного внимания (прессе и в целом элите интереснее федеральная политика), зато под особо жестким административным давлением, выражающимся в массированном снятии кандидатов с выборов через суд.

При этом иногда кандидаты попадали под «каток» не по воле администраций, а из-за недосмотра собственных партийных коллег. Так, в Москве претенденты, выдвинутые партией «Справедливая Россия», лишились возможности участвовать в выборах из-за того, что городская конференция партии прошла не в соответствии с нормами закона.

Впрочем, как рассказал газете ВЗГЛЯД депутат муниципального собрания Хорошевское Владимир Шмелев, в целом практика отстранения кандидатов сильно разнится от района к району.

Так, в Хорошевском районе было снято всего 3 кандидата, и теперь там на 10 мест в муниципальном собрании претендует свыше 30 человек. А вот в соседнем Войковском районе пропорции обратные: там сняли два десятка кандидатов, и в бюллетене осталось всего 13 фамилий на 10 мест.

Однако главную проблему московских выборов депутат видит не в административных рычагах, а в том, что подавляющее большинство горожан вообще не знает о том, что в столице будут еще какие-то выборы, кроме президентских.

«Это – большая ошибка. В ближайшие четыре года в Москве произойдет серьезное перераспределение полномочий, и большая часть жизненно важных для москвичей вопросов будет решаться именно на муниципальном уровне», – уверен Владимир Шмелев.

В целом же региональные и местные выборы проходят ровно. В них несколько больше конкуренции, чем на федеральных выборах – и побольше влияние административного фактора. Скорее всего, их результат закрепит расклад политических сил, оформившийся на парламентских выборах в декабре.

На самом деле, именно региональные и местные выборы формируют настоящее политическое лицо России. Правда, этого почти никто не хочет знать.

..............