Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияПризнать Карабах
Одна из представленных в парламенте Армении партий предложила свой вариант по решению проблемы Нагорного Карабаха. А именно: Республика Армения признает Нагорно-Карабахскую Республику в качестве суверенного государства и обеспечивает в дальнейшем ее безопасность и территориальную целостность. Соответствующий законопроект уже имеется. И хотя позиция оппозиционной партии во многом совпадает с мнением официального Еревана, шансы законопроекта эксперты оценивают как призрачные.
Во вторник в парламент Армении был представлен законопроект «О признании Нагорно-Карабахской Республики».
Де-факто суверенное государство Нагорный Карабах, основанное в 1991 году в Степанакерте в соответствии с международным и советским законодательством, будет наконец признано Арменией де-юре
Написан он был в недрах оппозиционной партии «Наследие», а представлен лидером одноименной фракции Раффи Ованнисяном, который в начале 90-х занимал должность министра иностранных дел республики.
Предложенный законопроект по сути предлагает армянской стороне в одностороннем порядке признать самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику. «Де-факто суверенное государство Нагорный Карабах, основанное в 1991 году в Степанакерте в соответствии с международным и советским законодательством, будет наконец признано Арменией де-юре», – цитирует слова одного из представителей партии ИА «Новости – Армения».
Независимость Карабаха в обосновании законопроекта названа «состоявшейся реальностью», и Армения просто обязана признать режим сепаратистов, так как «Нагорно-Карабахская Республика является субъектом деколонизации СССР, как и другие союзные республики», а также «удовлетворяет всем требованиям международного права о суверенном государстве».
При этом Армения «должна стать гарантом безопасности населения Нагорно-Карабахской Республики и ее территориальной целостности».
Перспективы законопроекта туманны. С одной стороны, оппозиционная фракция «Наследие» самая малочисленная из пяти работающих в армянском парламенте. Как ни странно, у нее довольно прозападный имидж (а международное сообщество вряд ли придет в восторг от такой инициативы) и тесные связи с армянской диаспорой в Европе и США. Сам Раффи Ованнисян довольно долгое время жил в Штатах и считается крупным специалистом в области международного права.
С другой – оппозиция фактически высказывается в русле официального Еревана. В 2006 году президент Армении Роберт Кочарян уже заявлял о возможности одностороннего признания. Правда, только в том случае, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Немаловажно и то, что до своего назначения на пост премьер-министра Армении с последующим избранием на пост президента Кочарян был президентом Нагорно-Карабахской Республики и последовательно отстаивал право непризнанного государства на независимость.
В Институте стран СНГ, впрочем, считают, что шансов у законопроекта немного.
- Карабах имеет право
- Нагорный Карабах выбирает президента
- Студенты не поделили Карабах
- Новые миротворческие операции
- Неслышные просьбы
«По крайней мере сейчас он не отвечает интересам официального Еревана – Армении невыгодно накалять обстановку», – заявил в интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД старший научный сотрудник института специалист по Закавказью Руслан Харабуа.
«Более того, реакция международного сообщества будет несколько иной, чем предполагает лидер «Наследия», – законопроект просто «не заметят». Разве что Азербайджан выступит с некоторыми комментариями», – подчеркнул Харабуа.
Напомним, что в 1991 году в Нагорном Карабахе был проведен референдум, по результатам которого абсолютное большинство населения высказалось за независимость республики. Предшествовал референдуму четырехлетний армяно-азербайджанский конфликт с применением массового насилия и этнических чисток.
Однако республика не получила дипломатического признания и в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории, например «президент», «выборы», «герб» или «столица». Международные организации в принципе не считают референдум легитимным, поскольку не учитывалось мнение азербайджанского меньшинства (население Карабаха – более137 тыс. человек, из них 120 тыс. – этнические армяне). Армения, со своей стороны, настаивает, что возможность азербайджанцам предоставлена была, но воспользоваться ей они не пожелали.
Представителей местной власти Нагорного Карабаха международное сообщество также не признает, из переговорного процесса они исключены. Интересы непризнанной республики на переговорах, как правило, отстаивает армянская сторона. Последний раз по карабахской проблеме стороны встречались в марте этого года в Вашингтоне. Но компромисса – в который уже раз – не достигли.
Азербайджан настаивает, что республика не должна получить независимость ни при каких обстоятельствах. Армения предлагает вынести этот вопрос на еще один референдум.
При этом внутренние силы в Армении регулярно давят на официальный Ереван и призывают к аннексии Нагорного Карабаха. Так что инициатива «Наследия» далеко не первая. И, скорее всего, не последняя.
Но даже если Армения в одностороннем порядке все-таки признает независимость Нагорного Карабаха, вряд ли ее примеру последуют и другие страны. Прецеденты уже есть: Республика Северного Кипра не признана никем, кроме Турции.