Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

19 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

20 комментариев
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

3 комментария
15 августа 2007, 08:58 • Политика

Бескрайне правые

Нацистские сувениры пользуются спросом

Бескрайне правые
@ Reuters

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

Скандал в немецком городе Росток: в квартале, где собираются левые, открылся магазин нацистских сувениров. Противники неонаци говорят о провокации и рассылают письма протеста. Пока тщетно. На востоке Германии, на территориях непобедившего социализма, магазины продолжателей дела Гитлера появляются все чаще.

«Самовыражение» – так называет свое начинание Торбен Клебе, житель северо-немецкого города Росток. Этим редким для неонациста словом он объясняет появление магазина East Coast Corner, который должен обозначить круг его деловых и личных интересов.

Уже через неделю после открытия, в середине июня, перед магазином антифашисты подрались с неонацистами

Здесь продаются CD, штаны, футболки, кепки и стикеры. Над ними вывеска: Hate Streetwear. Торговать «одеждой ненависти» призваны «товарищи» Торбена Клебе.

«Этот угловой магазин – больше чем провокация, – замечает обозреватель агентства Dpa. – Это доказательство, насколько осознанно выступают правоэкстремисты в самом центре общественной жизни». «Этот случай обозначает новый уровень правоэкстремизма», – вторит Маркус Бирцер, директор Академии политики, экономики и культуры из соседнего города Шверин.

Тем временем над East Coast Corner развевается большой черный флаг с охваченными огнем мечом и молотом. В магазине – полутьма из-за вечно закрытых жалюзи, снаружи расписанных граффити. По словам владельца, самый лучший день – суббота. По выходным в город приезжают «товарищи» из близлежащих деревень.

Маркус Битцер утверждает, что неонацистские аксессуары пользуются немалым спросом среди молодежи. Например, футболки с цифрой 18 – популярным символом среди «крайне правых». Единица для них означает А (Adolf), а 8 – обозначение H (Hitler).

На востоке Германии, на территориях непобедившего социализма, магазины продолжателей дела Гитлера появляются все чаще. В Шверине неонаци собираются в Thule Store, в Висмаре они облюбовали Werwolf-Shop, в Нёйбранденбурге – Most Wanted. Обычно местные власти не принимают их всерьез.

Иначе дело повернулось в Ростоке, где появление заведения для неонацистов вызвало бурные протесты. Возможно, это связано с местом: в квартале, где открылся East Coast Corner, любят собираться местные левые – здесь и политологи из соседнего университета, и сотрудники либерального Freie Radio Lohro.

Соседство с одиозным торговым заведением их категорически не устраивает. Уже через неделю после открытия, в середине июня, перед магазином антифашисты подрались с неонацистами. Немного позднее возникла новая гражданская инициатива: «Прекрасная жизнь без нацистских магазинов».

Они стоят с пикетами и отправляют письма протеста в адрес властей. Последнюю петицию подписало почти 5000 человек. «На левых я готов подать в полицию, а остальное меня не волнует», – говорит Торбен Клебе.

Гамбургский бизнесмен, у которого он арендовал помещение, в особых симпатиях к неонацизму не замечен. Расторгать договор аренды он, однако, не собирается.

Выяснилось, что Торбен Клебе – заметная фигура среди восточногерманских неонацистов. Он был членом организации Blood & Honour, которая до запрета властей пыталась популяризировать «праворадикальный рок».

С сентября крайне правые будут заседать в земельном парламенте. Один из новоизбранных депутатов, Биргер Люссов, уже совершил показательный визит в East Coast Corner.

Вообще, германская фемида обычно довольно строга с неонаци. На днях Верховный суд в Карлсруэ запретил им устраивать мероприятия в память о Рудольфе Гессе, приговоренном в Нюрнберге к пожизненному заключению. В двадцатую годовщину его смерти праворадикалы намеревались провести марш в баварском городке Вунсзидель, где был похоронен один из приближенных Гитлера.

Тем временем в германском МВД говорят о росте преступлений, совершенных правоэкстремистами. К примеру, в Берлине за прошлый год их число удвоилось.