Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
14 июля 2007, 12:56 • Политика

Путин остановил ДОВСЕ

Эксперты: что означает для РФ мораторий на ДОВСЕ

Путин остановил ДОВСЕ
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков, Алексей Шаравский

В субботу президент Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). НАТО заявляет о том, что «разочаровано», Польша добавляет, что «изумлена». Между тем политологи, которые прокомментировали газете ВЗГЛЯД это решение, расходятся в его оценке: одни говорят, что позиции России во внешней политике теперь усилятся, другие опасаются, что это может привести к международной изоляции нашей страны.

В субботнем указе президента РФ поясняется, что это решение связано «с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года, затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер».

Ограничения на количества российских вооружений не только утратили всякий смысл, но и мешают более эффективно бороться с международным терроризмом

Указ вступает в силу со дня его подписания, передает РИА «Новости».

В своем сегодняшнем заявлении МИД России пояснил, что теперь «Россия в период приостановления (договора. – Ред.) не будет связана и какими-либо лимитами на обычные вооружения».

МИД подчеркивает, что «реальные количества российской военной техники будут зависеть от эволюции военно-политической ситуации, в том числе от готовности других государств – участников ДОВСЕ проявлять адекватную сдержанность».

«ДОВСЕ в его нынешнем виде безнадежно устарел», – говорится в заявлении МИД. «Он исходит из наличия двух противостоящих военно-политических союзов – НАТО и Варшавского договора. С тех пор Варшавский договор прекратил существование. Нет и Советского Союза. А бывшие союзники СССР присоединились к НАТО. ДОВСЕ образца 1990 года не учитывает всех этих изменений».

В заявлении МИД подчеркивается, что ограничения на количества российских вооружений в различных частях нашей территории не только «утратили всякий смысл», но и «мешают более эффективно бороться с международным терроризмом».

Напомним, Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан государствами Варшавского договора и НАТО незадолго до распада СССР, в 1990 году.

Участниками ДОВСЕ являются 30 государств: 8 бывших республик СССР (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Россия, Украина), а также еще 20 стран Европы (Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Франция, Чехия) и две страны североамериканского континента – США и Канада.

Договор ограничивает пять категорий обычных вооружений и техники: танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибром 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты.

В 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле был подписан обновленный вариант ДОВСЕ. На его основе должен был быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника.

Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ.

Страны НАТО поддержали это требование и заблокировали вступление в силу адаптированного договора.

Россия настаивает на том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) уже были выполнены, а потому не могут препятствовать ратификации обновленного варианта договора.

В апреле этого года в своем обращении к Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что Россия объявит мораторий на исполнение ДОВСЕ Россией, если все остальные страны не ратифицируют этот договор.

Позже глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал, что попытки исправить ситуацию вокруг ДОВСЕ натолкнулись на категорический отказ членов НАТО ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ к новым условиям под несостоятельными предлогами.

Реакция Запада предсказуема: в МИД Польши сообщили, что «изумлены» решением Кремля, а НАТО «разочаровано» выходом России из ДОВСЕ: как заявил пресс-секретарь альянса Джеймс Аппартурай, «договор является основой стабильности и безопасности в Европе».

Комментарии экспертов

Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги
Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги
После предложения Владимира Путина о возможном моратории на исполнение Россией ДОВСЕ была проведена конференция в Вене в середине июня. Она не принесла никаких результатов и не могла принести. После этого, исполнив необходимые формальности, российский президент подписал сегодняшний указ. Те требования, которые предъявила Россия, страны Запада не выполнили, как и не выполняли их ранее. С точки зрения западных стран, по-прежнему существует увязка по адаптации ДОВСЕ и выполнению Россией ее обязательств по Стамбульским соглашениям в отношении вывода российских войск из Молдавии и Грузии. Так что в позиции сторон не произошло никаких изменений. <b>Приостановление Россией действия ДОВСЕ – плохое развитие событий. </b> Здесь важен прежде всего символический момент: между Россией и ее соседями на Западе, странами Европы, появляются разделительные линии. И они, в том числе и стараниями дипломатии и действиями во внешней политике, постоянно углубляются. Мне кажется, что Россия действует так, как она не хотела бы действовать. Иными словами, мы не хотим гонки вооружений, но, если нашим требованиям не будет дан удовлетворительный ответ, эта гонка вооружений будет.

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Не секрет, что этот проект был подготовлен еще до визита Владимира Путина в США. Несмотря на то что его визит в США не сопровождался какими-то серьезными разногласиями, особого компромисса тоже достигнуто не было, поэтому напряженность между Россией и западными странами осталась. В большей степени жест Путина скорее символический, нежели реальный. Причин этого по крайней мере две. Во-первых, понятно, что российские вооруженные силы ограничены в средствах, ресурсах, вооружении и людских ресурсах. Серьезная переброска вооруженных сил в Европу малореальная. Вряд ли это было бы вполне дальновидным, так как военный фактор Китая для России более тревожен, нежели Европа. Во-вторых, победа России в олимпийской заявке Сочи 2014 года показывает, что <b>обострение отношений России с Западом имеет свои пределы</b>. В целом российская сторона заинтересована в продолжении нормальных отношений. Никто не хочет повторять опыт Олимпиады-80, проваленной по вине внешнеполитических авантюр советского руководства. Призрак холодной войны время от времени будут отгонять, поскольку успешное проведение Олимпиады в Сочи для России будет приоритетнее. Этот шаг дает продолжение для ведения диалога и торга, и вряд ли он приведет к обострению военной напряженности между Россией и европейскими странами.

,
Россия не раз заявляла о том, что ситуация – патовая, терпеть больше нельзя. Однако западные страны не шли нам навстречу. Были попытки увязывания ратификации этого договора с выводом наших войск из Грузии и Молдавии, но большинство экспертов считают, что юридически это совершенно неоправданно. Что касается самой ситуации, то она действительно стала нетерпимой: никоим образом не учитываются государства, которые недавно вступили в НАТО, это прежде всего страны Прибалтики. Не учитывается, что американцы намерены развернуть свои военные базы в Румынии и Болгарии. Россия публично обращала внимание на эту проблему, в то же время были и закрытые переговоры, но ни то ни другое никакого результата не дало. Поэтому, <b>я думаю, российская сторона предприняла совершенно верный и обоснованный шаг</b>. Что касается западной стороны. Наверное, это может ускорить какие-то конструктивные шаги со стороны Запада, хотя бы по той причине, что договор в целом может быть не так уж интересен с точки зрения ограничений самих потолков вооружений, но интересен тем, что создает условия прозрачности, то есть транспарентности, действий обеих сторон. Мы обязаны были информировать друг друга о том, как перемещаются наши войска. Мы должны были допускать инспекции. Так вот ни то ни другое не будет существовать, если договор не будет выполняться. С этой точки зрения опасность для ситуации в Европе, конечно, есть.

,
Это ожидавшаяся мера. В последние несколько дней мы наблюдаем интенсивные маневры по всему периметру России на наиболее значимых участках и направлениях. Полагаю, что эта мера позволит России укрепить свою национальную безопасность. Причем это касается как собственно роста количества военной техники, так и ослабления угроз, которые существуют. Речь идет прежде всего о явном преобладании сил НАТО на северо-западном направлении. Думаю, что реакция Запада и Европы будет негативной. Но западные политики должны осознавать, что условием продолжения Россией ДОВСЕ была ратификация этих договоренностей противоположной стороной, о чем недавно напомнил Владимир Путин. Поскольку этого шага не было, президент и подписал указ. Скажем, если бы президент США Джордж Буш сделал бы какие-нибудь встречные шаги, связанные с третьим стратегическим районом ПРО, если бы он отказался от этой идеи либо Америка заявила о возможности создания совместной системы стратегической стабильности, то, может быть, здесь были бы какие-нибудь другие решения. Но западные страны не ратифицировали ДОВСЕ и не выполняли его, и, поскольку Америка приступает к развертыванию третьего стратегического района ПРО, поскольку, наконец, это самое главное преимущество блока НАТО над Россией в некоторых районах, прежде всего на северо-западе – уже кратное, <b>Россия должна предпринимать ответные шаги, и она их предпринимает. Главный вопрос теперь – насколько Россия сможет выполнить это решение</b> и насколько она может реально отреагировать на стоящие перед ней военные и оборонные вызовы.

Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
В международной политике всегда действует принцип симметрии, поэтому приостановление действия договора по ДОВСЕ – это во многом симметричный ответ на действия западных партнеров, которыми были нарушены многие договоренности не только по ДОВСЕ, но и по другим договорам. Также это ответ на развертывание ПРО в Польше и Чехии. Конечно, <b>вряд ли этот мораторий сильно скорректирует планы Запада, однако можно рассчитывать, что он повлечет за собой продолжение переговорного процесса на самые разные темы</b>. Ведь приостановление договора – это фактически демонстрация нашей настороженности по отношению к западным странам. А это может повлечь за собой продолжение переговоров по всему комплексу вопросов, связанных со стратегическими вооружениями и противоракетной обороной. Если же говорить о внутренней политике, то очевидно, что этот указ повышает у граждан России чувство собственного достоинства.

Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Причина остановки ДОВСЕ – решение о размещении американской ПРО в Европе. Россия давно говорила, что может наложить мораторий на этот вопрос и он будет связан именно с размещением ПРО в Польше и Чехии. Вопрос долгое время находился в подвешенном состоянии. Стороны уговаривали друг друга, что все хорошо, до тех пор, пока сенат не принял на этой неделе в законодательном плане размещение элементов американской ПРО на территории Европы. Как бы юридически вопрос закрепили. Если это так, то Россия юридически закрепляет наше желание выйти из ДОВСЕ. Россия имеет право перемещать вооруженные силы и размещать военные части там, где считает нужным с точки зрения национальной безопасности. Когда Владимир Путин предложил Бушу совместно использовать РЛС в Габале, то было много аргументов против со стороны американцев. При встрече Путина и Буша в Кеннебанкпорте российский лидер предложил совместно использовать Армавирскую РЛС системы «Воронеж». Эта уникальная станция перекрывает территорию вплоть до Австралии. И аргументов у американцев больше не было. Администрация Буша была в идиотском положении. Вот поэтому демократы пошли выручать администрацию Буша, приняв в законодательном порядке эти решения. То есть им уже не надо оправдываться по ПРО – у них есть закон. Это их логика. Следовательно, мы тоже в законодательном порядке закрепили то, что у нас есть право на определенные действия с точки зрения национальной безопасности. Очень разумный и оперативный шаг со стороны президента. Со стороны Запада на наши действия будет визг. Но визг неаргументированный. Потому что с точки зрения национальной безопасности все понимают, что мы поступаем правильно. Визг будет с точки зрения демократии, свободы слова и диктатуры в России, усиления агрессивности – абсолютно стандартный набор. Ни одного серьезного аргумента против мы не услышим. У нас есть контраргументы: серые зоны Польши. <b>Это, наверное, вызовет еще большие противоречия между Новой и Старой Европой. Они не столько будут критиковать Россию, сколько начнется визг друг против друга</b>. Тот же, условно говоря, неядерный комплекс «Искандер», который будет поставлен в Калининградской области, абсолютно не нужен ни Франции, ни Германии. Германия получит головную боль, потому что находится в приграничье с Польшей. И Центральная Европа будет не в восторге, если наши ракеты будут направлены на Чехию. В принципе, если разобраться, то Соединенные Штаты как партнер Европе-то и не нужны. Кроме головной боли, Европа от них ничего не получает. Дивиденды получают только Польша и Чехия, потому в этот проект вкладывается 1 млрд 600 млн долларов.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Президент пошел на этот шаг, потому что он объявил об этом еще весной. Он сказал, что если не будут учтены российские претензии, то это будет сделано, и это сделано. Созванная по требованию конференция в Вене закончилась ничем. Соответственно, ему не оставалось другого варианта, кроме как пойти на этот шаг. Проблема в том, что «ножницы» между ограниченными вооружениями России и бурным перевооружением всех наших соседей растут и увеличиваются. На это надо реагировать. Но это не финал. В конце концов, это не аннулирование договора. Если страны, которые отказываются ратифицировать его, – а это практически все страны, кроме России и, кажется, еще Казахстана и Украины, – ратифицируют договор и будут его соблюдать, то Россия тоже перейдет к соблюдению и выйдет из режима моратория. Но сам по себе договор уже не является элементом реальной безопасности. Для России это реликт эпохи разрядки отношений между двумя блоками, одного из которых нет. Нет блока стран Варшавского договора. Поэтому сам по себе договор, даже если он будет всеми соблюдаться, все равно не решает проблемы роста угрозы у наших южных и юго-западных границ. Мне кажется, <b>такая же судьба со временем может постигнуть Договор о запрете ракет средней и малой дальности</b>. Поскольку опять-таки Россия оказывается единственной страной в Евразии, которая связана этим договором. Запад будет критиковать нас, если мы будем распевать американский гимн: мы неправильно поем и у нас голоса нет. Вопрос не в критике, а в том, что это очень серьезный сигнал, который, надеемся, заставит оценить реальную ситуацию, задуматься над ней. Надо понимать, что условия ограничения, содержавшиеся в ДОВСЕ, избыточны, потому что те квоты, на которые он дает разрешения, мало кто использует. Он не соответствует сегодня реальным проблемам разоружений. Путь к новой системе стратегического баланса в Европе и Азии намечен инициативами Путина по Габалинской РЛС. Фактически Путин предложил Америке и Европе строить новую систему совместной безопасности. Между прочим, ДОВСЕ готовился еще Горбачевым. Тогда предполагалось, что это переход к единой системе безопасности, так называемому Европейскому дому. Но Горбачева потом просто обманули и никакой единой системы безопасности создавать не стали, а договор остался. Теперь Европа должна понять, что если она хочет безопасности, то надо создавать эту систему совместно. Никакая система безопасности, из которой исключена Россия, не будет системой безопасности.
..............