Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
17 декабря 2007, 21:15 • Политика

Два кандидата

Медведев: Такой шанс выпадает раз в сто лет

Два кандидата
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

Рабочую неделю единороссы начали со второй части своего партсъезда. Как и два с половиной месяца назад, собравшись в Гостином Дворе, партийцы утвердили своим кандидатом в следующие президенты первого зампреда правительства Дмитрия Медведева. И стали свидетелями того, как нынешний президент Владимир Путин дал согласие стать будущим премьером. Немного запутанно, но партийцам понравилось.

17-й подъезд Гостиного Двора, через который в понедельник на съезд «Единой России» пускали журналистов, акулы пера и телекамеры брали штурмом. «На абордаж!» – кричали представители прессы, пытаясь втиснуться в одну узкую створку стеклянной двери. «Наверное, так наши прадеды Смольный брали», – предавался воспоминаниям кто-то из аккредитованных на мероприятие 679 журналистов.

«Не волнуйтесь, пока первое лицо не приедет, всех будем пускать», – увещевали корреспондентов с той стороны рамок металлоискателей организаторы. Журналисты обреченно вздыхали: собрать под стеклянным куполом растянувшийся вдоль Варварки хвост за оставшиеся до часа икс 40 минут не представлялось возможным.

Путина не отпустили

Президент сдержал данное слово. Всем бы поучиться у президента исполнять основной закон

Внутри Гостиного Двора тем временем кипели другие страсти. Хотя основным вопросом повестки дня числилось выдвижение первого зампреда правительства Дмитрия Медведева кандидатом в будущие президенты, рядовых делегатов больше интересовала персона нынешнего главы государства. Приедет или не приедет, согласится на премьерство или не согласится, мучались единороссы.

«Я зарекся делать прогнозы. Это серьезное, фундаментальное решение. Владимир Путин сам примет решение, какое место он займет в политике», – ловко увернулся от прямого комментария животрепещущего вопроса губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Президент Ингушетии Мурат Зязиков был более откровенен. Он сразу честно признался, что просто не видит другого варианта решения кадровой проблемы в следующем правительстве.

Наконец металлический голос провозгласил, что съезд начинается, и попросил делегатов занять места в зале. На сей раз единороссы соорудили под куполом Гостиного Двора настоящие театральные подмостки. Сцену и ряды партера надежно скрывали от глаз праздношатающейся по коридорам публики плотные черные шторы.

За торжественными драпировками делегатов ждали сотни синих стульев, образующих амфитеатр перед ярко освещенной сценой. На сцену членов президиума манили черные кожаные кресла с высокими спинками.

«Идут», – прошелестел зал. За кулисами послышалась энергичная поступь единороссовских начальников. Лидер партии и три сопредседателя вынырнули из-за драпировки справа от сцены. «Пустите, мне в зал», – попыталась прорваться в зал через центральную щель в шторах юная делегатка. «Через 10 минут», – остановили ее охранники. Они ждали первых лиц. Ожидания оправдались: президент Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев под аплодисменты прошествовали к своим местам.

Заглавное слово, как и положено, получил национальный лидер. «Поздравляю вас и всех соратников с победой на парламентских выборах!» – поздравил Путин единороссов с декабрьским успехом. Началась овация. Кое-кто в зале даже прослезился.

Глава государства тем временем от поздравлений перешел к наказам. И настоятельно рекомендовал новоиспеченным законотворцам внести такие поправки в бюджет, которые позволят в следующем году «в реальном выражении» увеличить зарплаты бюджетников и военнослужащих в 1,5 раза. Партийцы нахмурились. А президент, осознав, что все его указания единороссы уловили, шутя разрешил главный предсъездовский спор.

«Дмитрий Медведев является человеком исключительной честности и порядочности», – рассказал Путин партийцам. «В руки такого человека не стыдно и не страшно передать страну», – продолжил глава государства, одобрительно глядя на смутившегося первого вице.

«Если люди окажут ему доверие, изберут президентом, то и я буду готов продолжить работу на посту председателя правительства», – улыбнулся лидер страны. Единороссы зааплодировали. Путин спустился в зал. Слово перешло к пока еще потенциальному кандидату в президенты.

478 против одного

Следом за Путиным Дмитрий Медведев тоже поблагодарил «Единую Россию». Правда, за «оказанное доверие». «Я хорошо понимаю, как много значит такая поддержка и как ко многому она обязывает», – признался первый зампред правительства.

Пообещав на высоком посту заняться развитием практически всех сфер российской жизни – от сельского хозяйства до демографии, Медведев особо подчеркнул, что пойдет по тому пути, который проторил действующий президент. «Вот почему я искренне рад, что Владимир Владимирович принял мое предложение», – не скрывал удовольствия первый вице-премьер.

Про «Единую Россию» ее кандидат, разумеется, тоже не забыл. «Вместе с вами будем работать с полной отдачей, действовать в интересах России, на благо нашей любимой Родины», – завершил предвыборную речь кандидат.

Делегаты прониклись. «Предлагаю не обсуждать кандидата Дмитрия Медведева, приступить к голосованию и поддержать его сейчас и в дальнейшем», – высказал мнение с места делегат Геннадий Котельников. По залу прошел одобрительный рокот.

Проголосовали тайно, но буквально за 40 минут. Партийцам потребовались 483 бюллетеня. Правда, потом в урнах обнаружили только 479 листов. Из них 478 были голосами за и один против.

«Еще раз хотел бы искренне поблагодарить за то доверие, ту поддержку, которые вы мне оказали», – не поленился снова подняться на сцену Дмитрий Медведев. «У нас есть шанс сделать государство сильнее, гражданское общество более развитым, а социально-экономическую сферу гораздо более эффективной», – вдохновил соратников на новые свершения теперь уже полноправный кандидат партии.

"Такой шанс по модернизации важнейших аспектов жизни страны, как сегодня, выпадает раз в 100 лет", - резюмировал Медведев.

Единороссы удовлетворенно вздохнули. Металлический голос объявил перерыв. Президент и кандидат в президенты отбыли по важным государственным делам. Партийцы принялись обмениваться мнениями в непринужденной обстановке за пределами амфитеатра с мрачноватыми драпировками.

«Здорово», – охарактеризовал столичный градоначальник Юрий Лужков сложившийся на съезде будущий властный тандем.

«Президент сдержал данное слово. Всем бы поучиться у президента исполнять основной закон», – оценила поступок Владимира Путина экс-зампред Госдумы Любовь Слиска. А Дмитрию Медведеву пожелала «не бояться рисковать, не бояться принимать серьезные решения на благо людей».

Глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, которому долго прочили место кандидата в президенты от «Единой России», считает, что сотрудничество Путина и Медведева будет «конструктивным и плодотворным». «В лице Путина Медведев получил колоссальную поддержку и опыт», – пророкотал Якунин.

«Мы бы могли представить своего кандидата, – признался сопредседатель движения «За Путина» адвокат Павел Астахов. – Но мы отдаем себе отчет в том, что преемственность курса должна быть обеспечена реальным кандидатом, действующим политиком», – успокоил Астахов напрягшихся было собеседников.

Завершили вторую часть съезда единороссы скромным банкетом. Пока соратники раскладывали по тарелкам фуршетные бутерброды, Борис Грызлов держал краткую, но теплую речь. А троекратное «ура!» делегатов еще долго сотрясало стены Гостиного Двора.

Комментарии экспертов

Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Это формат вполне политтехнологический. Это продолжение традиций «Единой России». Сейчас Путин и Медведев – фактически одна команда. Но мне кажется, что вариант с председателем правительства для Путина – это не окончательный вариант. Их может быть много, они могут быть самые разные. Но по логике вещей заниматься текущей премьерской работой – не совсем амплуа Путина. Он в большей степени силен в глобальных вещах, во внешней политике, что является прерогативой президента (ВЗГЛЯД).

Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях
Для меня согласие Путина стать премьером было неожиданным. Я думал, что это предложение он не примет. Считал, что он станет лидером партии, которая формирует правительство, выдвигает президента и доминирует в Думе. Но, видимо, Путин посчитал, что положение генсека – это не конкретная должность, а премьер – конкретная. Теперь о самом тандеме. Путин сегодня сказал одну очень важную фразу. Ее перекрыли аплодисментами, из-за чего она не была расслышана, хотя и была ключевой. Он сказал, что готов стать премьер-министром без перераспределения полномочий между президентом и премьером. Он подчеркнул, что в его понимании Медведев будет полноценным, самостоятельным президентом, а он – премьером. Как это на практике? Мне известны случаи, когда подчиненный становился начальником. И это не всегда было плохо. Так что поживем – увидим (ВЗГЛЯД).

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Связка Путин – Медведев, своеобразный «политический союз двух» – это абсолютно новая ситуация, и пока неясно, как система будет к этому привыкать. Всегда трудно выстраивать отношения в одной избирательной кампании, где две сильные фигуры. В данном случае сложности – имиджевые. Возможно, после президентских выборов будут восстановлены полномочия премьера, урезанные в ельцинский период, Путин не тот человек, полномочия которого могут быть урезаны. Но законодательство менять не нужно, надо освоиться в новом ландшафте (ИТАР-ТАСС).

Борис Макаренко, заместитель гендиректора независимого фонда «Центр политических технологий»
Борис Макаренко, заместитель гендиректора независимого фонда «Центр политических технологий»
Отношения между президентом Медведевым и премьером Путиным будут складываться, как между Людовиком XIX и кардиналом Ришелье. Кардинал будет принимать решения, а король подписывать. В перспективе также появятся мушкетеры короля и гвардейцы кардинала. Однако уже понятно, что у власти будет стоять тандем, что главное в этом тандеме не институциональные полномочия, которые действительно совершенно не нужно делить и перераспределять. Главное – это доверительные отношения между этими двумя политиками. В течение первых двух лет «старшим» в этой связке, несмотря на формальное подчинение, будет именно Путин. И только через пару лет станет ясно, к чему идет дело (РИА «Новости»).

Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
У нас возникает дуалистическая форма правления, но, на мой взгляд, это не совсем еще сформулировано и довольно рискованно. Не исключено, что Путин, заявив, что он готов работать в одной команде с Медведевым, причем на должности рядового премьер-министра, просто пытается мобилизовать свой электорат и передать его Дмитрию Медведеву, играя на том, что население России хочет видеть Путина гарантом конституции и после марта 2008 года. Еще не факт, что он займет кресло премьер-министра после того, как пройдут президентские выборы. Это может быть ходом имиджевым и ходом электорального плана. С другой стороны, в случае реализации этой модели возникнут существенные риски – распыление административного ресурса и распыление влияния. Российская политическая культура предполагает единовластие, ориентацию на одного правителя, одного лидера. Дуализм приведет к тому, что и население, и элита окажутся дезориентированными и соответствующим образом не поймут, на кого они должны работать. Это начинает сказываться уже сейчас, начинается некое брожение среди элиты. Это главный риск, потому как в этом случае власть окажется распыленной и немного скомпрометированной (ВЗГЛЯД).

Юрий Лужков, мэр Москвы
Юрий Лужков, мэр Москвы
Тандем Медведев – Путин будет определять политику России не только на ближайшие четыре года, но и на более длительный период. Это нормальная пара, при всех условиях – наиболее оптимальная, верное решение для будущего России. Путин уже приобрел мощный опыт не только в России, но и в мире, я бы сегодня не назвал ни одного другого руководителя страны западного мира, который мог бы сравниться с ним по силе мышления. А Медведев занимался национальными проектами. Я знаю, что такое работа, пашня, он работал самоотверженно. Это будет прекрасный тандем плюс превалирующее большинство в Госдуме (ИТАР-ТАСС).

Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка»
Наталья Орлова, главный экономист «Альфа-банка»
С точки зрения экономики ничего не меняется. Возможный тандем Медведев – Путин означает развитие процессов и реформ, начатых при нынешнем правительстве. Такой тандем также существенный сигнал, что экономическим проблемам будет уделяться большое внимание. Глобальная ситуация с энергоресурсами в мире может развиваться непредсказуемо, поэтому среди экономических приоритетов нового правительства будет улучшение энергоэффективности экономики, сохранение положительного торгового баланса. В целом государство стремится создать инновационную экономику, по ряду секторов добиться конкурентоспособности на мировом рынке. Однако, пока не будет решена проблема высокой зависимости от нефтяного сектора, о переходе на инновационную экономику говорить рано (ВЗГЛЯД).

Сергей Шишкарев, депутат Госдумы, член «Единой России»
Сергей Шишкарев, депутат Госдумы, член «Единой России»
Выдвижение Медведева я оцениваю как вполне логичный ход со стороны Путина. Он поддерживает кандидатуру человека, которого он хорошо знает и с которым у него сложились не только доверительные, но и деловые отношения. Что касается согласия Путина на премьерство, то после него Путин еще более вырос в моих глазах. Это крайне мужественный и достойный шаг. Уникальность этой ситуации заключается в том, что уходить героем, непобежденным, на пике своей популярности, наверное, тяжело. Сейчас Путин принимает новый вызов. Мы создали такую систему, при которой президента считают хорошим, а правительство плохим. Путин хочет взяться за эту черновую работу. Он фактически будет реализовывать «План Путина». Вообще это круто, я бы сказал, по-мужски (РИА «Выборы»).

Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
Если говорить образно, то в России есть одна команда, которая добилась значительного развития отечественной экономики. Если следовать понятиям командной игры, то Путин в данный момент ее капитан. В соответствии с правилами некоторое время он не сможет им быть и передает эстафету другому игроку. Но команда остается прежней. С позиции макроэкономического фона это, безусловно, позитивное решение, так как экономический курс будет продолжен, но с точки зрения фондового рынка это не новость, а давно ожидаемый шаг. Однако за 8 лет президентская команда достигла таких успехов, что в понимании субъектов фондового рынка Путин-премьер – это то же самое, что и Путин- президент. Этим решением снимается неопределенность насчет будущего страны. В целом же политические факторы, начиная от парламентских выборов, должны стать поводом для усиления суверенного рейтинга России в мировом сообществе (ВЗГЛЯД).

Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Заявление Путина о неперераспределении полномочий – это принципиальный момент. Сценарий, когда полномочия президента и премьера остаются прежними, может позитивно отразиться на демократическом развитии нашей страны, потому как тем самым мы начинаем отучаться от поклонения персоналиям, а все больше приходим к тому, что в государстве основные должности – это функции. Люди, которые входят в различные партии, они определенным образом выполняют эти функции в разных комбинациях, но не требуют изменений этих функций. В этом варианте сегодняшнее заявление Путина может рассматриваться, с одной стороны, как очередной референдум по поддержке президента, а с другой - как способ передать свою популярность и рейтинг преемнику. Кроме того, сохранение Путина в качестве главы правительства (даже на короткий период) могло бы гарантировать преемственность, в том числе и для бизнеса. Все это оптимистичный сценарий. А пессимистичный – это перераспределение полномочий, отставка Медведева после выборов и возвращение Путина. Этот сценарий любят мусолить аналитики и журналисты. Но я верю, что в таком нарушении духа нашей конституции не заинтересован ни российский народ, ни Путин, ни Медведев (ВЗГЛЯД).
..............