Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
2 ноября 2007, 20:07 • Политика

Конди против курдов

Америка уступает Турции

Конди против курдов
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Кондолиза Райс совершила очередную попытку воспрепятствовать вторжению Турции в Северный Ирак: в рамках своего визита в Анкару она предложила бороться с курдами сообща. Однако от боевой триады Вашингтон-Анкара-Багдад турки, скорее всего, откажутся, ибо прямого военного вмешательства такое сотрудничество не предусматривает. Максимум – обмен разведданными. А Турции нужна именно война.

Госсекретарь США Кондолиза Райс в пятницу прибыла в Анкару с целью отговорить турецкое руководство от проведения трансграничной армейской операции против курдских боевиков в Северном Ираке.

Эрдоган уже устал заявлять, что действия Вашингтона и Багдада в отношении курдских сепаратистов его никак не устраивают

Штаты запустили дипломатическую машину на полную мощность. Последние козыри, скорее всего, будут выложены в рамках запланированного на 5 ноября визита премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана в США – на переговорах с президентом Джорджем Бушем.

Именно тогда Анкара, судя по всему, примет окончательное решение – вводить войска в Ирак или не вводить. А если вводить – то когда и в каком количестве.

В планах у главы внешнеполитического ведомства Штатов – встречи с Эрдоганом, президентом Турции Абдуллой Гюлем и министром иностранных дел республики Али Бабаджаном. Затем госпожа Райс направится в Стамбул для участия в заседании министров иностранных дел тех стран, что соседствуют с Ираком.

Заместитель Кондолизы Райс, Мэтью Брайза, накануне подогнал тумана и сообщил в интервью турецкой газете «Хюрриет», что во время визита в Анкару госсекретарь «сделает конкретные шаги, направленные на ликвидацию РПК». Что это за шаги и чем именно Райс планирует удивить турков, Брайза сообщить отказался.

Меж тем Эрдоган уже устал заявлять, что действия Вашингтона и Багдада в отношении курдских сепаратистов его никак не устраивают, и «шанс дипломатии» он дает исключительно из вежливости.

С другой стороны, Кондолиза Райс уже намекнула, что везет туркам довольно интересное предложение. Пока ее самолет совершал дозаправку в Ирландии, госсекретарь заявила журналистам, что «у США есть определенные обязательства, теперь настало время принятия конкретных шагов для их реализации». Более того, Штаты знают, «чего хочет Анкара и премьер Эрдоган».

«Рабочая партия Курдистана является также врагом США, – отметила госпожа Райс на пресс-конференции. – Однако мы понимаем, что необходимо предпринять действительно эффективные меры по борьбе с этой угрозой».

А «эффективные меры» – это меры, что «подразумевают под собой действия, которые могут помочь справиться с ситуацией, но никак не ухудшить ее».

Однако уже на совместной пресс-конференции с главой турецкого МИД Али Бабаджаном стало понятно, что гора, скорее всего, родит мышь. Райс напомнила всем известный факт: Вашингтон рассматривает сепаратистскую Рабочую партию Курдистана в качестве террористической организации. Да и фразой, что РПК является «общей угрозой» для США и Турции, госсекретарь также неоднократно оперировала.

Не раз Эрдоган слышал и о том, что «процесс противоборства с РПК потребует упорства и совместных усилий». Источниками «совместных усилий» станут Вашингтон, Анкара и Багдад, хотя турецкие власти давали понять, что обсуждать что-либо с Багдадом больше не видят смысла.

С другой стороны, Кондолиза Райс все-таки нащупала общую платформу с Анкарой и заготовила пряник. Крайне невыгодного туркам раздела Ирака и выделения Курдистана в самостоятельное государство все-таки не будет.

«Мы являемся сторонниками единства и целостности Ирака и категорически выступаем против его раскола. Северный Ирак – неотъемлемая часть Ирака, и курдская администрация должна выполнять свои обязательства», – отметила Райс, имея в виду противостояние сепаратистам.

Таким образом, Вашингтон предлагает бороться с курдами сообща. Учитывая, что это «сообща» не предполагает полномасштабной военной операции в Северном Ираке (против этого Штаты, собственно и выступают), Эрдоган, скорее всего, от такого подарка откажется.

Тем временем агентство «Франс Пресс» опубликовало интервью с Абдурахманом Кадирчи – одним из представителей РПК. Кадирчи, в частности, заявил, что боевики Рабочей партии Курдистана в Северном Ираке сложат оружие, если турецкие власти представят «план мирного урегулирования».

«Я призываю Турцию проявить мужество и представить план мирного урегулирования для решения этой проблемы. Я также призываю освободить нашего лидера Абдуллаха Оджалана, находящегося в тюрьме в суровых условиях.

Так, шаг за шагом, мы сможем достичь прогресса и найти решение всем нашим проблемам, не прибегая к насилию, которое никогда не приводило к успехам», – заявил представитель РПК.

Проблема только в том, что никакого «плана мирного урегулирования» у Анкары просто нет – есть только план военный. А об освобождении Абдуллаха Оджалана не может быть и речи. В свое время турки потратили слишком много сил и пролили слишком много крови для того, чтобы поймать Оджалана.

Никаких послаблений, касающихся его содержания в турецкой тюрьме без права на амнистию, ни военные, ни народ Турции Эрдогану просто не простят.

Напомним, что власти Турции считают Оджалана виновным в гибели более 37 тыс. человек.

В 1999 году он был обвинен в сепаратизме и государственной измене, вследствие чего приговорен к смертной казни. Однако казни он не дождался – в Турции ее отменили на законодательном уровне.

..............