Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
12 комментариевНацпроекты прошли разведку боем
Приоритетные национальные проекты, со дня объявления которых как раз минул год, должны стать «новым механизмом власти», который позволит добиться «качественных изменений» в наиболее важных сферах российской жизни. Однако пока обозначенные президентом программы играют роль «исследовательского инструмента», с помощью которого можно выявить, но нельзя решить самые животрепещущие проблемы. Посему немудрено, что лишь 23% соотечественников чувствуют пользу от запуска нацпроектов.
Необходимость решения задач, перечисленных в приоритетных программах, не вызывает сомнения. Но вот обозначенные там же способы достижения поставленных целей, по словам экспертов, вызывают массу вопросов. Поэтому аналитики предлагают прекратить «разведку боем» и заняться созданием эффективных «механизмов реализации целей нацпроектов».
Механизмы хромают
Мы до сих пор воспринимаем любой кусок земли не как объект товарных отношений, а как часть родины, которую нельзя продавать
В годовщину появления на свет четырех приоритетных национальных программ Русский институт и клуб политического действия «4 ноября» собрали на круглый стол экспертов, чтобы выяснить, «кто и что тормозит нацпроекты в России».
Для начала, правда, аналитики решили разобраться с тем, какую роль играют нацпроекты в сегодняшней жизни страны. Вывод оказался неожиданным: политологи сошлись во мнении, что запущенные в прошлом сентябре программы стали своего рода «разведкой боем», «исследовательским инструментом», который вскрыл основные проблемы, мешающие развитию четырех приоритетных сфер. По словам члена Общественной палаты Алексея Чадаева, в этом смысле особенно наглядный пример представляет собой реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье».
Между тем зоны повышенного государственного и бюджетного внимания президент определил вовсе не для того, чтобы использовать их как полигон для разведчастей. «Нацпроекты – это новый механизм власти, который позволит добиться качественных изменений в той или иной отрасли», – уверен Алексей Чадаев.
Однако эффективно выполнять данную функцию приоритетные программы пока не могут: хотя цели в документах обозначены благие, пути их достижения выглядят кривыми и тернистыми. «Вскрыв проблемы, мы увидели, что двигаемся не в том направлении и не так. Механизмы хромают», – считает член «Деловой России» Сергей Журавлев. Особенно хорошо это становится понятно на примере двух программ – «Доступное и комфортное жилье» и «Сельское хозяйство».
Так, в программе «Доступное и комфортное жилье» в первую очередь расписаны способы, которые помогут россиянам получить деньги на приобретение вожделенных квадратных метров. Однако та же ипотека, по словам Журавлева, в нашей стране с недавних пор сама по себе развивается стахановскими темпами. И вкладывать госденьги в данную отрасль бизнеса уже не требуется.
А вот что действительно необходимо, так это строить больше домов. Потому что на рынке отчетливо ощущается дефицит свободной жилплощади. И сколько механизмов обеспечения соотечественников средствами ни выдумывай, если не утолить «квартирный голод», цены на квадратные метры будут расти.
Из батраков в бизнесмены
Призванная существенно улучшить жизнь крестьянина земельная ипотека практически не работает (фото ИТАР-ТАСС) |
Депутат Госдумы Виктор Плескачевский предлагает также обратить внимание на то, как высчитывается стоимость жилья. Он рассказал, что 50% расходов строителей составляют отчисления в пользу города на инфраструктуру, еще 10–15% – плата всем инженерным сетям. «Эти отчисления невозможно проконтролировать, а в итоге они входят в цену квартиры», – возмущается Плескачевский. То есть 60–65% цены каждого квадратного метра берется чуть не с потолка.
Еще одна проблемы состоит в том, что 40–50% столичных квартир, которые по традиции держат ценовую пальму первенства, жители других городов используют не в качестве домашнего очага, а как объект капиталовложений. А ведь еще есть заводы, занимающие 15–20% городских земель, на которых давно могли бы стоять многоэтажки.
Не лучше обстоят дела и на селе. По словам советника министра сельского хозяйства Александра Фомина, призванная существенно улучшить жизнь крестьянина земельная ипотека практически не работает. «Только 9 подворий из тысячи получат кредиты», – утверждает Фомин.
«Ипотеки земли при нынешнем законодательстве не будет, – вторит ему Плескачевский. – Мы до сих пор воспринимаем любой кусок земли не как объект товарных отношений, а как часть родины, которую нельзя продавать».
- Перспективный бюджет
- Нацпроекты взяли под контроль
- Население следит за нацпроектами
- Бизнес для нацпроектов
- Итоги национальной реформы
- Россияне могут жить лучше
Депутат также выступает категорически против прямого госинвестирования крестьян. По его словам, в наследство от советской эпохи нам достался не мелкий сельский предприниматель, а батрак. И теперь основная задача – воспитать из этого батрака деревенского бизнесмена. А напрямую давая крестьянам деньги, по мнению Плескачевского, государство сможет воспитать только паразита.
Кроме того, на селе, считает единоросс, создана масса возможностей для злоупотреблений: практически все расчеты ведутся наличкой, никому не известны реальные объемы неучтенной и реальное качество списанной продукции.
Все это необходимо учесть в приоритетных программах и, по словам члена Общественной палаты Григория Томчина, начать создание «механизмов реализации целей нацпроектов».