Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
4 августа 2006, 15:26 • Политика

Тупик имени Саакашвили

«Наше время»: Почему Саакашвили ссорится с Россией

Тупик имени Саакашвили
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Егор Качалов

Сегодня уже можно говорить о том, что Грузия навсегда потеряла две свои бывшие автономии. Судите сами, они живут самостоятельно уже полтора десятилетия. Те, кому сегодня 20 лет, вообще не помнят жизни «под Грузией» и не хотят ее. Те, кому сегодня 30 лет, навсегда запомнили войну: ужасы, пережитые в детстве, останутся с ними на всю жизнь. Те, кому 40–50 лет, воевали, и для них Грузия едва ли когда-нибудь станет другом. Это психология. А вот юридический аспект: порядка 90% жителей Абхазии и Южной Осетии получили российское гражданство. Тупик Саакашвили – в газете «Наше время».

Говорят, что в каждом безумии есть своя логика, а «у каждого психа своя программа». Например, поведение президента Грузии Саакашвили и его окружения кажется нелепым и даже безумным. Зачем ему вдрызг портить отношения с Россией, какой смысл?

Песня о дружбе

Прошло уже больше двух лет президентства Саакашвили, однако ни на одном направлении успехов не видно

Россия – сосед, и это вечный фактор. Россия – главный рынок для грузинских товаров. Россия – основной поставщик энергии. В России работают тысячи грузин, которые переводят домой миллионы долларов, и это большое подспорье для жителей обедневшей страны. Россия за 15 лет доказала, что она гарант мира в Абхазии и Южной Осетии, а разве кто-нибудь в здравом уме может стремиться к войне?

Россия и Грузия связаны вековыми культурными и человеческими узами, Россия обожает многих грузинских артистов, певцов, поэтов. Россия и Грузия никогда не воевали между собой, а против фашизма сражались вместе. И один из тех, кто поднял флаг Победы над Рейхстагом, – грузин Мелитон Кантария. И русские, и грузины мучились под игом Иосифа Джугашвили, Лаврентия Берии и других как русских, так и грузинских извергов… А еще князь Багратион! Он же на Бородинском поле, на левом фланге, на флешах…

Стоп! Хватит. Эту песню акына о дружбе народов можно курлыкать часами. Ясно: Грузии ссориться с Россией – бредовый сценарий. И тем не менее Саакашвили на это пошел. Почему?

Можно, конечно, сказать, что Саакашвили ставленник США, вот он и отрабатывает. В таком мнении есть резон, но все же оно несколько примитивно. Жизнь сложнее. Конечно, Запад оказал Саакашвили немалую помощь, и теперь президент расплачивается за это прозападным курсом своей политики. Однако он пришел к власти при большой поддержке народа, выдвинув несколько лозунгов, в которые электорат поверил. Это борьба с коррупцией, это ликвидация нищеты и возвращение Абхазии и Южной Осетии под управление Тбилиси.

Прошло уже больше двух лет президентства Саакашвили, однако ни на одном направлении успехов не видно. Ни одного по-настоящему крупного антикоррупционного судебного процесса не случилось. Экономика Грузии деградирует, а уровень жизни народа падает, хотя, казалось бы, куда дальше.

На таком фоне «борьба с сепаратизмом» стала главным козырем режима.

Судя по всему, была спланирована следующая схема. Во-первых, накалить обстановку на границах с двумя непризнанными государствами, спровоцировать миротворцев. Далее – постараться убрать российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, заменить их миротворцами из ОБСЕ. Эти миротворцы «прекрасно» показали себя в Косове, где ровно ничего не сделали, чтобы прекратить геноцид сербов. Миротворцы ОБСЕ, похоже, только себя охраняют, не оказывая никакого влияния на ситуацию в регионе, где якобы несут службу. Если бы они оказались в Абхазии или Южной Осетии, то никто не помешал бы Тбилиси делать там что угодно, включая расправы над местными жителями.

Этот план имеет всего лишь один изъян – он неосуществим. Дело в том, что, даже когда грузинский президент подпишет постановление парламента о выводе российских миротворцев, это ничего не изменит, так как Грузия не вправе в одиночку решать этот вопрос. Без согласия России, Абхазии и Южной Осетии миротворцы оттуда не уйдут, а этого согласия Тбилиси не дождется.

Есть и другой вариант: по 500 миротворцев уйдут из Абхазии и Южной Осетии, но на их место тут же встанут местные вооруженные формирования.

Глава Абхазии Сергей Багапш заявил: «Абхазия никогда не подчинится решению Грузии о выводе российских миротворцев с территории республики. Размещение российских миротворцев в Абхазии – это дело российской и абхазской сторон. Но если в силу каких-либо обстоятельств российские миротворцы будут выведены с территории Абхазии, их место на границе с Грузией незамедлительно займут подразделения абхазской армии».

А это значит, что процесс мирных переговоров полностью прекратится и на этом «урегулирование» закончится.

При этом я полагаю, что попытки Грузии ввести войска в бывшие автономии встретят отпор не только местных формирований, но и Российской армии. Ведь по просьбе властей Сухуми и Цхинвали российские войска вполне могут прийти туда для охраны населения. То есть уже не с миротворческими функциями, а с оборонительными. И уже не по 500 человек, а больше. Кто помешает?

И все же Тбилиси пытается проводить свой нелепый план в жизнь. Например, Грузия вдруг стала требовать, чтобы миротворцы получали грузинские визы. На этой почве произошло уже много инцидентов. Грузинские деятели, изображая наивность, утверждают, мол, это наша территория, а значит, и въезжать на нее надо с нашими визами. Того же требуют и от россиян, пересекающих границу с Абхазией. При этом Тбилиси делает вид, будто никакой зоны конфликта нет и грузинские власти прочно контролируют обе республики.

Политика режима Саакашвили построена на том, что он в этом мире один, а потому нет никакой нужды учитывать чьи-либо интересы. В Тбилиси, вероятно, действительно не понимают, что попытка решить абхазскую или югоосетинскую проблему путем провокаций и давления ведет только к одному – узел затягивается все туже.

Без любви

Порядка 90% жителей Абхазии и Южной Осетии получили российское гражданство (фото ИТАР-ТАСС)
Порядка 90% жителей Абхазии и Южной Осетии получили российское гражданство (фото ИТАР-ТАСС)

Между тем сегодня, думаю, уже можно говорить о том, что Грузия навсегда потеряла две свои бывшие автономии.

Судите сами, они живут самостоятельно уже полтора десятилетия. Те, кому сегодня 20 лет, вообще не помнят жизни «под Грузией» и не хотят ее. Те, кому сегодня 30 лет, навсегда запомнили войну: ужасы, пережитые в детстве, останутся с ними на всю жизнь. Те, кому 40–50 лет, воевали, и для них Грузия едва ли когда-нибудь станет другом. Это психология. А вот юридический аспект: порядка 90% жителей Абхазии и Южной Осетии получили российское гражданство.

Никогда ни одно отколовшееся государство не возвращалось обратно не по своей воле. Пример – Кипр, который расколот уже 32 года, и на воссоединение шансов нет. Напротив, Германия объединилась при горячем желании обеих сторон – и ФРГ, и ГДР.

В Тбилиси не хотят понимать, что абхазы и осетины должны САМИ захотеть вернуться в Грузию, тогда появится шанс на воссоединение страны. Насильно это сделать нельзя.

А между тем Саакашвили расценивает ситуацию совершенно иначе. На днях он, например, сказал журналистам: «В Грузии нет этнических конфликтов, а имеются навязанные ей политические конфликты, связанные с силами, имеющими старый советский менталитет и пытающимися присвоить хотя бы часть соседних территорий и создать как минимум проблемы для Грузии».

Конечно, можно уговаривать самого себя, что никаких конфликтов нет, что все абхазы и осетины мечтают вернуться в Грузию, да только злые враги строят интриги, мешают воссоединиться с матерью-родиной! Но реальность от этого не изменится. А такая позиция Саакашвили просто-напросто не позволяет вести с ним серьезные переговоры.

Инструменты политики

Решить вопрос с отделившимися странами военным путем Саакашвили не позволят ни абхазы, ни осетины, ни Россия (фото ИТАР-ТАСС)
Решить вопрос с отделившимися странами военным путем Саакашвили не позволят ни абхазы, ни осетины, ни Россия (фото ИТАР-ТАСС)

Куда же ведет этот курс? Прямиком в тупик. Решить вопрос с отделившимися странами силовым, военным путем Саакашвили не позволят ни абхазы, ни осетины, ни Россия. Да и его западные покровители не будут в восторге от возобновления боев там, где уже полтора десятилетия царит мир, худой мир, конечно, но все же мир.

При этом Саакашвили постоянно повторяет, что Грузия будет решать этот вопрос мирным путем. Но никаких предложений, приемлемых для Сухуми и Цхинвали, за два с половиной года президентства Саакашвили из Тбилиси не прозвучало. А разрекламированные «планы урегулирования» настолько неадекватны ситуации, что ни Абхазия, ни Южная Осетия даже не стали их обсуждать – там просто нет основы для дискуссий.

Поэтому остается только грозить, закатывать истерики, жаловаться на Россию. В принципе это классический метод: если не можешь решить проблему, то надо придумать врага, который в этом виноват. Таким врагом Саакашвили, естественно, назначил Россию.

И ничего больше придумать он не сможет. А это значит, что, пока правит Саакашвили, шансов на нормализацию российско-грузинских отношений нет. Говорить об этом можно будет только после отстранения Саакашвили и его окружения от власти.

Тупик и его обитатели

Беда в том, что сегодня политическое поле Грузии настолько зачищено, что там не видно ни одного достойного преемника. Многие из «кандидатов» сейчас покинули родину.

Складывается впечатление, что Москве нравится Игорь Георгадзе, враг Саакашвили. Но Георгадзе пользуется очень скромной поддержкой населения. И хотя электорат Саакашвили стремительно тает, но все же пока Георгадзе ему не конкурент. И сомнительно, что скоро станет им. Конечно, в принципе Москва может привести Георгадзе к власти. Цена вопроса – несколько сотен миллионов долларов, для сегодняшней России – семечки. Но что дальше? Только одно – содержать по полной программе «бедную, но гордую» Грузию.

И тут уже иной порядок цифр… Решать Кремлю, и это решение пока не принято. Судя по всему, Кремль предпочитает спокойно выжидать, не предпринимая резких действий. Возможно, он ждет, когда Саакашвили угодит в яму, которую себе активно роет. Пока Саакашвили напрашивается на встречи с Путиным, а не наоборот. Отчего ж не поболтать? Толку, правда, все равно не будет…

«На холмах Грузии лежит ночная мгла». Будущее государства туманно и едва ли оптимистично. Потеря автономий, экономическая деградация, растущая зависимость от Запада, постепенная утрата суверенитета, непредсказуемое будущее… Но всякий народ заслуживает своих правителей, и хотя в наше время это звучит слегка наивно, но все же только сами грузины могут вывести страну из «тупика имени Саакашвили».

..............