Информация о нарушениях перемирия в Донбассе со стороны ВСУ уже вышла из разряда слухов и неподтвержденных сведений и стала частью информационной повестки дня. Это еще не полноценная война, но уже и не условное «перемирие».
В имеющихся условиях рассчитывать на достижение каких-то результатов в ходе минских переговоров не приходится. До сих пор не решен даже вопрос о выборах и конституционной реформе. При этом шансы, что Киев сделает какие-то конструктивные шаги в этом направлении, стремятся к нулю.
Несмотря на то что сейчас страны Старого Света и США более склонны воспринимать Украину как очаг нестабильности, а не как беззащитную жертву «российской агрессии» (и об этом можно судить по риторике первых лиц относительно федерализации Украины и выполнения Минских соглашений) в вопросе о снятии с России санкций, главной темой для Запада остается Крым, а не Донбасс.
Поэтому на потепление отношений и спад напряженности рассчитывать не приходится. России нужно готовиться к долгой и тяжелой борьбе за свои интересы.
#{smallinfographicright=770856}При этом возможность экономического давления на Киев с целью заставить его выполнять собственную часть Минских соглашений кажется маловероятной. Украинская экономика на данный момент, после сознательной деиндустриализации и разрыва связей с Россией, является сельскохозяйственной автаркией с высокомобильной рабочей силой.
Проще говоря, любой экономический кризис очень слабо влияет на возможность выращивать картошку и свеклу на приусадебных хозяйствах или ездить на заработки в страны Евросоюза.
При этом наши западные «партнеры» не намерены прекращать кредитование Украины и снабжать ВСУ всяким оружейным хламом, вроде пресловутых британских Saxon. Не стоит забывать, что в плане доминирующего общественного мнения Украина уже надолго останется в парадигме «с чертом, но против москалей».
То, что мы упустили за 26 лет строительства украинской политической нации у наших границ, за столь короткий период нам уже не наверстать. В то время пока украинский национализм искусственно выращивался в тепличных условиях, внешняя политика России относительно 40-миллионной, абсолютно не чужой нам стране строилась вокруг газовой трубы и была практически полностью предоставлена господину Миллеру.
Сейчас уже можно сколько угодно менять Порошенко на Тимошенко, Яценюка на Яресько или даже «Свободу» на «Оппозиционный блок», но поколение украинцев, малюющих маркером на артиллерийских снарядах фразу «все лучшее детям» или постящих в социальные сети луки с «горящей ватой» в Доме профсоюзов, никуда не денется.
А так как, говоря словами официального представителя российского МИД, насилие не наш метод, в будущем нам предстоит еще долго иметь дело с подобными соседями.
Что касается народных республик Донбасса, то сейчас мы имеем по факту два независимых государства, жители которых, если верить соцопросам, стабильно не хотят ассоциировать себя с Украиной и возвращаться обратно.
Наоборот, процесс интеграции республик в российское экономическое пространство уже не остановить. Основной валютой в ДНР и ЛНР является рубль, республиканские документы-паспорта, автомобильные номера – уже принимают на территории России, а вопрос о выдаче российских паспортов нуждающимся гражданам республик давно стоит на повестке дня, и только нерешительность некоторых российских чиновников тормозит этот вполне легальный, естественный процесс. Кроме того, даже уголь Украине Донбасс вынужден продавать через российских посредников.
При этом именно «приднестровизация» конфликта, статус «полупризнанности» республик, во-первых, мешает России полноценно использовать промышленный потенциал Донбасса (а он, несмотря на войну и разруху, до сих пор достаточно большой. Так, за 2015 год только ДНР реализовала на 600 млн рублей продукцию машиностроения).
Во-вторых, статус «полупризнанности» мешает установлению в республиках цивилизованной политической системы, консервирует обычную для самопровозглашенных, ведущих боевые действия молодых государств смесь анархии и военной диктатуры, при которой борьба за сферы влияния и собственность между различными чиновниками и командирами прикрывается пафосной риторикой о «преданной революции».
К тому же, остается нерешенным вопрос об оккупированных ВСУ территориях Донецкой и Луганской областей, где перед новым годом нацгвардия совместно с СБУ проводила «зачистки» среди мирного населения.
Очевидно, что сливать Донбасс Россия не собирается, поскольку даже самый «прозападный» представитель нашего политического истеблишмента понимает, что вопрос снятия санкций и выхода экономики из кризиса сдача республик Украине не решит.
В то же время в случае отказа от Донбасса или принятия любого навязанного нам «компромисса» наша страна получит геополитический и имиджевый удар такой силы, что под вопрос встанет не просто выживание правящего режима, но и сохранение государственной целостности. Самоубийц в российской правящей элите нет.
Ревизия Минских соглашений не имеет смысла. Никакой внятной альтернативы им до сих пор не предложено. Понятно, что соглашения были вынужденным, необходимым этапом в ситуации, когда Россия и Донбасс находились, по сути, в окружении. Донбасс был взят в кольцо украинскими войсками, а Россия – ведущими мировыми державами.
И несмотря ни на что почти год относительного перемирия положительно сказался на экономике, инфраструктуре, общем настроении в Донецке и Луганске. Была налажена выдача зарплат и пенсий, проведена структурная реформа вооруженных сил, восстановлена инфраструктура, запущены остановленные производства, вернулись домой беженцы.Однако сейчас ситуация такова, что вооруженный конфликт в Донбассе может разгореться с новой силой, западные лидеры готовы убеждать Украину провести федерализацию исключительно на словах, а официальный Киев как главный отморозок в этих внешнеполитических разборках регулярно демонстрирует намерения рвануть за флажки, грубо нарушив Минские соглашения.
Логично, что сейчас время делать ход Кремлю. В частности, можно еще более ограничить выделенный Украине коридор возможностей, признав уже не особый статус, а фактический суверенитет Донецкой и Луганской народных республик и форсировать процесс их вхождения в состав России.