Кондитер врет

@ из личного архива

28 января 2016, 11:14 Мнение

Кондитер врет

Вопреки серьезным усилиям представителей различных стран ситуация в Донбассе по-прежнему описывается по формуле Троцкого – «ни мира, ни войны». Продолжающиеся обстрелы не позволяют нормализовать обстановку прифронтовой территории.

Олег Бондаренко

политолог, директор Фонда прогрессивной политики

Вопреки серьезным усилиям представителей различных стран ситуация в Донбассе по-прежнему описывается по формуле Троцкого – «ни мира, ни войны». Продолжающиеся обстрелы не позволяют нормализовать обстановку прифронтовой территории.

Порошенко не был бы собой, если бы не попытался обмануть всех даже в вопросе голосования липовых поправок в конституцию

Но даже не это главное – та перспектива мирного урегулирования, которая довольно активно обсуждалась на протяжении всего января уполномоченными России, США, Германии и Франции при участии Киева, на данный момент активно нивелируется администрацией Порошенко.

Представитель Украины в Минской контактной группе экс-президент Леонид Кучма на днях заявил о желании сменить место работы. Его можно понять – позиция Порошенко не предполагает возможности каких бы то ни было компромиссов, к которым теперь его склоняет не столько Москва, сколько Берлин с Парижем.

Роль же Вашингтона в этом остается пока что за кадром. Американцы предприняли ряд усилий, дабы склонить упертого киевского лидера к движению навстречу. Вероятно, Джозеф Байден в очередной раз отчитал Порошенко за нежелание голосовать изменения в конституцию даже в том виде, что их приняли (без согласования с Донбассом, предписанного Минском) летом прошлого года в первом чтении.

Американцев можно понять – на носу президентские выборы с сомнительными перспективами для демократов, а отчитаться во внешней политике особенно нечем. Ведь даже если основное «клиентское государство» США последних двух лет – Украина – демонстрирует исключительно негативную динамику, о чем можно говорить вообще?

#{smallinfographicright=737371}Проводившие переговоры в Киеве на прошлой неделе представители Меркель и Олланда отправились домой с еще большим количеством вопросов, чем до визита. Поскольку основная для них тема – получение 300 голосов за конституционные поправки во втором чтении оказалась жестко увязана с рядом внутриполитических процессов, начиная с отставки кабинета Яценюка, заканчивая дележом министерских портфелей внутри новой коалиции.

Таким образом, вопрос исполнения Минских договоренностей плавно перешел из внешнеполитической дискуссии во внутриполитический спор Порошенко с Яценюком при уже фактической готовности всех гарантов соглашений к консолидированной позиции по их реализации.

Но Порошенко не был бы собой, если бы не попытался обмануть всех даже в вопросе голосования липовых поправок в конституцию. Теперь он решил, что при условии их принятия (довольно сомнительного на данный момент) никакой «особый статус» для Донбасса и соответствующую норму прописывать в Основном законе уже будет не нужно.

Президент-кондитер под любым предлогом стремится избежать фиксированного определения особого статуса для Донбасса в украинской конституции. Потому что понимает – то, что он подписал под тяжелым взглядом Меркель почти как год назад в Минске, позволяет запустить фактический процесс федерализации на подведомственной ему пока территории – от Закарпатья до Слобожанщины. Ведь если Донбассу можно иметь особые права, то чем другие хуже?

Вряд ли у него что-то получится – Россия никогда не признает соответствующим Минским соглашениям голосование Верховной рады по конституции без предварительного согласования вносимых поправок с народными республиками и без четких ссылок в Основном законе Украины на закон об особом статусе.

Это понимают также и европейские гаранты соглашений. И Меркель, и Олланд знают, что никакие конституционные поправки без прямой ссылки на особый статус Донбасса работать не будут. Поэтому для дальнейшего движения к миру в Европе Порошенко должен, прежде всего, изменить закон об особом статусе по формуле, предложенной министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмаером, и прописать его как норму в конституцию.  

«Отсутствие закона о выборах в Донбассе ведет к повторной эскалации конфликта, в то время как местные выборы могут сделать возможной долгосрочную разрядку обстановки в республике... Если будет принят закон о выборах (в Донбассе), за которым последуют выборы, то появится перспектива долгосрочной деэскалации. Пока этого не происходит, растет опасность повторной эскалации».

Формула Штайнмаера предполагает вступление в силу положения об «особом статусе» Донбасса в день проведения там местных выборов.

При этом также важно прописать в Основном законе постоянный характер «особого статуса» и не позволить поставить под сомнение легитимность избранных на местных выборах представителей после октября 2017 года, когда заканчивается временный период действия принятых украинцами поправок, о чем еще в конце прошлого года сказала даже Венецианская комиссия, столь почитаемая в Киеве.

Вчера соответствующее заявление уже сделал полномочный представитель России в Минской контактной группе Борис Грызлов. Потрясающее упорство Киева в нежелании признать очевидное – Донбасс больше никогда не будет частью Украины в прежнем виде – грозит уже скоро полностью исчерпать терпение не только Берлина с Парижем, но и Вашингтона.

Теперь уже американцы должны ответить на вопрос: контролируют ли они ситуацию на подведомственных себе территориях за океаном или это им только кажется? Потому как, если не контролируют, недалек тот день, когда Европа, уставшая от безответственности украинских политиков, попросит Россию помочь решить вопросы в этом псевдогосударстве.

Но тогда уж не взыщите.

..............