Я бы «перепоручил» ИГИЛ западникам

@ Владимир Федоренко/РИА "Новости"

10 ноября 2015, 12:12 Мнение

Я бы «перепоручил» ИГИЛ западникам

Российская военная кампания в том виде, как она наблюдалась нами в октябре, не ставила перед собой задачу разгромить ИГИЛ* и тем более оппозицию в целом. Для этого не было ни сил, ни средств. У Москвы совсем другие цели.

Когда я слышу про «провалившееся наступление Асада», мне уже даже не смешно. Не было никакого наступления Асада. Ни-ка-ко-го. О каком наступлении можно было говорить в конце сентября, если сил ему уже просто не хватало даже для поддержания устойчивости коммуникаций внутри контролируемых районов.

Для переформатирования армии Асада и насыщения ее бронетехникой и вооружением нужно не меньше 45 дней

Резервов не было, поскольку их растратили на сдерживание многочисленных «котлов», которые уже и не котлы были, а вполне себе фронты. Никаких признаков «генерального» наступления Асада я лично не увидел. Велись исключительно «частные» боевые действия для консолидации позиций. Иногда успешные, иногда не очень. Но никакого широкомасштабного наступления, которое могло бы «провалиться», «захлебнуться», не было.

В целом для переформатирования армии Асада и насыщения ее бронетехникой и вооружением нужно не меньше 45 дней, для переформирования – не меньше 60.

Обращу ваше внимание и на то, что асадовцы воюют пока «старыми» силами. Ввода свежих войск я не наблюдаю. И это хорошо. Не торопятся «сжечь» свежие войска, а значит, и ситуация не столь критическая. 

Российская военная кампания в том виде, как она наблюдалась нами в октябре, не ставила себе цель разгромить ИГИЛ* и тем более оппозицию в целом. У нас не идиоты сидят. Дураки, как везде в армии, случаются, но идиотов там не держат. Для этого не было ни сил, ни средств.

Американская авиация, например, в 1991 году против Саддама Хусейна делала до полутора тысяч вылетов в день. В день, Карл! И это не считая крылатых ракет, которые использовали по полной программе. Понимаю, условия другие, масштабы противника другие, но в день! И то войска Саддама Хусейна не так чтоб были разгромлены.

Российская военная кампания сейчас не обладает и потенциалом непосредственной огневой поддержки войск. Ее смысл – дать Асаду передышку для доукомплектования и переформирования («сирийский экспресс») и нормальной подготовки пополнения.

А также – уничтожить ставшее очевидным превосходство боевиков в том, что называется CCC (command, control, communications). Не более того. И в этом смысле она была совершенно успешной, фактически выровняв логистическую связность в приграничных областях (в целом, «связность» контролируемых территорий пока, конечно, увы, выше у оппозиции). Вопрос в том, что сейчас ее хорошо бы усилить, хотя бы на короткое время, но это уже – политическое решение. 

#{image=949702}По тому, как забегали тараканы с политическим процессом (Лех Валенса – это, конечно, прикол, но прикол индикативный), можно сказать, что дела у ИГИЛ идут плохо. А у «ан-Нусры» – еще хуже. Западники уже четко обозначили этап политического конструирования попытками на разных фронтах (даже на территории ИГИЛ в Идлибе) что-то новое эдакое слепить.

Нам пока в этот процесс рано втягиваться. Еще надо недели три продержаться в заданном ритме, ну, минимум, две. Но дело тут не только в этом. Я писал ранее о возможном начале конкуренции за логистические возможности (коридоры, склады, пункты обмена и продажи) у оппозиции.

Ну, вот, собственно, и «оно». И наши «замечательные западные партнеры» пытаются ее хоть как-то смягчить. Что интересно, я почти не ошибся по срокам.

Если правильно поддавливать «умеренных» по фронтам, то этот процесс будет только нарастать. Я бы вообще «перепоручил» ИГИЛ западникам. По принципу «ты его породил, ты его и того...». А сами бы занялись умеренными. Подчистили бы пространство.

Не стоит преувеличивать упертость и фанатизм ИГИЛ и оппозиции. Недооценивать этот фактор тоже не стоит. Конечно, там есть совершенно упрямые бойцы, но много и «массовки», много местных жителей, захваченных всеобщим ажиотажем вседозволенности, криминал, дезертиры, разного рода «партизаны полной луны».

#{smallinfographicright=773669}Самое главное, действия асадовцев и их союзников за последние две недели приобрели четкую осмысленность и направленность. Первые две недели после нашего появления это были, скорее, некие реактивные попытки «продвинуться» туда, «куда пускают», чтобы хотя бы частично компенсировать (в том числе и психологически) провалы лета.

Сейчас заметны признаки планирования операций «в глубину». Обращу ваше внимание на ситуацию к Западу и Юго-Западу от Алеппо. По внешним признакам (без присутствия на «поле» и на нынешнем уровне информации судить точно сложно, но по внешним признакам) там идет «темповая игра» за перехват коммуникаций – ключевой дороги Идлиб – Алеппо (естественно, насколько в принципе можно говорить о «темповой игре» на Ближнем Востоке). Ситуация осложняется тем, что там много укрепленных лагерей и бывших военных баз, но эта операция асадовцев уже тянет на стратегическую.

Теперь по военным частностям:

1. Не увидев никакого наступления Асада, я ровно так же не вижу и никакого наступления оппозиции, хотя об этом все кричат. Единственное направление, где действительно проявляется некоторая активность, – это стык провинций Хама и Идлиб, а также запад Алеппо.

Что понятно: именно там сконцентрированы основные и наиболее боеспособные силы оппозиции и ИГИЛ, прежде всего, в Западной Сирии. И там действительно идут очень тяжелые бои, которые без нашей воздушной поддержки были бы проиграны.

Ключевым показателем резкого снижения активности оппозиции, на мой взгляд, является ситуация в Дайр-эз-Заур. Осажденный анклав, с ограниченной подпиткой ресурсами, и там асадовцы начали если не наступать, то огрызаться.

А ведь, даже когда началась кампания, его все равно «списывали» даже самые оптимистичные комментаторы.

2. Признаю свою ошибку. Оппозиция не уходит из Дамаска. На мой взгляд, это, с военной точки зрения, глупость, поскольку их там просто постепенно перемалывают, хоть и медленно. Но если месяц назад подразделения оппозиции еще можно было вывести, хотя уже и с потерями, то теперь это принципиально невозможно.

То есть в единичном масштабе выйти можно, а «системно», сохранив управление, уже вряд ли. И то, что оппозиция держится за Дамаск, говорит о том, что они рассчитывают на политическое урегулирование или его имитацию в самое ближайшее время. В иных сценариях то, что там происходит, для оппозиции, особенно «светской», бессмысленно.

3. Крупнейшим достижением Асада за последний месяц я считаю стабилизацию ситуации на «Южном фронте». Да, в последние пару дней продвижение небольшое. Но уже 12 дней на «Южном фронте» нет ни одного события со стороны оппозиции, которое попало бы в сводки.

То есть какие-то архаровцы там бегают, а ничего особенно не происходит. Рискну предположить, что «Южный фронт», как организованная и скоординированная сила, перестал существовать. Он был создан американцами и израильтянами, нашпигован инструкторами и техникой, прежде всего, для того, чтобы первым войти в Дамаск. Показать всем «новое человеческое лицо» сирийской власти.

4. Крупнейшей неудачей асадовцев считаю то, что до сих пор не взят «пальмирский перекресток». Я понимаю, что сил мало, но все равно это – неудача. И пока этот участок под контроль не поставлен, «связность» территории «оппозиции» будет всегда оставаться на более высоком уровне, чем у асадовцев. А это плохо и в определенный момент (например, когда начнется-таки стратегическое наступление) может сыграть против асадовцев.

Эту проблему надо срочно решать. Без «пальмирского перекрестка» операции в направлении Идлиба рискованны. Мобильность оппозиции в этом районе крайне высока. И это нивелирует до известной степени явное падение координации. 

5. Алеппо. Должен сказать, что сражение у Квейриса показало высокий уровень оперативно-тактического видения ситуации со стороны асадовцев. Вместо того чтобы прорываться к базе и добиваться политически эффектного успеха, они устроили сравнительно медленное перемалывание сил противника с использованием авиации и своего локального превосходства в артиллерии. Впрочем, сирийские источники говорят, что авиабаза будет деблокирована в самое ближайшее время в любом случае.

Подождем до выходных. Но подчеркну еще раз – этот успех действительно большой, но тактический. Расчленения сил оппозиции с деблокадой базы не произойдет. Но, наверное, сирийцам политически и пропагандистки деблокада Квейриса очень нужна. 

Хотя бои будут очень тяжелые. Я не исключу, что Хан-Шейхун может стать переломным моментом всей кампании. Но там в реальности со стороны асадовцев действуют относительно малые силы. 

7. Вот что меня больше всего беспокоит, так это то, что я не вижу признаков генерального наступления игиловцев и оппозиции. Да, была попытка перерезать дорогу Дамаск – Хомс, но она была проведена халтурно, с очень малым эффектом координации. И меня это тревожит, потому что оно должно быть и должно быть сильным.

Даже попытка оппозиции оттеснить войска асадовцев от дороги на Алеппо в районе Хан-Туман-Хамра на решительное наступление не тянет. Так что никаких намеков на стратегическую операцию оппозиции я не вижу. От слова «совсем». А силы у них остались, и немалые. И они их обязательно должны предъявить.

Источник: Блог Дмитрия Евстафьева

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............