Серная романтика революции

@ <a href="http://www.foma.ru/">foma.ru</a>

19 февраля 2014, 17:08 Мнение

Серная романтика революции

То, что происходит на Украине, – это катастрофа, провал. Страна стала гораздо дальше от своей «европейской мечты», чем до этого. Людям, готовым убивать сограждан ради той или иной великой цели, не поможет никакая евроинтеграция.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Пока интернет-трансляции приносят на наши мониторы страшные, поистине адские картины охваченного огнем, ненавистью и насилием города, очень трудно понять, чем все кончится и каков будет результат всех этих событий.

Одно про этот результат можно сказать определенно: он не стоил человеческих жизней.

Подпишет Украина соглашение об ассоциации с ЕС или нет, в пользу каких именно олигархов изменятся финансовые потоки, как сложатся отношения между Яценюком, Кличко и Тягнибоком – все это не будет иметь абсолютно никакого значения для тех (по крайней мере десятерых) людей, которые были убиты, и для их близких, которые будут их оплакивать.

Самый главный и самый страшный итог – это братоубийство.

Как пелось в одной песне: «От кошмара, который мы устроили, я хотел бы как-нибудь проснуться». Увы, это не страшный сон, это реальность: граждане одной страны убивали друг друга, делали жен друг друга вдовами и детей – сиротами. Зачем? Какую великую угрозу они отвращали, какого великого блага добивались? На какой алтарь были принесены эти жертвы? Могут ли люди ответить себе, друг другу, близким убитых? Ради чего вся эта ненависть и смерть, поджоги и разрушения, увечья и издевательства?

Какими методами украинские власти могут утихомирить майдан?



Результаты
319 комментариев

Каждая из сторон указывает на свои жертвы, но не для того, чтобы ужаснуться, мол, до чего мы дошли, а чтобы разогреть ненависть к «противнику» – «Не забудем, не простим!», чтобы мобилизовать сторонников, подлить масла в огонь.

Когда люди стояли с плакатами «Украина – це Европа», с одной стороны, это было тавтологией: ну конечно же, Европа. По крайней мере со времен Владимира Крестителя. С другой – было мечтой о лучшей жизни, обо всем том, что ассоциируется с европейской цивилизацией. О законности, порядке, уважении к жизни и достоинству человека, всех тех плодах, которые долго и трудно вызревали в истории христианского мира.

И эту цивилизованность не может дать никакой ЕС – это то, что определяется поведением людей в самой стране. А это поведение, увы, оказалось нецивилизованным.

Это не к тому, чтобы как-то превозноситься, – у нас в Москве последняя междоусобная брань была не так давно, в 1993 году. Это к тому, что нельзя попасть в Европу, в чаемый мир гуманизма, достоинства и законности, убивая друг друга.

Цивилизация – очень хрупкая вещь; ее созидание – долгий и кропотливый процесс, варварство и одичание приходят очень быстро. Ломать – не строить. А самый простой и очевидный критерий цивилизованности – ценность человеческой жизни. Неготовность и нежелание людей убивать друг друга. Уважение к заповеди «не убий».

Людям, которые готовы убивать сограждан ради той или иной великой цели, не поможет никакая евроинтеграция.

Поэтому то, что происходит на Украине, – это катастрофа, провал. Страна стала гораздо дальше от своей «европейской мечты», чем до этого.

Но нам здесь, в России, необходимо извлечь некоторые уроки. Собственно, их надо было извлечь давно, учитывая опыт нашей катастрофы 1917 года. Однако братоубийство в Киеве – это еще одно напоминание об одной принципиально важной истине. О том, что романтика революции пахнет серой.

Да, любые массовые выступления – это источник мощной эйфории, это переживание, которое многие сравнивают с опьянением, но гораздо, гораздо мощнее. Люди часто принимают участие в революции не потому, что они доведены до отчаяния, и не потому, что они знают, как чего-то добиться, а потому, что они затянуты в этот эмоциональный водоворот. Можно вспомнить восторг и экстаз русских интеллигентов с красными бантами, приветствовавших падение самодержавия, – они еще не знали, что будет дальше. Мы знаем.

Да, революция – это романтично. Голливуд любит снимать про это увлекательные фильмы. Какой-нибудь таинственный герой в плаще и маске поражает мерзавцев и тиранов, и зрителю их, конечно, не жалко, потому что по сюжету они – негодяи.

Люди, которых убили в Киеве с обеих сторон, не были актерами, которые после съемок пошли домой к своим семьям. Они убиты. По-настоящему. Невозвратимо мертвы.

И когда мы здесь, в России, слышим о романтике революции, мы должны помнить об этом. Революция приносит гораздо, гораздо худшие беды, чем все те проблемы, которые ее вызвали.

Любое улучшение жизни, любое смягчение нравов, любое возрастание в цивилизованности, в признании ценности и достоинства человека есть результат долгой, терпеливой работы. Результат революции – обезображенный город, пожары и убитые люди. Те, кто с восторгом приветствовал киевский Майдан как пример для Москвы, должны хорошенько рассмотреть, чем кончаются майданы.

И здесь особенно важно вспомнить о миссии христиан. Позиция Украинской православной церкви Московского патриархата была и остается последовательно миротворческой. Церковь делает то, к чему и призвана: молится за мир.

Но некоторых христиан затянуло в воронку политической борьбы. Увы, так много раз бывало в истории, когда люди кощунственно призывали Христа как пособника в братоубийстве. Как сказано в Евангелии, «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22–23).

Христианину дана заповедь «не убий». Христианин слышит за каждой Литургией, что «блаженны миротворцы».

Именно мы, верующие, призваны созидать более человечное и цивилизованное общество. И делать это, не призывая людей на баррикады, а ровно наоборот: примиряя враждующих и успокаивая смертоносные страсти. Как сказал апостол Иоанн: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Иоан. 3:14–15).

Источник: «Православие.ru»

..............