«Мембрана культуры»

@ max-scheler.spb.ru

22 апреля 2013, 17:11 Мнение

«Мембрана культуры»

Просто территория не особо нужна уже даже китайцам. Сегодня другие способы глобализации, образ врага изменился. Мы по привычке считаем, что враги – это те, кто хочет захватить нашу землю, расчленить Россию. Но мы не замечаем, что враг уже здесь и ведет свою работу.

Борис Марков

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии СПбГУ

Сегодня мы отдаем себе отчет, что наше общество конфликтно. Его все чаще называют обществом несправедливости и обмана. Плюс к этому добавляются культурные, национальные, этнические, религиозные противоречия, которые все больше проявляются в эпоху глобализации. Возникает закономерный вопрос: как нам выйти из этого тупика, как сохранить себя, к чему нам стремиться?

Национальная культура – это символическая иммунная оболочка

Тут можно вспомнить проект всеединства Владимира Соловьева, который заявлял, что судьба мира зависит от русского народа. Но он подчеркивал, что русский народ будет господствовать в мире, служа на пользу всех народов. Соловьев даже хотел создать религиозный интернационал. Конечно, это можно рассматривать как утопию, но тут есть тонкий момент – важно не потерять себя, будь то идеи глобализма или служения другим.

Кто гордится собой и восхваляет своих предков, кто в каком-то смысле считает себя богоизбранным, тот не теряет себя и не враждебен к чужому. Поскольку в основе такой враждебности лежит чувство страха за устойчивость своего мировоззрения. Но самовосхваление не должно переходить в шовинизм. Здесь важно исключить фашистские замашки вроде желания пройтись в армейских сапогах по территории другой страны.

Да и сами территории – уже не главное. Конечно, страна у нас большая, и это отдельный вопрос, как мы ее защитим. Но меня успокаивает, что просто территория не особо нужна уже даже китайцам. Сегодня другие способы глобализации, образ врага изменился.

Мы по привычке считаем, что враги – это те, кто хочет захватить нашу землю, расчленить Россию. Но мы не замечаем, что враг уже здесь и ведет свою работу. Речь идет о внутреннем враге, который сидит в тебе. Ты, в этическом смысле, сам себя предаешь, ориентируясь на ложные ценности. Выбор не тех ценностей является сегодня главной угрозой для человека, для страны. Благодарность, прощение, гостеприимство – это те ориентиры, на которые должно равняться наше общество.

Такие качества – признак сильного народа, сильной культуры. Национальная культура – это символическая иммунная оболочка, обеспечивающая безболезненные отношения с другими. Если она прочная, тогда возможно взаимодействие по принципу соседства, когда каждый имеет право на самобытность, живет сам и дает жить другим.

Отношения своего и чужого, отношения религий, отношения культур не должны быть обнаженными. В то же время культура должна быть не стальным непроницаемым щитом, а мембраной, через которую происходят коммуникации. Тогда мы сможем жить, не мешая друг другу, но общаться по принципу социальных мембран, когда чужое впускается без опасных последствий для своего.

В качестве механизмов подсоединения различных общностей для безопасного обмена мнениями могут выступить специальные диалоговые площадки. Здесь широкий круг экспертов от разных социальных групп представляет различные точки зрения, имеет право предлагать и критиковать. Такие круглые столы будут играть роль примирителей, объединителей и катализаторов созидательных процессов. И чем более разнообразным будет представительство на этих круглых столах, тем они будут эффективней.

Диалог культур может строиться с опорой на общечеловеческие ценности. Ведь, несмотря на массу противоречий, у нас есть единая основа для взаимопонимания – мы как люди имеем общее биологическое происхождение и общую ответственность перед нашей планетой.

При всем различии культур, религий, этносов основой универсальных ценностей является общечеловеческий опыт, включающий в том числе опыт сакрального, опыт чуда, опыт духовной поддержки. Человек как слабое беззащитное существо всегда нуждался в поддержке высших сил. Шелер считал, что вера в Бога является критерием человеческого. Отсюда следует, что можно судить, человек перед тобой или нет, по его вере в высшие ценности.

Признавая наличие высших ценностей, мы сталкиваемся с необходимостью их четкого определения. Поскольку, решив все оценивать с точки зрения морали: власть, бизнес, образование, науку, – мы должны ответить на вопрос: кто и как будет оценивать саму мораль? Иногда мы бьем себя в грудь, заявляя, что «я чувствую своим сердцем», что вот эти люди плохие, а те хорошие. Но надо бы и сердце проверить. И здесь здравые рассуждения, диалог за круглым столом, в который вовлекаются разные точки зрения, позволяют понять, как сложилось твое эмоциональное априори. Поэтому необходимы площадки для подробного обсуждения и выбора критериев морали, ценностей и правил жизни, которые приносят наибольшее благо для развития личности и общества.

Общепризнанные ценностные ориентиры могут служить залогом целостности полиэтничного и поликонфессионального государства по принципу единства в многообразии. Поэтому власти также следует поощрять диалог культур, толерантность в обществе  и поддерживать развитие культурных автономий при условии сохранения государственного единства. У нас с вами есть положительный исторический опыт, когда терпимость к религиозному инакомыслию играла важную роль в привлекательности России для добровольного присоединения других народов, например алтайцев.

Пора отвлечься от сугубо политических диспутов. Поскольку там все упирается в эгоистичный интерес отдельных групп, где никто не откажется от своей выгоды в пользу других. Необходимо создавать инструменты для сборки новой социальной идентичности, в которой учитываются прошлые достижения, формируется позитивное отношение к своей культуре и налаживается уважительный диалог с другими.

..............