Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияКонстантин Кондрашин: Мировоззрение нового тысячелетия
Доминирующая сегодня система взглядов существенно ограничивает развитие общества, ведет к упадку и деградации. Чтобы перепрограммировать это мировоззрение, задать новый культурный код, необходимо начать создавать новую культуру.
Процессы глобализации в XXI веке приводят к снижению непроницаемости государственных и информационных границ. Рост мобильности человеческих ресурсов провоцирует массовую миграцию и связанные с ней культурные конфликты. Ускорение процессов взаимообмена между культурами за счет новых коммуникационных технологий имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
Новая культура должна воспитывать благородные качества: любовь, сострадание, взаимоуважение, толерантность, терпение
Происходят «столкновения цивилизаций», в которых четко проявляются отличия культур, преимущества разных моделей развития общества. В последние десятилетия полем таких столкновений стала Европа. В результате канцлер ФРГ Ангела Меркель еще в 2010 году была вынуждена признать, что стратегия европейского мультикультурализма «совершенно провалилась». Главы европейских стран переоценили способность современной европейской идентичности устоять перед натиском иммигрантов из стран Африки и Азии.
Самоуверенность жителей европейских стран была связана с ощущением превосходства их культуры, которая на протяжении столетий диктовала ценностные предпочтения другим народам. Сегодня контакт с чужим радикальным мировоззрением порождает у европейцев чувство неуверенности в жизнеспособности собственных взглядов и ценностей. Европейскому «потребительскому» мировоззрению сложно противостоять религиозному фундаментализму. Столкнулись две крайности. С одной стороны – культура, воспринимаемая как элемент индустрии развлечений. Утратив сакральность, она не может служить человеку духовной опорой. С другой – религиозный догматизм. Он способствует устойчивости общества к внешним воздействиям, но радикализм и нетерпимость к инакомыслию препятствуют дальнейшему культурному развитию личности.
России еще предстоит дать свой ответ на вызовы глобализации. Изоляционизм железного занавеса и психология «осажденной крепости» лишь затормозят развитие, поэтому нам предстоит научиться жить в условиях усиливающейся интеграции и извлекать из этого пользу.
Российскому обществу необходимо мировоззрение, способное обеспечить устойчивость в современном мире, задать цели и определить модель дальнейшего развития. Пока же мы остаемся в «эгоистическом тупике». Либеральная идеология, казавшаяся безальтернативной после крушения коммунизма в конце ХХ века, имеет в своей основе тот же самый изъян – чрезмерный материализм в воззрениях, который сегодня ограничивает социальную эволюцию человечества. Граждане значительную часть своих сил и времени тратят на накопление бытовых благ. Потребительский вектор развития общества способствует воспитанию у людей инфантильности и эгоцентризма. Религию многие воспринимают как элемент «культуры потребления», призванный играть терапевтическую роль или оказывать социальную помощь нуждающимся. В массовом сознании общечеловеческие ценности отходят на второй план, проигрывая по популярности эгоистичным мотивам. В духовной сфере при этом наблюдается явный дисбаланс, вызванный попытками отдельных групп приватизировать право других на культурное и религиозное самоопределение.
Доминирующая сегодня система взглядов существенно ограничивает развитие общества, ведет к упадку и деградации. Чтобы перепрограммировать это мировоззрение, задать новый культурный код, необходимо начать создавать новую культуру.
Новая культура должна сочетаться с глобальными, гуманистическими принципами и опираться на общечеловеческие ценности. Она не может строиться на унижении и отрицании права человека на свободу. Новая культура ничего не навязывает и, принимая все воззрения, позволяет человеку быть тем, кто он есть. В то же время новая культура имеет широкую этическую основу планетарного характера, способную объединять людей по принципу «единства в многообразии». Базовые принципы этой культуры следует формировать с опорой на философию гуманизма и духовно-нравственный знаменатель, который всегда существовал у мировых религий.
В культуре «цветущей сложности» стремление к духовному росту и познанию должно стать безусловной ценностью без привязки к какой-либо идеологии, разделению на своих и чужих, традиционное и нетрадиционное. Новая культура должна воспитывать благородные качества: любовь, сострадание, взаимоуважение, толерантность, терпение.
Гармоничное развитие общества – это постоянный творческий процесс. Создавать новую культуру и наполнять ее содержанием смогут «творческие мастерские» – сообщества единомышленников, работающие в различных направлениях – социальном, политическом, экономическом, духовном.
Новая культура, глубокая и гибкая, может стать «плавильным котлом», пространством, в котором взаимодействуют разные культуры и религии. С появлением и принятием такой культуры атмосфера в обществе изменится, станет более гармоничной и благоприятной для развития человека. Осмысление духовного наследия во всем историко-культурном и религиозном многообразии, определение его нравственных основ и построение на этом фундаменте нового мировоззрения позволит России не только преодолеть нравственный застой в обществе, но и выступить лидером духовного возрождения всего человечества в третьем тысячелетии.