«Ощущение перспективы»

@ из личного архива

28 февраля 2013, 12:45 Мнение

«Ощущение перспективы»

Эдуард Биров рассуждает на тему «Почему русские не желают трудиться?». Автор склоняется к мнению, что виноват либерализм, так как русскому скучно трудиться только ради денег. Чтобы переломить ситуацию, каждый должен заняться воспитанием самого себя. Это мнение отдает чем-то утопическим.

Игорь Лебедев

писатель, философ, публицист

Эдуард Биров рассуждает на тему «Почему русские не желают трудиться?». Автор склоняется к мнению, что виноват либерализм, так как русскому скучно трудиться только ради денег. Вывод, который делает автор: чтобы переломить ситуацию, каждый должен заняться воспитанием самого себя.

Низкая самооценка русских связана также с западническими реформами, идущими у нас со времён Петра

Это мнение отдаёт чем-то утопическим. Поэтому я решил перечислить основные причины, чтобы разобраться в теме.

1. Либеральная идеология в нынешней ее радикальной форме (то есть, по сути дела, социал-дарвинизм) унижает людей труда, делает простой труд более чем непрестижным. Мало кому хочется чувствовать себя неудачником, отбросом общества.

2. В современном обществе труд должен давать ощущение перспективы. Автор рассказывает, что сельская молодёжь предпочитает работу менеджером в уездном городишке за 15 тысяч, а не механизатором на ферме рядом с родной деревней за зарплату в два–три раза больше.

Однако он не упоминает важный момент: у менеджера есть перспектива впоследствии получать не только 30, но, если очень повезёт, и 300 тысяч. А если у него окажется достаточно цинизма, сообразительности, ума, дальновидности, да ещё и бульдожья хватка, то ещё выше пойдёт. Менеджер может сделать успешную карьеру, продвигаться вверх по служебной лестнице. Всё от способностей зависит. Он чувствует, знает, что от его усилий зависит его будущее. В деревне же он так и будет всю жизнь крутить баранку за эти 30 тысяч. Допустим, потом дадут небольшую надбавку – за выслугу лет. Однако от его способностей на подобном поприще ничего не зависит. Ну, допустим, может ещё сколько-то мешков картошки украсть. Может на тракторе подрабатывать на чужих огородах. Но всё это не есть качественный рост.

Традиционная идеология оправдывала любой рутинный труд, объявляла его чуть ли не святым. Но в современном обществе она, увы, не работает. Общество теперь направлено не в прошлое, но в будущее.

Широкие массы не могут жить высокими идеями: если молодёжь уезжает из села, значит, что-то не так.

Допустим, сельский житель, молодой парень, приезжает в ближайший городок на танцы. Знакомится там с красивой девушкой, пытается завязать отношения. Она его почти наверняка спросит, где работает. Как ответит наш механизатор? Что будет всю жизнь в деревне грязь месить да крутить одну и ту же баранку? Раз в месяц выбираться в райцентр за покупками, а раз в год – в Москву? Допустим, за два–три года накопит он на курорт в Таиланде. А дальше что?

Очевидно, что девушка сочтёт такого кавалера «бесперспективным». И окажется права. Поскольку знает: их дети тоже будут вынуждены всю жизнь месить грязь и работать на той же ферме. Тем временем успешные «либерализаторы» из неких высших соображений успеют закрыть местную больницу и школу, предложив возить детей в соседнюю за 20 километров. Малоинтересная перспектива.

Внимание красивых девушек – для молодёжи аргумент не самый последний. Более того: это очень важный комплексный фактор. Я давно сделал наблюдение: не может быть успешным то дело, которое не привлекает красивых девушек. Потому что женщины первыми усваивают господствующие в обществе веяния. От которых зависит жизнь в будущем.

Человек сейчас больше нуждается в личном признании, личной значимости. Отсюда увлечение всякими приблудами – модными аксессуарами, айфонами и пр. Купил первым, отстояв ночь в очереди, – временно попал в избранные. Это самый легкий способ обрести какую-то значимость. Нетрудно видеть, что сельская уединённая жизнь слежению за всякими электронными новинками как-то не слишком способствует.

Наши соотечественники, эмигрируя на Запад в начале 90-х, работали официантами и посудомойщиками. И ещё как вкалывали... Потому что у них перспектива была. Если бы они знали, что всю жизнь зависнут на такой работе, – остались бы в России. И уехали они в первую очередь потому, что считали: дома нет перспективы, страна обречена.

Трудно сказать однозначно, плохо всё это или хорошо. Это данность, с которой надо считаться. Реальность, в которой мы будем существовать ещё много лет. Как и всякую реальность, её можно постепенно трансформировать, усовершенствовать, улучшать, но только не отрицать полностью. И Боже упаси реформировать её внезапно, кавалерийским наскоком...

Нетрудно видеть, что у государства нет комплексной программы развития села, рассчитанной на несколько десятилетий. Скорее наоборот: делается прямо противоположное. В обществе насаждается культ гедонизма и личного успеха. Верно указывают в комментариях: «Очень угнетают и в то же время задают моду на безделье наши нувориши. Не все, кто-то много работает, но все равно получает возможностей на несколько порядков выше своих личных усилий. А уж про их окружение и говорить нечего. Жена-домохозяйка, дети-мажоры, всевозможные «представители заказчика»... Сами по себе они никто, но они часто известны, о них пишут СМИ, показывает TV, и это не безобидно с точки зрения здоровья общества...»

3. Следовало бы добавить ещё один аспект, не упомянутый автором: неуважение русских к своему Отечеству. Это также связано с предыдущим пунктом. Вся страна воспринимается как второсортная – в первую очередь потому, что не видно никакой перспективы. Для такой страны нет радости вкалывать – это означает как бы разделить её обречённость. Какой смысл учёному оставаться в России, если у него столько перспектив на Западе? Очень хорошо сформулировал один иностранец в 90-х годах: «Ваши женщины предпочитают иностранных женихов не потому, что те лучше, у них есть свои, ничуть не меньшие недостатки. А потому, что вашим женщинам издавна внушили, что русские мужчины – худшие в мире». То есть – менее перспективные, чем европейцы.

Западая цивилизация до сих пор воспринимается нами как более перспективная. Здесь много причин. И внешняя благоустроенность. И нет столь странных препятствий для того, чтобы начать небольшой бизнес. Либеральное правительство не особо много усердствовало, чтобы начинающий своё дело человек чувствовал, что у него есть перспективы. Общество-то сословное, из одной страты в другую уже не перейдёшь.

Бесперспективной нашу страну делает множество причин. Первое, что приходит в голову:

– неуважение к собственности. Невозможно чувствовать себя «как в крепости». Нигде – ни в бизнесе, который могут в любой момент отобрать, ни дома. Очевидец описывал мне такую картину. Центр Праги. Огромный старинный каменный дом – три или даже четыре этажа. Утром оттуда выходит невзрачно одетый человек, при этом запирает старинную дубовую дверь на ключ. Выясняется: это владелец огромного дома в центре. Работает он... трубочистом. Невозможно представить себе, чтобы у частного владельца дома в центре Москвы, да ещё и не влиятельного человека, его не отобрали бы – под предлогом «аварийного состояния здания». И не такое ещё отбирают.

Широкие массы не могут жить высокими идеями: если молодёжь уезжает из села, значит, что-то не так

– отношение к бизнесу. Видимо, тут сказывается наследие советских времён. Да и частный бизнес в России не особо высоко зарекомендовал себя. Оно и понятно – с волками жить... Однако следует вспомнить, каким был бизнес до революции 1917 года. Недавно выкладывал ролик на эту тему.

– общий чиновничий беспредел. Это вечная болезнь России, связанная напрямую с нашими просторами и менталитетом. А он, в свою очередь, сформирован православием.

– отсутствие перспектив у нашей науки и культуры. Сословное общество, сформировавшееся за последние 20 лет, не заинтересовано в каком-либо развитии. Культурном, промышленном, научном...

4. Полагаю, низкая самооценка русских связана также с западническими реформами, идущими у нас со времён Петра. Ученик всегда смотрит на учителя «снизу вверх».

Немалую роль здесь оказало и наследие советского периода, когда советские люди смотрели на западных туристов, как зеки смотрят на свободных, из-за колючей проволоки.

Ещё более влияет на такое отношение нынешнее западничество властей, занимающихся откровенным заимствованием западного опыта. Тут всё упирается в проблему, что на нынешнем историческом этапе достаточно сложно пропагандировать наши отечественные достижения: многие из них были сделаны при социализме, и если заняться их превознесением, патриотическая пропаганда превратится в просоциалистическую. Следует выждать, пока общественное сознание отделит одно от другого.

5. Зачастую «нежелание работать» сопряжено и с отношением работодателя. В совке, пардон, были хоть какие-то профсоюзы, на Западе они и сейчас есть – и попробуй пойти против! Вмиг лишишься прибыли.

А у нас сейчас? По-хорошему работодатель всегда имеет право выгнать работника. И никто слова не скажет, доказать факты «подставы» на работе сложно, если только не судиться. Платят гроши, премировать никто никого не хочет – зато массово нарушают закон, вводя систему «штрафов». За переработки, конечно же, не платят.

6. Организация российского бизнеса слишком далека от идеала. Читаем в тех же комментариях: «Руковожу российским отделением американской компании. Так вот продукт, который приходит от нас, как правило, безупречен: подключай и радуйся. То, что делают в старой Европе, не выдерживает никакой критики. Сплошные отказы и глюки. У них без косяков ничего не обходится.

А я своих ребят-инженеров часто с работы не могу выгнать. Сидят до полуночи, вылизывают тему до совершенства. И им же за это время впрямую не платят. Ну конечно, достается премия в целом за хорошую работу, но она не такая уж большая.

Так что не надо про то, что русские якобы ленивы и работать не хотят. Все дело в организации бизнеса. Там, где (как у меня) организация хорошая, там и отдача фантастическая. А там, где организация (как в ЖКХ) построена на воровстве и очковтирательстве, там и результата не будет».

7. Причина низкой культуры труда во многом лежит в советском прошлом, на протяжении которого из человека вытравливался дух хозяина. Люди работали на «общество», по указке, не самостоятельно. При этом приноровились жить в «уравниловке». Ликвидация частного сектора убила мужика-хозяина.

Очень часто доводится встречаться со следующим мнением: «После такого колоссального ограбления народа надеяться на то, что кто-то будет рваться трудиться. Обнулите последние 20+ лет, осудите и накажите виновных. Не можете вернуться на нулевую отметку СССР? Так и нечего трындеть. Когда нужно было хапнуть, речи велись совсем другие. Сознательное разрушение ВСЕГО, прежде всего человеческого сознания. А сегодня грабители и прочие выгодоприобретатели хотят закрепить «достижения». А легитимности-то и нет. И вряд ли будет в обозримом будущем. Новые яхты абрамовичей трудящийся класс мало интересуют».

На это замечу, что легитимация итогов приватизации тут совершенно ни при чём. Не следует преувеличивать её значение. Первоначальное накопление капитала во всех странах шло с самыми разными нарушениями. Эта проблема полностью надуманная, она существует лишь в мозгах товарищей, не мыслящих развития без «революционных преобразований» и советских лагерей.

Источник: Блог Игоря Лебедева

..............