Чуть больше двух лет назад, в июне 2010-го, специальный корреспондент «Коммерсанта» Ольга Алленова подготовила для своего издания большой материал о реформе грузинской пенитенциарной системы под названием «Бюро тюремных услуг».
Кто же рассказал грузинским властям, что в европейские стандарты входит сексуальное насилие с помощью веников?
То было время пылкой влюбленности. Грузинский президент, который уже пришел в себя после трех восьмёрок, галантно ухаживал за российской демократической прессой, то и дело приглашал на свидания, угощал, обаятельно улыбался, демонстрировал свои владения, интимно нашёптывал о своих небывалых успехах на ушко. И пресса, надо сказать, отвечала ему взаимностью, таяла, млела, рассыпаясь в восторгах и комплиментах. «Ах, вот если бы у нас в России было так, ах, если бы – не жизнь была б, а песня бы!»
Какая злая ирония. Видео с пытками заключенных в Глданской тюрьме потрясло Грузию – и сейчас старые охи и вздохи российских журналистов смотрятся издевательски.
На фоне грузинского скандала та же статья Алленовой выглядит трагикомично. Текст буквально нашпигован утверждениями, которые теперь звучат крайне двусмысленно. К примеру, такое: «По замыслу грузинских властей, лишаясь свободы, заключенный приобретает опыт жизни по европейским стандартам». Встает закономерный вопрос: кто же рассказал грузинским властям, что в европейские стандарты входит сексуальное насилие с помощью веников? Кто их так подставил и обманул?
Или другая цитата: «Изменились не только условия содержания в тюрьме. Раньше, когда говорили о правах человека, здесь это понимали только как запрет на избиение заключенных. Теперь любой заключенный знает, что имеет право на чистую камеру, качественную еду, возможность поговорить с адвокатом». Возможно, имеет место банальное недопонимание? Мы с вами полагаем, что на видео заключенных избивают, а на самом деле – это просто обычная встреча с адвокатами? Мало ли, как там у них в демократических европах принято. Нам с нашим авторитаризмом не понять.
Ёрничать можно долго, хотя ничего смешного в происходящем нет. Грузинское общество будет само разбираться со своими властями. То, что у них «негров линчуют», конечно, не повод радоваться и забывать о собственных «неграх» в собственных тюрьмах.
Однако речь тут не о том. Оказывается, наши популярные авторы годами скармливали публике жирную и нездоровую пропаганду. Серьезные издания, лучшие, профессиональные – и вдруг такой афронт.
- Максим Юсин: Гнев без революции
- Нино Бурджанадзе: Саакашвили – провокатор и лжец
- Юха Молари: Драматическая сказка
- Владислав Шурыгин: Маленькая Грузия
Впрочем, для непредвзятого наблюдателя здесь нет никаких откровений. О происходящем в реальности криком кричала грузинская оппозиция, грузинская правозащита. В конце концов, достаточно было поговорить в соцсетях с любым грузином не на правительственной ставке – многое сразу прояснялось. Однако ж демократическая наша пресса от всех свидетельств упорно отмахивалась. Мол, злые языки, совки, мелочные капризные неудачники, рука Кремля, квасной имериализм напополам с малиновой ксенофобией. Зависть к тому, что у маленькой Грузии получилось, а у огромной России – шиш. Не впечатлили наших демократов даже фотографии кровавого побоища с прошлогоднего митинга в Тбилиси. А как прикажете обращаться с преступным элементом? Это у нас оппозиция выступает против всего плохого, а в Грузии-то, наоборот, против всего хорошего.
Ну а теперь получается, что прикормленные грузинским руководством журналисты оказали своему кумиру медвежью услугу.
Взять хотя бы звезду «Живого журнала», топ-блогера и фотографа Рустема Адагамова. Успехи грузинских реформ были одной из его постоянных тем. По несчастливому совпадению Рустем в этом июле побывал именно в Глданской тюрьме, вернувшись оттуда с пафосным репортажем. На красочных фото – чистенькие уютные камеры с разноцветным по-детски бельем на койках и фруктами на столе, просторные залы свиданий, компьютеры, спортивные тренажеры, медицинские кабинеты, включая операционную, рентген и стоматологию. Санаторий, да и только. Тюрьма новенькая, построена в 2008-м по всем мировым стандартам.
То ли репортаж у Адагамова вышел, то ли рекламный буклет «Тюрьмы Грузии приглашают». Патока и елей.
Оскар Уайльд писал в «Балладе Рэдингской тюрьмы»:
Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один – жестокостью, другой –
Отравою похвал,
Коварным поцелуем – трус,
А смелый – наповал.
«Другой – отравою похвал». Каково звучит, а? Особенно если учесть, что никнейм Адагамова в сети – «другой» (drugoi). Сам того не желая, Рустем изрядно подкузьмил своему любимому Саакашвили. Фактически уложил как раз наповал, хоть и задним числом. Потому что не будь бесконечных неумеренных восторгов, происходящее не воспринималось бы настолько остро. Проблемы есть у всех. Но сейчас флагман и маяк демократических преобразований сел в лужу прямо посереди этих самых преобразований. Похоже на те случаи, когда западных политиков, громогласно выступающих против проституции, ловили прямо на публичных девушках. Это добавляет огоньку. Тот, кто не хвастался день за днем своим целомудрием, во время пикантных ситуаций ещё может как-то сохранить лицо, а тот, кто хвастался, – увы.
Еще печальнее то, что ни один из тех, кто впаривал нам «европейскую» Грузию оптом и в розницу, не принес читателям извинений. Не покаялся (они ведь любят рассуждать о покаяниях), голову пеплом не посыпал. Не натыкалась, во всяком случае. Напротив, лучшая защита – нападение, и Грузию опять ставят нам в пример. «Образцовая реакция властей на скандал». Чистки, громкие отставки чиновников. «Ах, вот если бы у нас в России было так».
Что же, любовь зла. А чужой бутерброд всегда слаще. Там, за морями и долами, есть золотые города, в которых лучше все: лучше дороги, лучше обслуживание, лучше реакция властей на скандалы. И, само собой, гораздо лучше, изысканнее любые пытки с издевательствами.
Демократическим журналистам России повезло – у них есть на щедром юге милый дружок, всегда готовый накрыть поляну. Демократическим журналистам Грузии повезло гораздо меньше – ведь они уже пребывают в демократической стране. Кому жаловаться, если ты не попал в провластный пул и желаешь рассказывать людям правду? Не авторитарному же северному соседу, верно? А кому? Европа с Америкой не услышат. Правило «своих сукиных сынов» еще никто не отменял. Дела будут спускать на тормозах, мусор – аккуратно заметать под ковер.
Об этом нам и повествует Баллада Глданской тюрьмы. Как ни странно, демократам лучше жить при таком авторитаризме, как у нас, и ездить в гости ко всяким вкусным крохотным демократиям столоваться, чем жить в крохотных демократиях и печально смотреть на веник в углу.
«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
Источник: «Трибуна Общественной палаты»