«Стена отчуждения»

@ Apostol Media

26 ноября 2012, 13:00 Мнение

«Стена отчуждения»

Несмотря на благие намерения избавить страну от контор по выписке дипломов, выяснилось, что чиновники рассматривают вузы прежде всего как объекты недвижимости. Образование в них – товар, а люди – обслуга.

Тина Канделаки Тина Канделаки

телеведущая

«Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя – 20–30 тысяч рублей. Как это назвать?» – задался вопросом Дмитрий Ливанов, рассказывая в интервью телеканалу «Россия 1» о министерском мониторинге эффективности вузов. Об этом интервью еще не раз будут напоминать чиновнику. Недолго подумав, министр выдал сразу три версии, каждой из которых он выстроил стену отчуждения между собой и профессорским сообществом России. И прежде всего он оскорбил гуманитариев и ведущий университет по их успешному воспроизводству – РГГУ.

Выяснилось, что чиновники рассматривают вузы прежде всего как объекты недвижимости

Рассмотрим внимательно каждую версию.

«Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги».

Этой фразой Ливанов проделал такое расстояние, какое его предшественник и старший товарищ Андрей Фурсенко проделал только к концу своего срока. «Преподаватели невысокого уровня» не на шутку возмутились.

Татьяна Краснова, старший преподаватель факультета журналистики МГУ, на сайте pravmir.ru заявила, что «первое впечатление от уже знаменитого изречения министра образования» публиковать не решится. «Пусть слова, которые я сказала про этого чиновника, останутся на моей совести», – пишет она и приводит в пример доктора искусствоведения Ольгу Сигизмундовну Попову, классика византинистики из МГУ.

«Ольга Сигизмундовна зарабатывает меньше заявленной г-ном Ливановым суммы. Уточню: ей ПЛАТЯТ меньше, господин Ливанов и его коллеги», – пишет автор. Далее Татьяна Краснова выводит точную формулу непонимания между министерскими чиновниками и уважаемым профессорским сообществом.

«Ольга Сигизмундовна эффективна. Не так, как эффективен, к примеру, продавец в автосалоне, про которого сразу понятно, что он продал и за какую сумму. И даже не так, как, к примеру, химик, который изобрел лекарство, уменьшающее на глазах страшную раковую опухоль. Ее эффективность и эффективность ее коллег-филологов, историков, театроведов, музыковедов и прочих «странных» людей состоит в создании той уникальной культурной среды, без которой не может существовать цивилизованная страна», – пишет преподаватель журфака, судя по количеству перепостов и лайков, озвучившая мнение всей корпорации.

Впрочем, высказав наболевшее, профессора, в сторону которых было обращено паркетное хамство, остроумно дополнили министра и стали называть себя «преподавателями невысокого уровня доходов».

«Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними».

Ливанов прав: профессора зачастую читают лекции и ведут семинары в нескольких вузах. Так было всегда, великие ученые тому пример. «Лев Выготский тоже был вынужден читать лекции в нескольких местах (в 20-30-е гг. это разрешалось), чтобы прокормить семью – жену и двух маленьких дочек. Так вот, одна из них – Гита Львовна – рассказывала лично мне, что и этого не хватило, чтобы положить отца, скончавшегося в 37 лет, в гроб в приличном костюме. Бедный, «неэффективный» Выготский!» – пишет в FB Владимир Кудрявцев, завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Что и говорить, несколько пугает отстраненность, с которой Ливанов рассуждает о «бегающих» преподавателях. Как будто и вузы эти не находятся в ведении Минобрнауки, и зарплаты начисляются с потолка. Да и само слово «перебегают» отдает какой-то высокомерной брезгливостью и снобизмом человека из стали и сплавов.

«Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов».

То есть преподаватели-взяточники? Об этом говорит Дмитрий Ливанов? Масштабы теневой вузовской экономики впечатляют, это правда. Однако взаимосвязь между неэффективностью вуза (где работают эти «невысокого уровня» преподаватели) и ценой зачета и экзамена более чем спорная. Если посмотреть на мониторинг вузов, то коррупционные скандалы сотрясали все, даже самые статусные из перечисленных там вузов.

Однако, по мнению Ливанова, «и в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим».

«Неэффективные» гуманитарии

И здесь начинается самое интересное. Ливанов быстро дал понять: в историческом интервью он выдал не риторическую фигуру речи, а четкую позицию. Профессора не дождались от него извинений в Твиттере за вольное или невольное оскорбление. Не стал он дезавуировать свое высказывание, как часто делал тот же Фурсенко (вспомнить хоть его знаменитую мысль – «потенциал для сокращения учителей – 200 тыс. человек»).

Спустя 5 дней после интервью начальник собрал и отчитал ректоров нескольких московских вузов, где зарплаты так неожиданно оказались ниже воображаемого Ливановым уровня жалования. Уровень этот оказался 47 тысяч 200 рублей. Таков, как пишет высокопоставленный микроблогер в своем Твиттере, средний доход преподавателей в московских вузах в октябре. Удивлены? Ваш вуз никогда не был так щедр к вам? Присмотритесь к себе, скорее всего, вы профессионал «невысокого уровня» (готовый работать «за эти деньги»), «перебегаете» из вуза в вуз (гуманитария ноги кормят) или вам доплачивают ваши студенты (за экзамен или из жалости, тут Ливанов не уточняет).

И снова интересная деталь. Среди тех, кто провел «недостаточную работу в вопросе повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава», оказался и ректор РГГУ Ефим Пивовар.

Я с большим интересом и большой тревогой наблюдаю за тучами, сгустившимися над РГГУ. Это мой второй родной университет, я окончила его в 2008 году. И мне не нравится, что знаменитому гуманитарному вузу в последнее время все чаще предлагают почувствовать себя «неэффективным» маргиналом среди московских собратьев. Сначала РГГУ неожиданно появляется в красных списках министерского мониторинга. И вроде поначалу там подобралась неплохая столичная компания: МАРХИ, Литинститут, Педуниверситет (бывший Ленинский). Но потом и брендовые вузы, и заведения попроще отбились: кого-то спасло заступничество Министерства культуры, кого-то спас губернатор (первым отличился Никита Белых – убрал оба вятских вуза из красной зоны). А РГГУ постановили оптимизировать. Что еще с ним делать, если тамошние профессора согласны работать, даже не имея средней зарплаты в 47200 рублей?

Как измеряют уровень и эффективность?

Но нельзя сказать, что из министерского кабинета Дмитрий Ливанов не видит, что происходит в вузах, особенно «эффективных», и сколько получают тамошние преподаватели. Например, в его родном вузе. «Средняя зарплата профессоров МИСиС – около 60 тысяч рублей. Есть те, кто получает 200 тысяч, и те, кто 30, – столько вуз платит тому, кто не занимается наукой и, скорее всего, работает тут по совместительству. МИСиС приглашает на работу ведущих ученых», – заявил министр в своем первом интервью на новом посту. В Высшей школе экономики уровень зарплат также близок и даже сильно превышает желаемый Ливановым уровень. Вышка проводит много любопытных исследований, но не похоже, что министр их читает, раз оценивает уровень преподавателей по зарплате, а эффективность вузов – по площадям.

Именно Высшая школа экономики стала участником «международного проекта «Как платят профессорам». Краткий вывод таков: зарплата российских преподавателей не позволяет им вести жизнь на уровне среднего класса, вынуждая искать дополнительные заработки.

И соавтор исследования – Мария Юдкевич – откликаясь на высказывание министра, пишет у себя в Фейсбуке, что «зарплата – лишь одна из составляющих, и раз люди пришли в университет, неденежные составляющие для них еще более важны, чем для остальных. А что это за составляющие? Это академическая свобода, возможность заниматься исследованиями и адекватные системы управления. Это минимум отчетности ради отчетности, это максимум доверия и – во многих случаях – адекватная институциональная среда, обеспечивающая здоровый академический рынок. Я знаю довольно мало примеров того, что талантливые люди уходят из университета в рынок «из-за зарплаты», но знаю на порядок больше примеров ухода вполне неплохо зарабатывающих людей из-за того, как устроена среда, из-за необходимости «отвлекаться на бюрократию» и из-за отсутствия возможности реализовать себя», размышляет Мария Юдкевич.

Однако, не похоже, что эти и другие научные изыскания представляют интерес для министерских работников. И если бы проблема была только в хамских высказываниях министра-бухгалтера. Далек от признанных международных аналогов и главный проект Ливанова – мониторинг эффективности вузов. Хотя, казалось бы, сколько копий было сломано в последнее время насчет рейтингования вузов и методик оценки. Еще до объявления спорных результатов недоумение вызвали основные 5 критериев, по которым сортировали университеты (средний балл ЕГЭ абитуриентов, число научных работ (НИОКР) на одного сотрудника, количество иностранных студентов, доходы вуза из всех источников в расчете на одного сотрудника и количество квадратных метров на одного студента).

Несмотря на благие намерения избавить страну от контор по выписке дипломов, выяснилось, что чиновники рассматривают вузы прежде всего как объекты недвижимости. Образование в них – товар, а люди, которые его воспроизводят, – обслуга. Но «знания – не товар». Так ведь звучит ключевой лозунг защитников общедоступного образования на протестных митингах? Наверное, неслучайно участники «научно-образовательной колонны» – это как раз те самые «преподаватели невысокого уровня доходов», в том числе из близкого мне РГГУ.

Источник: Блог Тины Канделаки

..............