Российские вузы должны не ПРОБИВАТЬСЯ в мировые университетские рейтинги, а развиваться таким образом, чтобы по праву стать в один ряд с лучшими университетами мира.
Нельзя ставить задачу пробиться в нобелевские лауреаты
Нужно ли это нашим университетам? Если считать стремление руководства страны видеть российские университеты среди лучших в мире очередной политической акцией, то нет, не нужно. Это приведет к очередному «освоению» государственных средств и к эскалации стагнации всей системы. Если подходить к проблеме с точки зрения развития будущих поколений россиян, достойно интегрированных в мировой социум, то стать таким же университетом, как лучшие в мире, – просто обязанность тех российских вузов, которые определены как акселераторы социально-экономического развития регионов.
Мне кажется, что поставленная задача чрезвычайно трудна, но в принципе выполнима. Хотя для ее решения необходимо будет принять ряд мер, совершенно не типичных для российской системы высшего образования, в чем-то революционных. К их числу относятся (не исчерпывающий перечень):
– Изменение организационной формы для тех университетов, которые будут развиваться ускоренными темпами. Автономное образовательное учреждение в этом смысле совершенно не решает проблему. Более реальным представляется организационная структура по типу акционерного общества открытого типа. Если для этого нужно изменить законодательство страны, то оно должно быть соответствующим образом изменено.
– Построение топ-менеджмента указанных вузов таким же образом, как это делается в ведущих компаниях – акционерных обществах. Убрать из руководства университетами функционеров от образования и сделать акцент на специально подготовленных менеджеров. Этих менеджеров срочно подготовить по специально разработанным программам в корпорациях за пределами Российской Федерации. Необходимо найти личности мирового масштаба для руководства указанными вузами.
– Сформировать институт научных руководителей модернизацией российского образования.
– Развитие каждого университета проводить путем реализации соответствующего проекта, методологически выстроенного так, как это предусмотрено международными стандартами на управление проектами. Устранить имеющуюся сегодня в вузах профанацию относительно решения задач с применением проектного управления.
– Сконцентрировать вокруг университетов крупный бизнес (работа, которая начата внедрением программ инновационного развития государственных компаний).
– Продолжить практику привлечения в вузы лидеров мировой науки, исключив из этого процесса формализм.
– Изменить атмосферу взаимоотношений между людьми различных категорий в университетах. Акцентированное внимание уделить равноправию и уважительному отношению вне зависимости от возраста, общественного положения, должностного статуса и т. д.
– Сформировать международные образовательные программы по всем специальностям (в т. ч. техническим), по которым Россия имеет если не приоритет, то достойное место.
– Английский язык: перейти за три года на практически 100-процентное общение на английском языке хотя бы в специально выделенные дни.
– Скоординировать процесс развития ведущих университетов с процессами модернизации российской науки, экономики, промышленности, с процессом развития соответствующих регионов.
При детальном планировании (проектный подход) возникнут еще вопросы, требующие нестандартных решений. Привычными методами задачу не решить.
Касательно нобелевских лауреатов подход тот же: нельзя ставить задачу пробиться в нобелевские лауреаты. Нужно ставить задачу модернизации всей науки в России таким образом, чтобы уровень научных исследований стал таким, что нобелевские лауреаты (признание мировым сообществом научных достижений) рождались бы естественным образом в силу значимости (масштабности) научных целей и глубины научного прорыва.
Относительно шансов: все возможно, если будут соединены воедино сила воли, свободное творчество ученых, финансовые потоки мирового уровня и материальная база исследований международного качества.
Специально для газеты ВЗГЛЯД