Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПольша поставила заслон газовым рекордам Газпрома
Рекорды по поставкам газа в Европу, которыми весь январь хвалился Газпром, в ближайшее время больше не повторятся. Виной всему оказалась Польша, из-за судебного иска которой Газпрому заблокировали полный доступ к важнейшему газопроводу на территории Германии. Однако, как ни парадоксально, своими действиями поляки куда больше вредят и себе, и даже Украине.
Газпром с 1 февраля сократил транспортировку по газопроводу OPAL в связи с отменой аукционов на февраль по решению Европейского суда. Согласно данным оператора магистрали OPAL Gastransport GmbH, еще накануне загрузка OPAL составляла почти 99%, а с 1 февраля упала до 63,6%.
Это удар по европейским потребителям, которым придется больше платить за газ
При этом режим по другим газотранспортным коридорам остался без изменений, заявили в Газпроме. В частности, транзит через Украину не изменился. Даже в дни рекордных поставок российского газа в Европу с начала года загрузка украинского коридора никогда не поднималась выше 160 млн кубов в сутки.
OPAL мощностью 36 млрд кубометров в год – это продолжение «Северного потока» по территории Германии. По нему газ поступает в газотранспортную систему Центральной и Западной Европы.
Ранее ЕК разрешала Газпрому использовать только половину мощностей трубы, вторая половина просто простаивала. По нормам Третьего энергопакета ЕС 100% мощностей трубы не могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма. Логично, что из-за этого не было возможности в полную силу использовать и «Северный поток».
Но в октябре ЕК нашла выход из этого тупика: вторую половину мощностей (40%) оказалось возможным распределять с помощью аукционов, в которых разрешалось участвовать любым поставщикам, в том числе и Газпрому. Газпром сразу начал использовать дополнительные мощности OPAL. И вот теперь аукцион на февраль (16 января) провести не удалось из-за судебного запрета.
- Приход Трампа подействовал на Швецию отрезвляюще
- Украина поверила в потерю российского газового транзита
- ЕС стремится возглавить процесс восстановления отношений с Россией
- Газпром тоже мог бы пожаловаться на Украину из-за «Опала»
- Зима и "украинские фокусы" заставляют Европу больше любить Газпром
- Варшава сделала сильный ход против "Северного потока – 2"
- Польша пытается скрыть заинтересованность в "Северном потоке – 2"
- Газпром превращает противников "Северного потока – 2" в своих союзников
А все дело в том, что польская PGNiG и правительство Польши в декабре обжаловали решение Еврокомиссии в Европейском суде, в результате чего решение о расширении доступа Газпрома к трубопроводу OPAL было приостановлено. Точнее, было запрещено проводить аукционы на распределение второй половины мощностей на февраль. Это и привело к снижению объемов поставок российского газа в Европу.
Причем Польша оспаривает решения Еврокомиссии, которая убеждена в законности своего решения по OPAL. Но пока суд не примет решение, компания-оператор OPAL не сможет проводить аукционы, и Газпрому так и придется лишь наполовину загружать газопроводы. Весь январь Европа брала российской газ в полном объеме, суточные поставки Газпрома брали один рекорд за другим. Теперь же поставки явно упадут.
«Какого-то улучшения погодных условий не ожидается, а это значит, что Европа должна будет брать дополнительный газ в другом месте – либо увеличить импорт, либо еще интенсивнее начать отбирать газ из подземных хранилищ. Либо в конце концов снизить потребление. Конечно, это создает риски энергетической безопасности», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Эти риски уже начали влиять на стоимость топлива. Только за последние три дня цена на газ на спотовом европейском рынке выросла на 15%. К концу декабря цены на споте выросли до 190 евро, в январе с 200 до 220–230 евро к концу месяца. А в феврале, прогнозируют специалисты, могут и до 300 дойти.
Теоретически угроза энергетической безопасности Европы может стать аргументом для суда, чтобы отменить ограничения на проведение аукционов или хотя бы ускорить принятие решения.
Однако ограничения так или иначе, но будут отменены, потому что аргументы Польши несостоятельны. «Я думаю, что поляки сами это прекрасно понимают. Поэтому они будут просто затягивать судебные процессы», – говорит Алексей Гривач. Не случайно польская сторона подала сразу три иска против решения по OPAL, ведь это дает больше возможностей тянуть время.
Варшава настаивает, что Газпром, используя по максимуму мощности OPAL, вредит загрузке польских транзитных магистралей. На самом деле это не так. Российский газ в Польшу идет по трубе «Ямал–Европа» через Белоруссию. И загрузка проходящей через Польшу магистрали стабильно держится на максимуме.
«Польша может потерять этот транзит только из-за собственных действий. Потому что поляки сами не продлили контракт с Россией на транзит, который действует до 2022 года», – напоминает Гривач. В последнее время польские политики стали утверждать, что обойдутся вообще без российского газа и транзитного контракта. Тогда почему же они так беспокоятся о своих несуществующих потерях из-за OPAL?
Более того, от этого решения политиков пострадают польские же потребители. «Часть газа поляки покупают (как бы) через реверс в Германии, цена на который привязана к ценам на спотовой площадке. Значит, будут брать газ дороже», – объясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Более того, Польша вредит и самой Украине, которой, казалось бы, так хочет помочь. «Украина и так в декабре платила за реверс газа из Европы по 230 долларов за тысячу кубометров. Сейчас будет платить под 300 долларов из-за роста цен на европейских хабах», – говорит Алексей Гривач.
И все это означает, что в перспективе данные действия идут скорее на пользу Газпрому и России, в очередной раз демонстрируя ничем экономически не оправданные претензии Польши и Украины к российскому газу.