Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПриход Трампа подействовал на Швецию отрезвляюще
Ключевой для России газопровод «Северный поток – 2», похоже, преодолел очередное препятствие. Швеция одобрила использование одного из своих портов компанией Nord Stream 2 AG, которая занимается прокладкой трубы. С чем связано изменение позиции Стокгольма, который ранее запретил Газпрому доступ к другому своему порту?
Шведское правительство в лице министра иностранных дел Маргот Вальстрем не возражает, чтобы компания Nord Stream 2 AG использовала порт Карлсхамн на юге страны при прокладке газопровода «Северный поток – 2». При этом ранее кабмин не рекомендовал местным властям давать соответствующее разрешение, ссылаясь на доклад Минобороны и заявляя, что строительство газопровода якобы «представляет угрозу безопасности страны». Теперь же, по словам главы МИДа, использование порта «не угрожает интересам безопасности благодаря принятым правительством мерам».
Приход русских означает хороший вклад в экономику города. И назло бабушке уши отмораживать здесь никто не собирается
Впрочем, окончательное решение принимают местные власти. Как раз сегодня, 31 января, они должны сказать, разрешают ли использовать порт при прокладке газопровода. Но это уже больше формальность. Дело в том, что власти муниципалитета Карлсхамн изначально не были против свалившейся на них возможности стать частью проекта строительства газопровода, ведь это в их интересах. Город должен сдать в аренду морской порт для нужд строителей по прокладке «Северного потока – 2». Проект Газпрома позволит создать новые рабочие места и получить прибыль в размере 100 млн крон (11,24 млн долларов). Можно утверждать, что вопрос со Швецией для «Северного потока – 2» по сути решен.
Изначально Газпром рассчитывал арендовать в Швеции с целью перевалки труб и оборудования не один, а два порта. Власти первого из них – порта Слите, расположенного на острове Готланд, сначала очень хотели сотрудничать с Nord Stream 2 AG, однако затем резко поменяли свои планы. По сообщениям шведских СМИ, готландских чиновников заставили сделать это в добровольно-принудительном порядке. Минобороны Швеции упирало на то, что сотрудничество с компанией может подорвать обороноспособность страны, а гавань Слите имеет стратегическое значение.
«Информация, которую мы получили, стала для нас решающей. Мы в регионе не можем оценивать ситуацию, как это делает МИД и минобороны, поэтому, естественно, мы должны изменить мнение в соответствии с их мнением. Мы испытываем разочарование: речь идет о рабочих местах, доходах для гостиниц и торговли в Слите», – опечаленно резюмировал глава местного технического комитета Гардель. По самым скромным подсчетам, Готланд мог бы получить только от аренды 60 млн шведских крон.
Впрочем, для «Северного потока – 2» достаточно будет и одного порта. «Я не думаю, что наличие одного, а не двух портов в Швеции сильно затруднит строительство трубы», – уверяет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. К слову, при строительстве «Северного потока – 1» никаких проблем с портами не было.
- Для "противостояния русским" шведы возвращают оружие из музеев
- Россия уговаривает Швецию выполнять обязательства по "Северному потоку – 2"
- Шведский Готланд отказал строителям «Северного потока-2» в аренде порта
- Шведские муниципалитеты отказались от выгодных контрактов с Газпромом под давлением Стокгольма
- Заявки на строительство «Северного потока - 2» подадут Дании и Финляндии в начале 2017 года
- США пытаются заблокировать «Северный поток – 2» руками Швеции
Против Nord Stream 2 AG на этот раз развернулась настоящая информационная война, основанная на давних страхах шведов по поводу «российской угрозы». Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности напоминает, что, когда утверждали еще первый «Северный поток», в парламенте Швеции представители ряда политических партий тоже с полной серьезностью утверждали, что оборудование для укладки труб может быть использовано для высадки российского десанта.
Столь истеричное отношение к российским проектам имеет свою подоплеку. «Еще в период холодной войны активно звучала тема, что советские подводные лодки ходят в шведских водах, «русские идут». Есть даже полуконспирологическая версия о том, что США специально подбрасывали своим союзникам в Европе ложные данные о советских подводных лодках, чтобы держать их в тонусе. Либо сами эти лодки и организовывали», – рассказывает Константин Симонов. Правительство социалистов Швеции тогда более лояльно относилось к СССР, а США это не нравилось.
«Некоторым в Швеции и сейчас мерещатся российские подводные лодки и десант. А после того, как Россия продемонстрировала свои военные возможности в Сирии, эта паранойя выросла в разы», – объясняет ситуацию Симонов.
На этот раз пропаганда достигла даже Королевской академии военных наук Швеции. Ее эксперты некоторое время назад опубликовали подробный прогноз того, как именно российские войска «захватывают Швецию». И в центре «российской агрессии» значился тот самый порт Слите на острове Готланд. Согласно сценарию, все начинается с того, что вечером 60 переодетых российских спецназовцев под предлогом ремонта газопровода «Северный поток» высаживаются на Готланд. За ними десантные корабли российского ВМФ высаживают на остров морскую пехоту и батальон ВДВ. В дальнейшем, если верить данному документу, русские размещают на острове комплексы С-400, противокорабельные ракетные комплексы и даже «Искандер-М».
Под таким пропагандистским давлением Готланд сдался, отказав Газпрому в аренде порта. Отказ Готланда – это победа той части шведской элиты, которая подвержена таким паническим атакам, говорит Симонов. А вот согласие министерства иностранных дел страны и местных властей Карлсхамна на сдачу в аренду своего порта – это победа прагматичного подхода другой части шведской элиты, не подверженной антироссийской пропаганде.
Стоит отдать должное тому, что система власти в Швеции четко децентрализована. «Даже если в шведском парламенте сидят параноики, которым видятся российские десант и подлодки, они не могут заставить все муниципалитеты мыслить так же, – говорит Симонов. – К тому же муниципалитеты считают деньги куда лучше, чем федеральные власти. А приход русских означает хороший вклад в экономику города. И назло бабушке уши отмораживать здесь никто не собирается».
Также нельзя исключать, что изменение шведской позиции связано со сменой внешней политики США.
Дело в том, что, как и в период холодной войны, в 2016-м антироссийские настроения в Швеции подогревали Соединенные Штаты. В августе прошлого года вице-президент США Байден пытался убедить Швецию отказать в выдаче разрешения для строительства российской трубы в ее водах. Позиция Швеции для «Северного потока – 2» крайне важна, так как морская часть газопровода проходит в непосредственной близости от ее берегов, поменять маршрут было бы крайне сложно. Поэтому так важно, чтобы Швеция под давлением США не стала препятствием для реализации проекта. Решение ожидается в этом году. Аналогичные разрешения должны будут дать также Финляндия и Дания, но с ними подобных проблем не предвидится.
«Я не исключаю, что американский фактор мог повлиять на эти решения, – подтверждает и глава ФНЭБ. – Европе предстоит стать более самостоятельной в своих решениях. Рассчитывать на помощь американцев не приходится, в том числе и на мифический американский СПГ. А когда Европа понимает, что ей приходится самой выстраивать отношения с Россией, она делает это более прагматично и менее истерично. Да и сами европейские избиратели требуют от правительства более делового подхода».
Это вселяет надежду на то, что никаких проблем с получением разрешения на строительство «Северного потока – 2» в шведских водах также не будет. Как не было их и при получении разрешения на строительство первой трубы. К тому же юридических оснований для отказа Газпрому у шведов просто нет. «Швеция, слава богу, не Польша, им нужны реальные основания для отказа, а не параноидальные сказки о российском десанте», – заключает Симонов.