Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.
7 комментариевЗаморозка уровня добычи нефти перестает для России иметь значение
ОПЕК делает очередную попытку договориться о заморозке уровня добычи нефти, что должно поддержать все еще неустойчивые цены на это сырье. Что происходит на нефтяном рынке, каковы интересы ключевых игроков, сможет ли ОПЕК достичь соглашения и какой должна быть позиция России по этому поводу?
Шансы на заключение сделки по заморозке уровня добычи странами ОПЕК и Россией стали еще более призрачными. Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подтвердил во вторник, что Иран и Саудовская Аравия не достигли договоренности на встрече в Вене. «Да, мы встречались (в Вене). Но нам нужно еще время для совместных консультаций», – передает его слова ТАСС. Саудиты и иранцы пытаются договориться о методе подсчета объемов добычи нефти, что имеет ключевое значение для переговоров о возможном замораживании уровня производства, сообщал Wall Street Journal.
Решения по заморозке не будет, никто замораживать ничего и не собирался. Многие игроки, наоборот, наращивают добычу, так как идет конкурентная борьба
С понедельника в Алжире проходит Международный энергетический форум (МЭФ). В рамках форума запланирована неформальная встреча представителей стран ОПЕК.
Главное условие заморозки в том, чтобы на нее пошли все участники картеля. И основная трудность – договориться с Ираном, который желает наращивать добычу после долгих лет санкций. По оценкам Reuters, сейчас Иран добывает уже 3,6 млн баррелей в день. Саудовская Аравия заявила, что готова снизить добычу, вернувшись к цифрам января, если Иран останется с 3,6 млн баррелей в день. Однако Иран хочет наращивать добычу до уровня, который был перед санкциями – это около 4 млн баррелей в день.
Иран, судя по всему, переубедить не удается. Министр нефти Ирана во вторник заявил, что приехал в Алжир только «для обмена мнениями» по поводу возможной заморозки уровня добычи сырья или его сокращения.
Министр энергетики РФ Александр Новак тоже настроен скептически. Накануне он заявил, что достижение договоренности по заморозке добычи нефти вообще не «критично» для России. Потому что, по его мнению, вне зависимости от договоренности в Алжире восстановление баланса рынка нефти произойдет во втором полугодии этого года. Во вторник Новак заявил, что Россия еще даже не приняла решение, будет ли она участвовать в неформальной встрече ОПЕК в Алжире. Это, по его словам, будет зависеть от наличия договоренности внутри организации. При этом на вопрос, когда встреча состоится, министр ответил: «Либо сегодня, либо завтра». Раньше называлось 28 сентября.
- Главная угроза для цен на нефть исходит от Китая
- В российско-саудовском нефтяном соглашении "выиграли все"
- Рублю пророчат дальнейшее укрепление
- Кризис в Венесуэле напоминает катастрофу распада СССР
- Рубль перестал реагировать на нефть
- Рынки и нефть восстанавливаются после шока от выхода Великобритании из ЕС
Если страны ОПЕК все же договорятся о какой-либо схеме фиксации объемов добычи, то это сразу же даст толчок для роста цен на нефть. «После годового снижения добычи в США именно рост добычи в странах ОПЕК поддерживает профицит предложения нефти в мире. Поэтому многое в достижении баланса спроса и предложения нефти в мире зависит от поведения стран ОПЕК», – говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Однако и сами участники, и рынок в это уже не верят. «Все живут ожиданиями. Завтра они проявятся. Но, как я чувствую, затянут ожидания по заморозке еще на два месяца – до юбилейной встречи ОПЕК. Решения по заморозке не будет, никто замораживать ничего и не собирался. Многие игроки, наоборот, наращивают добычу, так как идет конкурентная борьба», – говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Наращивают добычу не только Саудовская Аравия и Иран, но и Россия, где фиксируются новые максимумы по добыче – выше 11 млн баррелей в сутки. Буквально недавно «Газпром нефть» и Роснефть начали промышленную эксплуатацию еще одного крупного месторождения – Восточно-Мессояхского.
«Мы вводим новые месторождения, саудиты тоже выходят на пик добычи. Дальше уже сложно будет естественным путем подымать добычу. Все – уперлись в естественный потолок. Красиво, конечно, было бы выдать естественный потолок за договоренности», – замечает Пасечник.
Однако, скорее всего, ОПЕК сделает аккуратные заявления завтра после встречи, чтобы сильно не обвалить цены на нефть словесными интервенциями. «Конкретно ни о чем не договорятся, но будет какая-то формулировка с витиеватыми хвостами и новыми датами», – считает Пасечник.
При этом эксперты согласны с Новаком, что ни для России, ни в целом для рынка нефти завтра ничего страшного не произойдет. Ситуация в этом году отличается от прошлогодней, поэтому отсутствие договоренностей не должно оказать сильное влияние на цены на нефть. «В этом году картина более сбалансированная, она отличается от той, что была год назад. Поэтому нефть и ушла от минимумов в 30 до почти 50 долларов за баррель», – считает Пасечник.
Одни игроки наращивают добычу, зато в ряде стран дешевая нефть уже спровоцировала падение добычи. «В первую очередь это касается Венесуэлы, где накрывший страну экономический кризис уже стал причиной падения добычи на 200 тыс. баррелей в сутки. Некомфортно себя чувствуют сланцевые компании в США, снизившие добычу на 1 млн баррелей в сутки с 2015 года. Гражданская война продолжается в Ливии, а в Нигерии вооруженные группировки по-прежнему атакуют объекты нефтяной инфраструктуры», – указывает Валерий Полховский из ГК Forex Club.
В сумме с рынка уже ушло около 2 млн баррелей в сутки, посчитал эксперт. И это притом что темпы роста спроса составляют 1,2 млн баррелей в сутки ежегодно, и эта тенденция, по его мнению, сохранится как минимум до 2020 года. По данным Wood McKenzie, в 2016 году будет открыто новых запасов в 10 раз меньше ежегодной средней величины за 50 лет.
Что произойдет, если на встрече в Алжире члены ОПЕК так и не договорятся ни о чем? Конечно, это может снизить цены на нефть. «На некоторое время Brent может попробовать закрепиться ниже 45 долларов, но в более долгосрочной перспективе цены все равно двинутся вверх. Судя по всему, участники это понимают», – считает Полховский.
«Сейчас нет нескольких миллионов баррелей ежесуточных излишков. Поэтому рынок будет нормально себя вести. Спекулятивная волатильность, конечно, может присутствовать, но в целом ценам сейчас нет смысла уходить ниже 45 долларов», – ожидает эксперт ФНЭБ. Для России это вполне комфортно.