Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевУкраинский порожняк в обход России привез китайцам 20 вагонов воздуха
Демонстрационный поезд, призванный доказать, что Украина может обойтись без России и по части железнодорожного транзита, добрался через Закавказье и Казахстан до китайской границы. В Киеве заговорили о том, что смогут наконец лишить Москву денег за транзит. В реальности затея является финансово бессмысленной, а потому мертворожденной.
Экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами, везущий их по «Шелковому пути» в обход России, достиг китайской границы, сообщило в понедельник агентство «Новости-Казахстан». «Вчера поезд уехал в Китай», – сказал собеседник агентства в Алма-Атинском отделении железной дороги. Накануне поезд достиг казахской станции Достык – последней перед границей Китая, сообщило РИА «Новости». «31 января в 07.12 по местному времени поезд был расформирован на станции Достык. Это – конечная точка нового маршрута «Шелкового пути». В дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города КНР – Чжэнчжоу, Чунцин, Ляньюньган», – пообещало министерство инфраструктуры Украины.
Можно сказать, что сроки доставки таким вычурным путем «через два моря» с Украины в Китай составят примерно 23 дня
«Говорил: порожняком пойдем»
Как ранее признались в Киеве, два десятка вагонов первого состава шли практически без груза – чтобы, как заявлялось, отработать всю процедуру и выявить проблемные моменты.
Ранее сообщалось, что поезд «потерялся» в степях Казахстана. Позднее, со слов источника в одной из местных транспортных компаний, выяснилось, что проблемный момент возник в субботу на станции Балхаш Карагандинской области, где состав был отцеплен – «из-за того, что за него не заплатили». Правда, эту информацию официально никто не подтвердил. Но в итоге путь занял 17 суток вместо расчетных двух недель.
Советник президента Украины, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что маршрут выгоден Киеву и политически, и экономически. «В политическом аспекте это событие доказывает: раз Россия выбрала войну, то Россия от этого очень много потеряет, – сказал советник газете ВЗГЛЯД. – Надеемся, в будущем железные дороги между Китаем и Западной Европой принесут и большую экономическую пользу».
#{smallinfographicleft=741102}«Грузы по железной дороге, если все-все улажено, из Китая в Евросоюз могут пройти где-то за неделю, а грузы, которые везут на больших судах вокруг всей Азии, плывут где-то 45 дней. Если посмотреть на карту, то очевидно, что самые большие товарные потоки по железной дороге должны идти через Украину. А если через Россию – проблема, то они, в принципе, могут идти и в обход России», – заявил советник президента.
Впрочем, Кубилюс оговорился, что, конечно, надо еще подсчитать, насколько это будет выгодно – возить в обход России через Черное и Каспийское моря, и учесть при этом все технические проблемы.
Как писала газета ВЗГЛЯД в середине января, на фоне осложнения торговли с Россией Украина тестирует обходной пусть доставки своих товаров в Азию по так называемому Транскаспийскому маршруту. Это конкурент проекта «Шелкового пути» в Евросоюз через Россию, причем его активно продвигают два российских партнера – КНР и Казахстан – вместе с Грузией, Азербайджаном и Турцией.
Астана ранее отвергла разговоры о том, будто маршрут связан с попытками обхода России. Как пояснял казахский вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, его республика ищет различные пути доставки грузов в Западную Европу из тихоокеанского порта Ляньюньган, поскольку там Казахстан владеет терминалом.
Напротив, в Киеве подчеркивают, что маршрут позволит лишить Россию платы за транзит. В отличие от Кубилюса, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский уже заверил, что рейс будет конкурентоспособен и по срокам (10–12 дней в одну сторону), и по цене – по сравнению с маршрутами через Россию. Для стартовавшего 15 января из Ильичевска поезда его министерство даже специально создало на своем сайте систему слежения.
- Китай, Казахстан, Украина и Турция ведут "Шелковый путь" в обход России
- Сун Хунбин: США объединились с Саудовской Аравией, чтобы давить на Россию
- Потрясения на рынках заставили говорить о новом глобальном кризисе
- Порошенко проговорился об истинных причинах отказа от российского газа
- Россия помогает Украине пережить морозы
Многие следившие за судьбой поезда блогеры не считают, что эксперимент удался. «Если учесть таможенные процедуры и пересечение границы, а также дальнейший путь по Китаю к приморским СЭЗ, которые и являются генератором контейнерного трафика, то можно сказать, что срок доставки таким вычурным путем «через два моря» с Украины в Китай составят примерно 23 дня, – написал в минувшие выходные блогер periskop в посте под заголовком «Поезд Украина – Пiднебесная: перемога или все-таки зрада?». – Против 14–15 классическим прямым путем через Казахстан – Россию без всяких паромов и дополнительных граничных барьеров».
О том же говорят и профессиональные экономисты. Руководитель департамента международных отношений Высшей школы экономики, директор Центра Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин напоминает, что возить контейнеры по этому маршруту ничего не мешало и раньше – с 90-х годов.
«Это явно политический проект, поскольку финансово он совершенно невыгоден. Там два раза надо перекладывать контейнеры на паромы. Сначала поезд по Черному морю плывет, потом по Каспийскому. Это дорого и никому не нужно. Коммерчески гораздо выгоднее по-прежнему возить через Суэцкий канал. Основной поток из Китая в Западную Европу так и идет – и в Россию, кстати, тоже», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Пекин поддерживает любые инициативы, ему не жалко. На одном из официальных китайских сайтов я видел сообщение про этот поезд – вот, мол, какое хорошее дело. Но не думаю, что они будут всерьез вкладывать силы и деньги в этот маршрут, это невыгодно», – заявил китаист.
Напомним, идею транспортного, энергетического и торгового коридора между Центральной, Южной Азией и Европой высказал еще в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин.
В середине января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия заключили протокол о льготных тарифах на Транскаспийском маршруте. Но предполагается, что окончательно единые тарифные правила будут согласованы только к середине февраля.
Транссиб пока не тянет
Лукин не считает, что на фоне кризиса развивать транспортный коридор рано. «Не скажешь, что «возить нечего». У нас с Китаем был товарооборот в 80 млрд долларов. Да, сейчас, может быть, он упал процентов на 10–15, но грузопотоки все равно огромные», – напомнил он.
Как известно, «Шелковый путь» одним из своих рукавов все равно проходит из Казахстана в Россию. «Маршруты пойдут и там и там. Гораздо выгоднее маршрут через Казахстан и дальше, в том числе и в Россию, чтобы обойтись без Каспийского моря. Казахстан строит современные автотрассы и железные дороги. Россия должна сделать свой маршрут более удобным и дешевым, с лучшим обслуживанием, строить разные хабы», – призывает Лукин.
«У меня знакомые деловые люди, которые поставляют товары из Китая. Они говорят, что лучше всего даже не по Черному, а еще севернее, по Балтийскому морю ввозить – через финский порт Котка и оттуда уже поездом в Центральную Россию доставляют. Во-первых, на корабле дешевле – туда больше влезает контейнеров. Во-вторых, надежнее», – рассказал Лукин.
По Транссибу кое-что идет, но мало, признал эксперт. «В Китае – другая колея железной дороги, так что на границе несколько часов поезда так и так стоят, пока меняют колеса. Но для груза это не главное. Для груза главное – это пограничники и таможенники. Формально, по бумагам, доставка по Транссибу на неделю быстрее, но на практике из-за бюрократии, расхлябанности получается дольше. Могут надолго застрять на границе, на таможне. Плюс воровство – могут и украсть, если товар дорогой», – посетовал эксперт.