Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Мы где-то на дне лежим»
Улюкаев: Российская экономика достигла хрупкого дна
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев озвучил новый прогноз состояния экономики с учетом обвала нефти и рубля. Он не склонен драматизировать ситуацию: российская экономика наконец-то нащупала дно, пусть и хрупкое, показав нулевую динамику от месяца к месяцу. Также озвучен новый прогноз по курсу рубля и нефти.
Российская экономика наконец-то нащупала «дно» и итоги четвертого квартала будут заметно лучше третьего, заявил во вторник глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По его словам, сейчас сезонно очищенная динамика «месяц к месяцу» близка к нулю. Но в июне она скорее была ноль – минус 0,1, а в июле уже ноль – плюс 0,1. «Это все очень хрупко, но видно, что мы где-то на дне лежим, или как назвать это движение», – сказал министр, передает ПРАЙМ.
В этом году курс корректируется до 61 рубля за доллар при цене нефти 52 доллара за баррель
Ускорение спада ВВП в годовом выражении в июле до 4,6% против 4,2% в июне министр связал с высокой базой июля прошлого года.
Улюкаев уже не раз говорил, что в третьем квартале этого года экономика должна показать улучшения. Министр по-прежнему не теряет оптимизма, однако в своих оценках сейчас более осторожен. «Я думаю, что уж точно вниз не пойдем, а будем ли выходить заметно – это сложно. Мы считаем, что будем, что четвертый квартал во многом, конечно, исходя из эффекта базы (низкой базы четвертого квартала прошлого года), будет даже статистически заметно лучше, чем третий», – говорит Улюкаев.
Однако внешние негативные факторы в виде падения цен на нефть и замедления глобальной экономики все же заставили МЭР ухудшить прогноз падения ВВП России на 2015 год с 2,8% до 3,3%. В 2016 году ожидается рост ВВП в диапазоне от 1% до 2% против прежнего прогноза в 2,3%. При этом министр считает излишне консервативной оценку Международного валютного фонда о росте ВВП России в 2016 году на 0,2%. Прогноз роста на 2,3% в 2017 году МЭР сохранил.
Недавно аналитики Moody's заявили, что ожидают спад российской экономики на 3% в 2015 году с последующим нулевым ростом в 2016 году. По консенсус-прогнозу Bloomberg, рецессия в России продлится до второго квартала 2016 года, однако по году будет рост, хоть и небольшой – на 0,5% после спада на 3,6% в 2015 году.
Учитывая ситуацию с нефтью, МЭР также изменило прогноз цен на нефть и рубль. В этом году курс корректируется до 61 рубля за доллар при цене нефти 52 доллара за баррель. Ранее ожидали 60 рублей за доллар и 50 долларов за баррель. Несмотря на падение Brent в район 43–44 долларов за баррель, министерство снизило прогноз по нефти на этот год лишь на 2 доллара. Это объясняется тем, что в первом полугодии нефть стоила еще 60–70 долларов.
А вот в 2016 году баррель будет стоить по году 55 долларов за баррель вместо ожидаемых ранее 60 долларов, считает МЭР. Исходя из этого, среднегодовой курс рубля в будущем году ожидается ниже, чем в первоначальном прогнозе, но лучше, чем в 2015 году. Точных ориентиров министр пока не называет.
- Нефть может обвалить рубль до 100 за доллар, но ненадолго
- Прогнозы цен на нефть радикально расходятся
- В правительстве делают прогнозы о будущем российской экономики
- Запад улучшает прогнозы по российской экономике и хвалит Банк России
- Цена нефти Brent поднялась выше 44 долларов за баррель
По словам Улюкаева, курсовая волатильность успокоится, когда рынки нащупают новое равновесие нефтяных цен, но когда это произойдет, неизвестно. Накануне он говорил, что, согласно его ожиданиям, цена на нефть найдет новое равновесие в течение нескольких месяцев.
Во вторник цены на нефть корректируются более чем на 3% после падения накануне. Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в октябре выросла на 3,4% – до 44,13 доллара за баррель. Рубль также укрепляется к основным валютам – к доллару ниже 70 рублей, к евро – ниже 80 рублей.
С мая этого года рубль просел к доллару примерно на 30%. Такой обвал «поставил крест» на ожиданиях снижения инфляции до 10,5% по итогам текущего года, признал Улюкаев. Однако первоначальный прогноз Минэкономразвития по темпам роста цен на 2015 год улучшен до 11% с небольшим. Ранее он составлял 11,9%. По итогам января-июля инфляция в РФ достигла 9,4%.
Что касается оттока капитала, то в 2015 году он составит 93 млрд долларов, считает Улюкаев. Это ниже официального прогноза МЭР, который по этому году составляет пока 110 млрд долларов (обновить должны в сентябре). В 2016–2017 годах отток капитала снизится до 70 и 60–65 млрд долларов.
Наиболее сложный из всех параметров оценки экономики – прогноз по инвестициям. По словам Улюкаева, министерство улучшило его на текущий год с первоначального спада на 10,6%, однако конкретных цифр он не озвучил. В 2016 году восстановления инвестиций уже не ожидается, скромный рост возможен лишь в 2017 году. Ранее экономические власти полагали, что в будущем году показатель вырастет на 3,1% и на 2,3% в 2017 году.
При этом глава Минэкономразвития уверен, что до 2017 года средства Резервного фонда растрачены не будут. Доходы бюджета, разумеется, снизятся против ожиданий, но они по-прежнему будут выше того, что зафиксировано в законе о бюджете, значит, и темпы расходования запасов будут ниже запланированного, полагает он.
Резервный фонд за июль вырос на 0,86% и на 1 августа 2015 года составил до 4 трлн 302,18 млрд рублей, сообщал ранее Минфин РФ.
«Российской экономике будет трудно выйти в рост, учитывая, что сейчас происходит обвал фондовых рынков по цепной реакции из-за начавшегося кризиса в китайской экономике. Поднебесная, конечно, пытается затопить свою финансовую систему денежными вливаниями, но, как показывает история, такими методами можно лишь отсрочить падение, замедлить его. Российская экономика жестко привязана к углеводородам, и если нефтяные котировки снова пойдут вниз, то реальных точек роста в экономике России не будет», – считает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.
Оптимизм МЭР исходит из того, что слабый рубль не оказывает никакого давления на экспорт углеводородов. Ослабевший курс увеличивает номинальный размер поступлений в федеральный бюджет, что позволяет на каком-то уровне гасить потери от снижения стоимости нефтяных котировок, добавляет экономист.
Во вторник нефть прекратила падать, более того, Brent вернула 2,8% своей стоимости после «обвала» в минувший понедельник. Курс российского рубля и ряд котировок на Московской фондовой бирже также стабилизировались. Однако сильная зависимость рубля от мировых цен на черное золото не может обнадеживать.
Ряд экспертов не исключают, что укрепление доллара к рублю может взять паузу на этой неделе. Рублю помогут экспортеры, которые начали выплачивать налоги. «Мы полагаем, что на этой неделе экспортеры помогут сгладить волатильность на рынке, особенно если цены на нефть стабилизируются. Восстановление цены Брент выше отметки 43 долларов за баррель в ходе ночной сессии дает некоторый повод надеяться на лучшее, но он может оказаться преждевременным, так как инвесторы продолжают продавать китайские акции», – отмечают аналитики «Сбербанк КИБ».
Но даже если нефтяные котировки снова подрастут, это не решит основной российской экономической проблемы – нарушение нормальной работы по кредитованию промышленных предприятий после введения западных санкций, указывает Дмитрий Лукашов из IFC Markets. «Пока не запущен новый механизм кредитования, вряд ли стоит рассчитывать на органичный рост российской экономики», – считает он.
А вот как быстро будут расходоваться резервы России, сейчас трудно спрогнозировать. Нынешний год оказался дефицитным, и были сокращены многие стратегические для России программы. «Кроме того, правительству необходимо решить насущный вопрос об индексации пенсий на 2016–2018 гг. Если проиндексировать по уровню инфляции – примерно на 11,9%, то компенсировать придется средствами федерального бюджета в 2016 году. Ведь использовать для этих целей средства Резервного фонда РФ крайне недальновидно. Следовательно, государство может проиндексировать пенсии только ниже уровня инфляции без ощутимых проблем для своей экономики», – отмечает Касьянова.
Впрочем, валютных резервов вполне достаточно и не стоит ожидать серьезных проблем с ними, считает Лукашов. В первом полугодии 2015 года положительное сальдо российского торгового баланса составило 88,5 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года, оно сократилось всего на 13,4%. За первые две недели августа резервы даже увеличились почти на 5 млрд долларов. Это может объясняться тем, что ЦБ перестал тратить резервы на поддержание курса рубля. Многие эксперты полагают, что ЦБ начнет предпринимать меры по защите курса нацвалюты в том случае, если доллар укрепится за отметкой 75 рублей.