Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияМВФ заставил Киев начать переговоры с Россией по долгу
МВФ заставляет Киев договариваться с Россией по долгу
МВФ поставил жирную точку в споре Киева с Москвой о статусе украинского долга. Это суверенный долг государства перед государством, как и говорила Россия. Такое признание заставило Украину объявить о готовности вести переговоры по реструктуризации долга. Появился реальный шанс решить вопрос компромиссом. Причем в интересах украинской власти сделать это как можно быстрее.
Накануне совет директоров Международного валютного фонда признал долг Украины в 3 млрд долларов перед Россией суверенным, а не коммерческим, на чем настаивал Киев. Важно, что решение было принято в заочной, а не очной форме. Это значит, что ни один из голосовавших не выразил своего несогласия с этим решением (иначе надо было проводить очное заседание).
МВФ возьмет паузу и будет ждать, когда Украина договорится с Россией
Иначе говоря, в споре вокруг того, к какой категории относить еврооблигации, купленные Россией в декабре 2013 года, МВФ встал на сторону Москвы. Доводы Украины по статусу долга перед РФ рассыпались в пух и прах. И Киев, не став акцентировать внимание на своей ошибке, сразу сменил риторику: теперь, мол, он готов к переговорам по реструктуризации долга перед Россией. «Правительство Украины принимает к сведению позицию исполнительного совета МВФ» и «согласно на добросовестное проведение переговоров для достижения взаимного согласия относительно реструктуризации долга по облигациям, срок погашения которого наступает в декабре 2015 года», заявил украинский минфин. Произошло это буквально за три дня до срока погашения долга в 3 млрд долларов перед Россией – 20 декабря.
История вопроса
Москва неоднократно говорила о том, что украинский долг является официальным. Киев продолжал настаивать, что долг коммерческий, и вообще это была «взятка Януковичу». Украина специально занижала статус долга перед Россией, чтобы затянуть решение вопроса.
Украина в ультимативной форме требовала от России реструктурировать украинский долг на тех же условиях, которые были предложены коммерческим кредиторам – списать 20% и предоставить рассрочку на несколько лет. «На таких условиях, естественно, переговоры проводить неприемлемо», – отвечал глава Минфина РФ. Для официального кредитора условия должны быть куда более привлекательными, что прекрасно понимали в украинском минфине. Но Киев решил просто не признавать очевидное. Такая непримиримая позиция позволила Украине не вести никаких переговоров, проблему не решать, предложений не делать.
Тогда Владимир Путин решил действовать через тех, кто реально руководит экономической политикой на Украине: МВФ. Российский президент сделал фонду привлекательное по своей простоте предложение: Россия готова дать отсрочку и разделить оплату 3 млрд долларов на три года, по одному миллиарду в год с 2016 по 2018 год. Единственное условие – США, ЕС или крупный мировой финансовый институт (тот же МВФ) дают гарантии оплаты Украиной долга.
Однако поручиться за Украину никто не захотел. Никто не поверил в ее платежеспособность.
- Кредитор отклонил условия реструктуризации еврооблигаций Киева
- Порошенко не там ищет виновных в обнищании украинского населения
- МВФ отказался решать украинский долговой кризис
- Путин предложил рецепт спасения Украины от дефолта
- США меняют правила МВФ ради Украины
- Предложенный Путиным рецепт способен спасти Украину от дефолта
- Прогноз развития украинской экономики взят с потолка
Главное – сесть за стол переговоров
«Своим решением МВФ фактически заставил Киев начать переговоры. Тем самым МВФ дал шанс Украине и России договориться по этому вопросу», – говорит газете ВЗГЛЯД украинский экономист Александр Охрименко.
Формально, с позиции Украины, если долг перед Россией коммерческий, то Москва упустила шанс реструктуризации этого долга. Со всеми частными кредиторами этот процесс уже завершен. С признанием долга официальным появляется возможность провести реструктуризацию долга перед Россией отдельно и на других условиях. Опустим то, что Киев это мог сделать и раньше.
Тот факт, что через три дня наступает срок оплаты 3 млрд долларов, Украина их не оплатит и наступит суверенный дефолт, переговорам не помеха. Более того, Москва даже может подать иск в суд по этому поводу, что, скорее всего, и сделает. Но это опять же не исключает решения вопроса мировым соглашением.
Главное – чтобы Украина действительно села за стол переговоров, и, что еще более сложно, смогла договориться о плане реструктуризации, выгодном для обеих сторон, а не только для Киева. «Россия предложила свой вариант, Украина может предложить свой. В итоге может быть принято какое-то компромиссное для обеих сторон решение», – указывает Охрименко.
«Нельзя сказать наверняка, какие изменения претерпит изначальный предложенный Москвой план, однако я не исключаю, что от гарантий со стороны ЕС и США (которые уже отказались) придется отказаться, а вот МВФ как раз может выполнить эту функцию. Особенно учитывая, что именно фонд является главным кредитором Украины, а следовательно, больше других заинтересован в реструктуризации долга перед РФ», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Не исключено, что Украина будет просить дать более длительную отсрочку по оплате долга, например просить первые два года вообще ничего не отдавать.
Шансы договориться выросли
Важно, что сейчас у украинских властей будет реальный стимул договориться, причем как можно быстрее. Потому что только после того, как решение по реструктуризации долга перед Россией будет принято, Украина сможет вновь надеяться на получение денег от МВФ. Именно такую команду МВФ дал Киеву, уверен Охрименко. «Если будет реструктуризация (в любой форме), то кредитование Киева будет продолжено. Если реструктуризации не будет, то МВФ будет продолжать сотрудничать с Украиной, но кредиты давать не будет. А это очень болезненный вопрос для украинского руководства», – объясняет украинский экономист.
Позиция украинского минфина такова, что кредиты МВФ Украине очень нужны, причем прямо сейчас, ибо без кредитов МВФ об экономической стабильности стране можно забыть. Об этом заявила на днях Наталья Яресько.
#{smallinfographicleft=759315}«Что хочет МВФ? Он хочет четко понимать, как эти 3 млрд долларов будут реструктуризированы, как этот долг будет закрываться. Если этот долг будет погашаться, например, в течение трех–пяти лет, то исходя из этого фонд сможет посчитать, сколько Украине можно дать денег, а сколько нельзя. И пока решения не будет, МВФ возьмет паузу и будет ждать, когда Украина договорится с Россией», – объясняет Александр Охрименко.
Более того, заморозят свои кредиты и другие институты. Паузу по выдаче обещанных кредитов Украине могут взять также Евросоюз, Мировой банк, ЕБРР и другие. «Поэтому чем быстрее договорятся, тем лучше», – говорит экономист.
Есть и другие, не менее болезненные последствия для Украины. Учитывая, что украинский долг перед Россией официально признан суверенным, его невыплата и отсутствие плана реструктуризации будет означать полномасштабный дефолт. Суверенный дефолт – это неспособность платить по долгу одного государства другому.
«В случае объявления суверенного дефолта государство не может продолжать исполнять обязательства по коммерческим кредитам и другим займам низшего порядка. Выплаты по коммерческим долгам должны быть приостановлены. И долги перед МВФ тоже попадают под это правило», – отмечает Мадина Абаева из QB Finance.
«По сути, дефолтом по долгу в 3 млрд долларов Украина нанесет удар вообще по всем кредиторам. Если бы это было не так, то не было никакой нужды оспаривать статус долга, привлекать к переговорам МВФ и других посредников. Ситуация для всех кредиторов предельно серьезная», – считает она.
В итоге 3 млрд долларов для украинской стороны могут превратиться в 30–40 млрд, отмечает ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. Если вспомнить, то Аргентина в 2001 году тоже допустила дефолт по долгу всего на 2 млрд долларов. Но потом на нее посыпались требования досрочно оплатить долги от всех ее кредиторов, в итоге дефолт на 2 млрд превратился в дефолт на 100 млрд.
В случае Украины дефолт на 3 млрд долларов также может привести к дефолту по всем остальным суверенным долгам страны – а это порядка 35 млрд долларов, что составляет почти половину ВВП Украины, не исключает Гриченков. Возникает риск, что и коммерческие кредиторы, которые согласились списать 20% долга (порядка 3 млрд долларов), также могут отказаться от достигнутых ранее условий реструктуризации и предъявить свои требования, добавляет эксперт.
Такая ситуация негативно отражается и на коммерческих компаниях Украины, у которых имеется внушительный внешний долг. Иностранные кредиторы станут с неохотой их перекредитовывать.
«В конечном итоге для украинской стороны гораздо проще и выгоднее будет пойти на уступки России», – резюмирует Гриченко.
Собственно, МВФ не случайно так долго не высказывал прямой позиции по статусу украинского долга перед Россией. Более раннее признание долга суверенным могло сорвать сделку Украины с коммерческими кредиторами по реструктуризации, полагает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». «Если бы речь о долге перед Россией изначально велась как о суверенном, то частные инвесторы с большой степенью вероятности не стали бы идти на уступки, здраво оценивая риски суверенного дефолта. Ведь в случае наступления суверенного дефолта Украина не сможет продолжать исполнять свои обязательства перед ними», – считает эксперт.