Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
13 января 2015, 16:28 • Экономика

МВФ поспорил с саудовским принцем о цене на нефть

МВФ поспорил с саудовским принцем о цене на нефть
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Международный валютный фонд высказал свое несогласие с мнением Саудовской Аравии в вопросе цены на нефть. Топливо все же вернется к 100 долларам за баррель, хотя саудовский принц и говорит об обратном. Многие экономисты также спорят с подходом саудитов к тому, как формируется цена на нефть, находя совсем иные причины ее падения.

МВФ высказал свое несогласие с мнением Саудовской Аравии в вопросе цены на нефть. Директор по исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) и профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф готов поспорить с Саудовской Аравией на то, что нефть все же вернется к 100 долларам за баррель.

Я готов поспорить с тезисом, что цена на нефть никогда не вернется к знаковому порогу в 100 долларов за баррель. Вероятно, цена вернется на этот уровень

Накануне член саудовской королевской семьи принц Аль-Валид ибн Талал аль-Сауд в интервью газете USA Today заявил, что нефть никогда больше не будет стоить 100 долларов за баррель. И вообще цена на нефть в размере 100 долларов за баррель была явно искусственной и раздутой. И он уверен, что ОПЕК действовала очень разумно, не снижая квоты в ноябре.

Однако Рогофф из МВФ считает, что цены на нефть могут вернуться к уровню 100 долларов за баррель уже в среднесрочной перспективе. «Я готов поспорить с тезисом, что цена на нефть никогда не вернется к знаковому порогу в 100 долларов за баррель. Вероятно, цена вернется на этот уровень», – заявил Рогофф.

Он считает, что Саудовская Аравия на самом деле сегодня очень обеспокоена состоянием цен на нефть, «хотя внешне это может казаться иначе». «В стране растет население, в значительной степени экономика Саудовской Аравии зависит от доходов от экспорта нефти. Такое заявление (про 100 долларов) могло быть предназначено для внутреннего потребления, чтобы народ не паниковал, а также оно могло быть ориентировано на внешних инвесторов», – полагает директор по исследованиям МВФ.

Впрочем, сотрудник МВФ, где главным акционером являются США, со своей стороны может успокаивать такими словами производителей сланцевой нефти, по которой в первую очередь бьют низкие цены. Ведь ее добыча рентабельна, по экспертным оценкам, в среднем при ценах в 70–80 долларов за баррель, поэтому низкие цены на черное золото должны подрезать ей крылья.

Разные подходы

Как объясняют Саудовская Аравия и другие богатые страны Персидского залива, ОПЕК отказалась сокращать добычу нефти ради ее высокой цены, чтобы сохранить свою долю на рынке. Саудиты ведут борьбу со сланцевой нефтью, которой стало производиться слишком много в последние годы.

При этом богатые арабские страны Персидского залива пытаются уверить, что вся эта ситуация временная: как только сланцевая нефть будет побеждена, цены на черное золото подрастут вплоть до 70–80 долларов. И это, судя по заявлениям, будет уже не искусственная, а вполне адекватная рыночная стоимость топлива.

Саудовский принц считает, что если поставки нефти останутся прежними, а спрос низким, то стоит ожидать дальнейшего снижения цен. Но если поставки начнут уменьшаться и спрос несколько увеличится, то цены пойдут вверх.

Такого же мнения, основанного на теории спроса и предложения, придерживается и министр энергетики ОАЭ Сухейль Фарадж аль-Мазруи. По его оценке, сейчас на мировом рынке переизбыток нефти в 2 млн баррелей, отсюда и падение цен на нефть. Хотите, чтобы цены подросли, снижайте добычу, призывают арабы. ОПЕК же заниматься этим в ущерб своей доле на рынке не будет.

«ОПЕК больше не в состоянии защищать цены на нефть, – заявил во вторник министр энергетики ОАЭ. – Мы не планируем менять нашу линию. Производители нефти должны проявить сознательность и соотносить объемы добываемых энергоресурсов с темпами развития мировой экономики». «Ключевым фактором перепроизводства углеводорода стала добыча сланцевой нефти, – добавил министр. – И эта ситуация должна быть скорректирована».

Однако далеко не все эксперты согласны с подходом Саудовской Аравии и ОАЭ, которые ориентируются в своих ожиданиях по нефти на рыночные механизмы соотношения реального спроса и реального предложения. На стоимость нефти влияют еще и не совсем рыночные факторы: она формируется за счет картельных действий ОПЕК и рынка фьючерсов.

Фьючерсы превалируют над базовыми параметрами спроса и предложения, уверен Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности. США еще в 1983 году запустили рынок бумажной, виртуальной нефти, теперь, по данным ФНЭБ, 95% сделок на нефтяном рынке – это сделки с нефтяными фьючерсами, которые до исполнения не доводятся. В итоге цены на нефть определяются тем количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов. Поэтому и причины роста цен на черное золото надо искать совсем в другой плоскости.

Прогнозы 

Эти два подхода дают совершенно разные ожидания, куда дальше будет двигаться нефть. Если брать саудовский подход, то нефтяные котировки еще не достигли дна, а эпоха низких цен продлится не один год и о 100 долларах за баррель можно не мечтать. Если ценой на нефть управляют производители с их огромными ресурсами и их целью является не краткосрочное снижение цены, а долгосрочная борьба за сохранение доли в бизнесе, то до 40 долларов за баррель нефть может упасть легко и быстро, говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. А далее подключатся уже спекулятивные покупатели.

«Из этого следует, что нефть опустится в район, где она будет стоить катастрофически мало. И это даже не 40, а 30 или даже 20 долларов, откуда потом сможет отскочить, но всего лишь в область 35–45, где и окопается на ближайшие два года, пока будут сворачиваться «инновационные» проекты в альтернативной энергетике и нестандартных способах добычи нефти», – ожидает Купцикевич, который исходит из того же рыночного фактора соотношения спроса и предложения, что и Саудовская Аравия. При таком раскладе доллар может достичь 100 рублей уже к лету, а евро – 115 рублей, к концу года доллар стабилизируется вокруг 90 рублей, евро – в районе 100–105 рублей, говорит он.

Однако если причина падения не в реальных объемах производства и потребления, а в ситуации на фьючерсном рынке, то вырисовывается иной прогноз.

Станислав Клещев из ВТБ 24 говорит, что нынешняя ситуация с падением цен на нефть ниже 46 долларов за баррель напоминает ситуацию, как в декабре 2008 года баррель марки Brent упал до 36 долларов, а потом тренд развернулся. Такого же развития событий он ждет и сейчас. «Вероятно, в течение месяца-полутора мы увидим исчерпание продаж и начало восстановления цен на черное золото», – говорит Клещев.

Потому что на фьючерсном рынке, как и в 2008 году, появятся новые покупатели подешевевшей нефти, которые создадут искусственно высокий спрос. «И эти покупатели будут не самоубийцы, а четко просчитавшие свои действия игроки. Мы помним, как 6 лет назад инвестбанки дружно загружали танкеры подешевевшей нефтью и оставляли их на рейде до тех пор, пока не придет время ее поставки по дорогим средне- и долгосрочным контрактам. На этот раз ситуация обещает повториться», – считает Станислав Клещев.

Логика проста: на рынке появится много игроков, которые начнут заключать нефтяные контракты, с тем чтобы потом, дождавшись роста цен на нефть, с выгодой перепродать топливо. Эти инвесторы спровоцируют спекулятивный рост спроса на нефть и поднимут на нее цены куда раньше, чем ожидают саудиты, мечтающие о реальном сокращении добычи. И тут совершенно неважно, сколько в январе, феврале или марте будет добыто и потреблено нефти в реальности.

«Если 24 декабря 2008 года, в день, когда Brent показала свои минимальные значения, разница в цене между ближним контрактом и контрактом с поставкой через год составляла 40%, то сейчас она уже превысила 28%. Наклон фьючерсной кривой стал очень крутым, что делает привлекательным «временной» арбитраж – покупку на споте или коротких контрактов с одновременной продажей дальних. Именно такие покупки на ближнем конце кривой станут причиной сначала прекращения падения цен, а затем и начала закрытия «шортовых» позиций», – говорит Станислав Клещев.

Продолжающееся уже семь недель падение цен на нефть остается сейчас главным экономическим событием в мире. Утром в среду, 13 января, стоимость барреля Brent и WTI опустилась до минимумов с весны 2009 года: Brent упала на 4,3%, до 45,39 доллара, WTI – на 3,39%, до 44,52 доллара (по состоянию на 10.50 мск в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне).

Интересно, что президент Ирана Хасан Роухани возлагает ответственность за то, что происходит на рынке нефти, на западные страны. «Западные страны думают, что они создают проблемы Ирану, снижая цены на нефть, но это не даст ожидаемого результата от давления на Иран, – говорит он. – У нас есть возможности, чтобы компенсировать потери. Эра угроз и санкций закончилась». Государства, планировавшие падение цен на нефть, пожалеют о своем решении, добавил Роухани. По его словам, «другие страны-производители, такие как Саудовская Аравия и Кувейт, потеряют больше», чем сам Иран. При этом Венесуэла прямо говорит о том, что это игра против России, которая также оказалась под санкционным давлением Запада.

..............