Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевСаудиты согласны даже на 20 долларов за баррель
Саудовская Аравия развеяла всякие надежды на сокращение добычи нефти ОПЕК. Арабы не пойдут на это даже при 20 долларах за баррель – они боятся ровно того же, что и Россия: потери доли на мировом рынке нефти. Между тем и экспортеры, и энергетики озвучивают первые научно аргументированные прогнозы о том, что будет с ценой на нефть в ближайшие годы.
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) не будет снижать добычу, даже если цены на нефть опустятся до 20 долларов за баррель, заявил в интервью Middle East Economic Survey министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами.
Сами арабские производители ОПЕК не верят в 20 долларов, а ждут коррекции мировых цен на нефть к 70–80 долларам как минимум к концу 2015 года
«Где бы ни оказались цены, сокращение добычи не в интересах производителей ОПЕК. Если она опустится до 20, 40, 50 или 60 долларов, это не относится к делу», – уверил он. При этом он пугает, что мир может больше никогда и не увидеть уже нефть по 100 долларов за баррель.
Саудиты прямо говорят, чтобы не было никаких ожиданий по сокращению добычи, что они будут держать взятый курс при любой ситуации. На днях они заговорили даже об увеличении добычи. Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК не намерены сокращать добычу и терять свои доли на мировом рынке. Они исходят из такой логики. Как только Саудовская Аравия – а это крупнейший экспортер черного золота – снизит производство, цены сразу пойдут вверх, «и русские, бразильцы и разработчики сланцев в США заберут мою долю (рынка)», – объясняет аль-Нуйами.
Это для России, Бразилии, США и многих других добытчиков цена на нефть в диапазоне 20–60 долларов за баррель грозит снижением добычи, а для многих стран – и снижением доходов бюджета, и проблемами в экономике. Бюджеты же стран Персидского залива способны выдержать длительный период снижения цен, потому что себестоимость добычи нефти в песках составляет ничтожные 4–5 долларов за баррель.
Поэтому Саудовская Аравия считает, что другие производители нефти, у которых себестоимость добычи нефти выше, сами вынуждены будут сократить добычу. И тогда предложение и спрос придут в равновесное положение, и котировки нефти придут в соответствие с рынком.
Первыми, говорит аль-Нуйами, пострадают шельфовые проекты Бразилии, стран Западной Африки и Арктики. Проекты России действительно не так уязвимы, как можно подумать. «Так что рано или поздно, сколько бы они ни протянули, в конце концов их финансовые возможности заставят их сократить добычу», – прогнозирует он. «Мы хотим сказать миру, что только страны с высокой эффективностью добычи нефти заслуживают доли на рынке», – заключил министр нефти Саудовской Аравии.
Прогноз
Разговоры о 20 долларах за баррель пока выглядят скорее как метафора. Хотя история знает примеры, когда нефть опускалась до таких значений. В 2004 году среднегодовая цена барреля была 38 долларов, а по году были локальные падения и до 20 долларов за баррель, вспоминает Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). Однако в этом нет ничего страшного. «Это только последние три года нефть ушла к сотне. В эти годы просто был сверхпремиальный рынок. И нефтяникам надо было, конечно, исходить из более консервативных ожиданий по цене», – говорит Пасечник.
- Рынок ждет падения нефти и рубля и дальше, но оно будет недолгим
- Эксперты: в 2015 году доллар может вырасти и до 55 рублей
- ОПЕК вынесла вердикт ценам на нефть
- Саудовская Аравия мутит воду вокруг решения ОПЕК
- У России нет шансов влиять на формирование цен на нефть
Впрочем, и сами арабские производители ОПЕК не верят в 20 долларов, а ждут коррекции мировых цен на нефть к 70–80 долларам как минимум к концу 2015 года. Их общее мнение, что существенного обвала нефтяных цен не будет. Они будут на уровне 60 долларов или немного ниже в течение 8–12 месяцев, но потом вернутся к приемлемому уровню, который составляет 80 долларов за баррель, говорит источник Reuters. Это первый долгосрочный прогноз от стран, которые менее всего паникуют от падения цен на нефть.
Возвращение цен на уровень в 100 долларов за баррель страны Персидского залива не приветствуют (потому что это спровоцирует рост инвестиций в добычу трудноизвлекаемой нефти) и полагают, что такого не произойдет.
На выходных министр энергетики ОАЭ Сухейль Фарадж аль-Мазруи также высказался оптимистично: ситуация на мировом рынке нефти «стабилизируется, и это произойдет достаточно быстро», если производители нефти будут соотносить свое предложение на рынке с необходимостью достижения баланса со спросом. Аль-Нуйами из Саудовской Аравии также уверен, что нефтяной рынок начнет расти.
Однако у стран Персидского залива примитивный подход к ценообразованию, и в идеале будет не так, как они хотят. «Мое видение: на рынке нефти будет работать классическая теория цикличности, – говорит Пасечник. – Есть цикличность экономики, которая будет спроецирована на нефтянку. Из-за низких нефтяных цен инвестиции в добычу снизятся у других производителей, поэтому производство нефти упадет. Предложение снизится. Но одновременно с этим экономики тех, кто много потребляет энергоресурсов, того же Китая и Индии, будут разгоняться из-за дешевых энергоносителей, и мы опять увидим перекос: спрос будет расти, а цены подтянутся. Что будет, когда цены подрастут? Те же самые производители начнут больше вкладывать в добычу, потому что цены поднялись, и начнется новый экономический цикл».
Экс-министр финансов Алексей Кудрин и глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич поддерживают циклический подход к нефтяному рынку в своей статье для «Вопросов экономики». Ссылаясь на эконометрический анализ, они указывают, что «мы прошли очередной пик цен на нефть и вошли в фазу их снижения. Судя по прошлому опыту, она может продлиться примерно 15 лет».
Кроме того, рынок нефти довольно многофакторный, и нельзя опираться только на фундаментальные факторы, как это делают сейчас саудиты. «Если будут геополитические тряски, то увидим и военные премии. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Может начаться программа количественного смягчения – опять деньги потекут на рынок. Или приход спекулятивных капиталов можем увидеть. Если спекулянты почувствуют дно, то они могут начать разгонять цены и т. д.», – говорит эксперт.
Поэтому период низких цен совсем не говорит, что они будут на уровне 20 долларов за баррель. Даже в 2014 году среднегодовая цена на нефть будет близка к 90 долларам. Ведь в первом полугодии было 110–120 долларов, и только в последние месяцы наблюдается снижение до 60.
«Прогноз на ближайшие годы: могут быть уколы до 40, но в короткие временные лаги, а дальше цена придет к 80 – это компромиссный рубеж, который позволит как-то планировать работу и над трудными проектами», – считает Александр Пасечник. Если будет 90 долларов за баррель, то это еще лучше, добавляет он.
Министр энергетики России Александр Новак считает, что 80–90 долларов за баррель – вполне справедливая мировая цена на нефть. А вот любое снижение цены ниже 50 долларов, по его мнению, уже будет иметь негативные последствия для нефтяной отрасли. Новак не исключает, что момент справедливых цен может наступить через полгода или через год. Все зависит от того, насколько быстро уйдут с рынка неэффективные проекты, которые при низких ценах нерентабельны.
Что касается удара по добыче российской нефти, то в России ситуация куда более стабильная, чем может многим показаться. В этом году Минэнерго ждет прироста добычи нефти и газового конденсата примерно на 3,4 млн тонн, то есть на 0,7%. В 2015 году добыча нефти предполагается на уровне 525 млн тонн, это вполне плановый высокий уровень. «Есть ряд проектов, которые в перспективе дадут прирост: месторождения Приразломное, Имилорское, Требса и Титова», – говорил Новак. «Россия – не самая уязвимая страна. Не надо преувеличивать роль саудитов, хотя они и крупнейшие. Не надо думать, что у нас все плохо. Российские компании найдут рычаги для удержания добычи», – верит и Пасечник из ФНЭБ.