26 августа, пятница  |  Последнее обновление — 07:55  |  vz.ru

Главная тема


Само участие в Олимпиаде стало для России победой

после диверсии


Кремль прекратил все контакты с Порошенко

«в небезопасной манере»


Пентагон пожаловался на перехват своих боевых кораблей иранскими катерами

«очень нахально»


Появились жалобы на то, как ведут себя олимпийцы на подаренных им БМВ

«приоритетные направления»


Посол ЕС посоветовал Украине решить вопрос с децентрализацией

территория ссср


Украина готовится запретить «крамольные» российские книги

«многих вещей не понимает»


Тимошенко указала на «совершенное незнание» Савченко международной политики

Первый президент Украины


Кравчук: Крым – это уже фактически Россия

особое мнение


Русский народ преодолеет период «украинской независимости»

«лагеря гитлерюгенда»


Сергей Веселовский: Из украинских детей спешно готовят смертников

Вопрос дня


Обсуждается идея назвать Сталинградом волгоградский аэропорт. Хотели бы вы, чтобы ваша улица (город, аэропорт) носили имя Сталина?

Южнее «Южного»

Индия предлагает России и Китаю построить длиннейший в мире газопровод

24 июня 2014, 20:05

Текст: Ольга Самофалова

Версия для печати

Исторический контракт с Китаем обнадежил Индию. Нью-Дели, как выяснилось, тоже хочет покупать российский трубопроводный газ. На предстоящем саммите БРИКС Индия намерена открыть вопрос о продлении российского газопровода через Китай до ее границы. Другой вариант трубы – через неспокойные Афганистан и Пакистан. Заинтересует ли это Москву, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Пока ЕС жалуется на цены на российский газ и ставит палки в проект строительства «Южного потока» Газпромом, Индия вдохновилась историческим контрактом РФ с Китаем. Индийское руководство планирует начать переговоры о продлении газопровода, который Россия может построить в Китай, до границы с Индией, пишет местная газета Financial Express. В случае осуществления подобного проекта этот газопровод станет одним из самых длинных в мире.

По данным издания, новый кабинет министров во главе с премьером Нарендрой Моди заинтересован в увеличении числа источников поставок нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране.

Индия рассматривает два варианта поставки российского газа на индийскую территорию: продление газопровода из России через Китай и, как альтернатива, поставки российского газа по тому же маршруту, что и проектируемый газопровод ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).

По данным Financial Express, тему продления труб до индийской границы Индия намерена поднять в июле на предстоящем саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Предложение о продлении газопровода могло бы даже войти в повестку дня в ходе визита в Индию президента Владимира Путина, который также состоится в этом году.

Это предложение уже обсуждалось на уровне министерств и премьеров. Так, во время проведения Мирового нефтяного конгресса, который состоялся в Москве на минувшей неделе, министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан обсудил перспективу продления газопровода со своим российским коллегой Александром Новаком, отмечает индийское издание.

А индийский правительственный источник рассказал ИТАР-ТАСС, что этот вопрос поднимался также в феврале 2014 года на встрече российского и индийского руководства, когда в Нью-Дели приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Мы договорились продолжить обсуждение данной идеи», подчеркнул источник, однако добавил, что «логистически проект является очень сложным».

Откуда и куда

Недавно Россия заключила с Китаем исторический контракт о поставке 38 млрд кубометров газа в год. Договор рассчитан на 30 лет, а его общая стоимость составила 400 млрд долларов. Газ будет поставляться по газопроводу «Сила Сибири», который Газпром начнет строить уже в августе.

Эта труба (стоимостью 55 млрд долларов вместе с сопутствующей инфраструктурой) протянется на 4800 км из Восточной Сибири (Иркутской области) и соединится с газопроводом Сахалин Хабаровск Владивосток. От середины трубы в районе Благовещенска (Амурской области) будет построен отвод на восточный Китай с выходом в Дацин.

Однако Индия хочет получать российский газ, идущий через китайскую провинцию Синьцзян, расположенную на северо-западе Китая, пишет газета. Это значит, что Дели хочет получать российский газ не по газопроводу «Сила Сибири» и не через восток Китая. Судя по всему, речь идет продлении в Индию газопровода «Алтай», который должен выходить как раз на северо-западе Китая по направлению к провинции Синьцзян.

Этот газопровод длиной 2,6 тыс. км тоже еще надо построить. По нему, в отличие от «Силы Сибири», никаких соглашений с китайцами пока не подписано. Его маршрут проходит из Западной Сибири через ЯНАО, Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай и выходит на северо-западе Китая (рядом с Монголией). Изначально Газпром вел переговоры с Китаем о поставках голубого топлива и по восточному («Сила Сибири»), и по западному маршруту («Алтай») объемом 68 млрд кубометров газа в год.

Однако в прошлом году решено было разделить проекты и сначала подписать контракт на поставки по восточному маршруту. Однако о проекте второго, западного, маршрута никто не забывал. Газпром ранее уверял, что в ближайшее время переговоры с Китаем по нему возобновятся. Вот именно на это, судя по всему, и надеется Индия.

Стоит заметить, что ресурсная база для «Силы Сибири» – это новые месторождения Восточной Сибири, Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа. Ресурсная база для газопровода «Алтай» – это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Кроме того, газ именно из этих земель идет в Европу и греет ее.

Такая же, как Китай

Безусловно, Индия – не менее перспективный энергетический партнер, чем Китай. Для России – в свете геополитических проблем с Европой и в целом на фоне стагнирующего спроса со стороны европейцев – особенно. Индия является четвертым в мире крупнейшим импортером голубого топлива. Потребности Индии в газе оцениваются в 64–70 млрд кубометров ежегодно к 2020 году, и около 70% этого объема Дели вынужден покупать.

В прошлом году потребление газа в Индии составило чуть более 51 млрд кубометров. «Для промышленного центра подобного масштаба с населением 1,2 млрд человек это ничтожный показатель. Дело в том, что здесь до сих пор используется в качестве основного топлива мазут и уголь, при этом доля газа в потреблении не превышает 8%», – говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.

Однако Индия, как и Китай, находится на грани экологической катастрофы, поэтому у них нет другого выхода, как переходить на «чистый» газ. «В перспективе 20 лет потребление газа в стране вырастет как минимум вдвое, что открывает неплохие перспективы для стран-экспортеров, в том числе и для России», – отмечает Раннев.

«Если в энергетическом секторе можно будет наладить столь же плотное и беспроблемное для России и Индии сотрудничество, как в ВПК и сельскохозяйственном секторе, это будет только плюсом для российской экономики. Тогда спад спроса в Европе будет нивелирован», – говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Сомнительные трубы

Индия, конечно, хотела бы вместо дорогого сжиженного иметь возможность покупать трубопроводный газ, который традиционно дешевле. Однако оба предложения Индии – продлить на ее территории газопровод через Китай или построить трубу через Туркмению, Афганистан и Пакистан – для России экономически невыгодны.

Для начала – не ясно, сколько Индия хочет покупать российского газа. А для такого проекта необходимо подписание крупного долгосрочного контракта, как с Китаем, говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.

Пока же Газпром поставляет в Индию СПГ в небольших объемах. «Сейчас долгосрочный контракт на поставку сжиженного газа Газпромом ограничен 3,5 млн тонн. Понятно, что ради этого объема тянуть трубу в Индию через Китай нецелесообразно, и поставлять его морем Газпрому проще и выгоднее», – говорит Дмитрий Раннев.

«Россия, конечно, может построить газопровод хоть в США, куда угодно. Но есть общемировая практика, что на расстояния более 2–3 тыс. км выгодней поставлять СПГ», – говорит старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Да, длина «Силы Сибири» – более 4 тыс. км, однако это расстояние от Иркутской области до Владивостока, тогда как длина от Чаяндинского месторождения (сырья) до Китая – только 2 тыс. км, указывает эксперт.

Кроме того, другим способом топливо в КНР никак не поставить, там нет моря. «В Индию можно поставлять ямальский газ, но экономически целесообразней построить завод «Ямал-СПГ» и поставлять туда сжиженный газ морем. Строительство на такое гигантское расстояние газопровода в Индию не имеет никакого смысла», – уверен Сергей Вахрамеев. По его словам, даже если КНР возьмет на себя расходы на продление трубы в Индию, не факт, что Дели получит ту цену на трубопроводный газ, на которую рассчитывает. Цена российского газа в 380 долларов за тысячу кубометров фиксируется на границе с Китаем, а дальше возрастает в зависимости от того, как далеко он идет и кому. Китай определенно поднимет стоимость российского газа для Индии.

Кроме того, разница в цене между трубопроводным и сжиженным газом, которая наблюдается сейчас в Азии, – это временное явление. «В Азии высокий спрос на СПГ, потому что нет альтернативных источников. Это и определяет высокую цену на сжиженный газ. Когда Газпром построит газопровод и будет поставлять сначала 38 млрд кубометров газа в год, потом 50 млрд, потом и 100 млрд кубов, цены на СПГ пойдут вниз», – поясняет Вахрамеев.

Строительство трубопровода автоматически поднимет цены на голубое топливо в перспективе на 5–10%, соглашается Бодрова. 

«Я сомневаюсь, что Газпром будет строить газопровод в Индию. Как минимум это очень отдаленная перспектива», – полагает Вахрамеев. Ведь для начала надо подписать соглашение о поставках с Китаем по западному маршруту, потом еще пять лет потребуется на строительство газопровода «Алтай» и отвод по китайской территории.

«К этому моменту в Индию уже будут поступать необходимые объемы СПГ из других стран – из Катара, Австралии, США и т. д. Если, конечно, Новатэк не построит «Ямал-СПГ» или Газпром не построит СПГ-завод во Владивостоке. По-другому поставлять российский газ в Индию экономически нецелесообразно», – резюмирует Сергей Вахрамеев.

Протягивать трубу по маршруту ТАПИ может быть более выгодным, чем через Китай, с точки зрения расстояния. Однако у этого проекта есть другой главный недостаток – это обеспечение безопасности, так как трубопровод будет проходить по территории Афганистана и Пакистана, где ситуация достаточно напряженная, отмечает аналитик управления инвестопераций «Ланта-Банка» Роман Ермаков.

В конечном счете эксперты сходятся в одном. У России есть возможности наращивать поставки СПГ в Индию. Это тоже потребует серьезных капитальных затрат на строительство заводов, однако будет экономически более разумным решением, чем трубопроводные поставки.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............