Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
2 апреля 2014, 20:15 • Экономика

За нефть и оружие

Россия может начать продавать нефть только за рубли

За нефть и оружие
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Россия должна продавать свои товары Европе и Китаю только за рубли. Государственные корпорации «Газпром», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт» в первую очередь должны отказаться от доллара. Такое мнение высказал глава ВТБ Андрей Костин. Россия не только обеспечит своей финансовой системе большую независимость, но и в перспективе подорвет гегемонию доллара, считают эксперты.

России целесообразно перейти на расчеты в рублях со всеми торговыми партнерами, считает глава ВТБ Андрей Костин. «Давно назревшая тема – широкий переход к расчетам в рублях с нашими торговыми партнерами. Начинать надо немедленно. Не только с расчетами в рамках Таможенного союза и СНГ, но и в отношениях с нашими главными торговыми партнерами, такими как Китай и Западная Европа», – заявил Костин на XXV съезде Ассоциации российских банков.

Давно назревшая тема – широкий переход к расчетам в рублях с нашими торговыми партнерами. Начинать надо немедленно

По его мнению, тема с уходом от долларовых расчетов назрела давно, но сейчас стала особенно актуальной. «Вот уже месяц мы слышим со стороны высокопоставленных западных руководителей призывы изолировать Россию, практически уничтожив российский банковский сектор, используя современное «ядерное оружие» в области финансов – долларовые расчеты», – сказал Костин.

По его словам, переход на рублевые расчеты должен стать одной из ключевых задач для банковской системы, ЦБ РФ и правительства.

В настоящее время половина российского экспорта и меньше половины российского импорта приходится на страны еврозоны и долларовую зону, тогда как «на Соединенные Штаты как таковые – всего 2% экспорта и 5% нашего импорта», сказал Костин.

При этом глава ВТБ считает, что на расчеты в рублях в первую очередь должны перейти экспортные госкомпании. «Суммарные экспортные поставки Газпрома, Роснефти и Рособоронэкспорта составляют почти 230 млрд долларов в год, или 44% от совокупного объема экспорта товаров», – сообщил глава ВТБ.

О том, что России надо расширить рублевую зону и перейти на расчеты в рублях с нашими европейскими партнерами, говорил ранее в марте также советник президента РФ Сергей Глазьев. Он убежден, что угроза экономических санкций против России дает положительную мотивацию для того, чтобы, наконец, решить давно назревшие задачи создания внутренних механизмов экономического роста.

По его мнению, надо бороться с долларовой олигархией. «К сожалению, те люди, которые торгуют нефтью и газом, привыкли торговать в долларовой валюте. Им так удобно. Сложилась целая система поддержания этих расчетов, многие в них заинтересованы. Не будем забывать об офшоризации. Поэтому без дополнительных стимулов эта задачка не решалась. Сейчас стимулы достаточно серьезные появились», – считает советник президента РФ.

По мнению Глазьева, переход на расчеты экспорта нефти и газа за рубли «создавал бы мощный стимул для расширения наших финансовых возможностей, для монетизации нашей экономики, для расширения объема кредитов». При этом отказаться от покупок нашего сырья Европа не может, добавляет он. Ряд европейских стран полностью зависим от российского газа (например, прибалтийские страны), а ряд крупных европейских экономик – на 30–40%.

Теоретически ничего сложного

Для наших партнеров переход на рублевые расчеты не является чем-то сложным. Хотя это, безусловно, доставит зарубежным покупателям российского экспорта некоторые неудобства.

Чтобы заплатить рублями за российские нефть, газ и оружие, нашим иностранным партнерам сначала надо будет за доллары и евро купить у России рубли, уплатив при этом комиссию за обмен, а потом эти же рубли отдать обратно нам через экспортеров. «То есть производится лишняя операция, на которой покупатель несет транзакционные издержки. С экономической точки зрения это бессмысленно. В итоге, чтобы не нарушить баланс, нам придется продавать нашу продукцию чуть дешевле, то есть получать меньшую прибыль», – говорит аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянин.

Кроме того, курс рубля, в отличие от того же доллара и евро, нельзя назвать стабильным. «Для денежных потоков в бизнесе наиболее важна стабильность курса, чего не скажешь о российской валюте, которая может за полгода потерять 15% либо расти из года в год в случае длительного тренда на рост энергоносителей», – говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Поэтому при торговых расчетах делается выбор в сторону более стабильных валют: доллара и евро или других условных единиц, опирающихся на крупные экономики, а не на региональные, добавляет он.

Если брать сырьевые товары, то цены на них сильно зависят от мировых цен. «В любом случае цены на рынке нефти и газа формируются в долларах. Даже если мы поставим рублевый ценник на свою нефть, он все равно будет привязан к тому, сколько стоит доллар и нефть в долларах», – отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований института Гайдара Михаил Хромов. Это придется отражать каким-то образом, в том числе прописывать в долгосрочных контрактах Газпрома с европейскими потребителями и, кстати, с украинскими.

«Переход на рубль увеличит валютные риски и наверняка усложнит множество контрактов, где все равно будут указываться оговорки на обменный курс или курс за, скажем, баррель нефти в долларах», – резюмирует Купцикевич.

Не стоит забывать, что самой России также нужны доллары. «Ими мы будем расплачиваться за импортные товары, за то, что Россия сама не производит», – говорит Двинянин.

Да и самим экспортерам нужны доллары. «Условный Газпром формирует структуру своих денежных средств, полученных от продажи экспортных товаров, с точки зрения бизнеса – как ему выгодней. Если ему надо заплатить зарплату, значит, он переводит долларовую выручку в рубли. Если ему надо сделать заграничные приобретения или выплачивать зарубежные кредиты, то оставляет экспортную выручку в валюте», – говорит газете ВЗГЛЯД Хромов.

«Поэтому, по большому счету, не имеет значения, в какой валюте идет расчет за товар – в рублях или долларах. Экспортер разместит свои денежные средства так, как ему удобно. Крупнейшие экспортеры (в том числе Газпром и Роснефть – прим. ВЗГЛЯД) у нас имеют долги, зафиксированные в валюте, поэтому им все равно часть экспортной выручки придется оставлять в долларах», – считает Хромов.

Против гегемонии доллара

В краткосрочном плане ударить рублем по доллару вряд ли получится, считают эксперты. «Но если подобный тренд на уход от долларов в расчетах будет развиваться и далее, то можно будет говорить о снижении гегемонии доллара. Со временем валюты развивающихся стран и без того начинают пользоваться все большей популярностью за счет роста собственных экономик и увеличения товарооборота с другими странами», – считает Купцикевич.

Какой-то прямой вред экономике США такими действиями также нанести вряд ли получится. «Пока доллар продолжает использоваться в качестве резервной валюты, то есть пока покупаются американские казначейские облигации, это (переход на рублевые расчеты) не имеет особого значения», – говорит Купцикевич. Сейчас более 60% валютных резервов центральных банков по всему миру хранятся в долларах.

«Вот если рост взаимных расчетов в конце концов выльется в диверсификацию резервов, то это уже может вызвать повышение процентных ставок в США. Причем они могут вырасти еще выше, чем в ранние 2000-е годы. И это сделает заимствования для американского правительства дороже», – рассуждает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Поэтому постепенный переход российских экспортеров и импортеров на рублевые расчеты – это лишь первый шаг, который как минимум защитит российскую финансовую систему от недружественных действий США. Но этот шаг должен сопровождаться новыми действиями.

Следует объединиться как минимум с Китаем не только в плане рублевых расчетов, но и добиться от Пекина хранения рубля в качестве резервов. В конечном счете, как правильно говорит Глазьев, рубль необходимо превратить если не в мировую, то как минимум в ведущую евразийскую валюту. Для решения этой задачи у России есть все необходимое, начиная от положительного торгового баланса и заканчивая «устойчивыми хозяйственными связями» с евразийскими партнерами, которые России необходимо уберечь от внешних шоков, говорит Глазьев.

Договориться с Китаем будет намного проще, чем с Европой, в свете поддержки им России по ситуации в Крыму и на Украине, а также на фоне недовольства Пекина долларом. По данным местной прессы, в одной из китайских провинций, которая находится на границе с Россией, в качестве эксперимента уже разрешили свободное хождение российского рубля. В частности, на ценниках указана цена не только в юанях, но и в рублях.

..............