Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Пускай идут лесом»
МВФ нуждается в радикальной реформе
Иностранные СМИ заявили, что Россия пытается надавить на МВФ, чтобы лишить США права вето и, наконец, увеличить голосующую долю развивающихся стран. Китай и Россия этого пытаются добиться уже несколько лет – и, судя по всему, напрасно. Действовать надо совершенно иначе, подсказывают экономисты.
Российские официальные лица оказывают давление на Международный валютный фонд, чтобы запланированная им реформа была проведена без учета мнения Соединенных Штатов, сообщает Reuters со ссылкой на осведомленные источники в МВФ. Реформа может означать потерю Соединенными Штатами права вето в отношении стратегических решений в международной кредитной организации.
Россия и Китай должны усиливать свои национальные экономики и создавать свои региональные эмиссионные центры
По информации Reuters, глава Минфина России Антон Силуанов высказал соответствующую идею в ходе встречи министров финансов и глав центробанков стран G20 в Сиднее в феврале 2014 года.
Суть реформы в том, чтобы увеличить ресурсы МВФ и перераспределить квоты и голоса в пользу развивающихся экономик, прежде всего Китая, России, Индии и Бразилии.
По сути, на саммитах G20, которые проходят ежегодно с 2008 года, единственный живой вопрос, который обсуждается, – это пересмотр квот стран – членов МВФ, считает председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов.
За все время существования МВФ действительно проводилось 14 пересмотров квот. Камнем преткновения стало решение о последнем пересмотре, которое было принято в 2010 году. И решить этот вопрос до сих пор не удается из-за несогласия Конгресса США.
У США право вето
Квота в МВФ соответствует величине взноса страны в общий капитал фонда, и из нее высчитывается количество голосов страны, которые необходимы для принятия того или иного решения организацией. Расчет долей стран рассчитывается также по традиционной формуле, где важны четыре показателя, в том числе ВВП, открытость экономики и международные резервы.
У кого голосов больше, тот реально и может влиять на политику МВФ. Самыми влиятельными в МВФ являются США, так как у них самое большое количество голосов – 17,08%.
Это, с одной стороны, немного, и многие решения, которые требуют всего 50% голосов или 70% голосов, могут быть приняты в обход США. Но для принятия важных решений, касающихся структуры, финансирования и перераспределения квот, надо не менее 85% голосов. И в этом случае более 17% голосов дают США возможность блокировать любое важное решение.
Тягаться с Вашингтоном никто не может. У Японии – 6,13% голосов, у Германии – 5,99%, у Великобритании – 4,95%, у Франции – 4,95%, у Саудовской Аравии – 3,22%. У Китая и России всего по 2,94% и 2,74% соответственно. Некоторые страны объединены в одну группу, которая выступает единым фронтом при голосовании по различным вопросам. Например, так называемая группа Гельветистан, которая включает Азербайджан, Польшу, Киргизстан, Казахстан, Таджикистан, Сербию и Туркменистан, а интересы этой группы представляет Швейцария.
Если собрать страны в коалиции, то Европейский союз в общей сложности имеет 30,3% голосов в МВФ, а страны ОЭСР – 60,35%. Остальные страны (85% от общего числа стран-членов) имеют всего 39,65% голосов. Но вся проблема в том, что даже если все члены МВФ согласны, одного отказа США достаточно, чтобы заблокировать решение фонда по ключевым вопросам.
- ЕС попросил помощи у МВФ для защиты Украины от России
- Минфин США призвал конгресс одобрить реформу МВФ
- Путин: Россия согласна выделить МВФ 10 млрд долларов
- Сторчак: Россия направит в МВФ 10 млрд долларов
- МВФ и Сорос дали противоположные прогнозы о судьбе евро
В таком замкнутом круге кажется логичными начать действовать за спиной США, а именно исключить США вообще при решении вопросов о реформе и увеличении голосов для развивающихся стран. Но в реальности не все так просто.
Аргументы «за» и «против»
Данным порядком в МВФ особенно недоволен Китай. И этому есть вполне объективные причины. Когда в 1944 году создавался МВФ, США имели долю в мировом потреблении и мировом производстве примерно в 50%. Однако сейчас расклад в мировой экономике серьезно изменился. Теперь на США приходится 15–20% мирового производства, примерно такая же доля и в структуре глобального потребления, говорит руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
Конечно, США все еще сохраняют свое лидерство в мировой экономике, однако китайская экономика теперь вполне сопоставима с американской. В абсолютных масштабах экономика КНР уже больше экономики США, считает председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков.
«МВФ, как и другим финансовым организациям, необходимо отражать растущую долю Китая, России, Латинской Америки, Южной Африки», – говорил ранее эксперт Американского института предпринимательства, бывший замдиректора департамента МВФ по разработке стратегии и анализу Десмонд Лэчман.
Противники этой идеи аргументируют свое мнение тем, что страны берут деньги в кредит у МВФ в долларах, евро, иенах и фунтах, поэтому страны с этими национальными валютами и имеют непропорционально большой контроль в фонде.
Как должны распределиться голоса
В 2010 году члены МВФ договорились о таком пересмотре голосов. Существенно должна вырасти доля Китая – с 2,94% до 6,39%. В итоге Китай должен стать третьим по размеру квоты государством – членом МВФ. Также в десятку стран с самым большим числом голосов должны войти Россия, Индия и Бразилия. Так, голос России должен вырасти с 2,49% до 2,71%.
В общей сложности на развивающиеся страны: Бразилию, Россию, Индию и Китай – сейчас приходится 10,71% квот, а пересмотренная совокупная квота должна увеличиться до 14,18%, отмечает Валентин Катасонов.
Принять это решение не дают США, хотя даже в этом случае у Вашингтона остаются контроль над главными решениями в фонде и право вето. Но на самом деле против такого пересмотра голосов не только США.
Если мы хотим новую систему, то надо создавать новые институты, и МВФ тут не годится
«Менее всего заинтересованы в таком пересмотре страны Европы и Япония. Особенно учитывая нынешнее тяжелейшее положение (долговой кризис) Европы, когда она ищет деньги по всему миру, в том числе в МВФ, чтобы затыкать дыры в своих бюджетах. Европе и так стало крайне сложно выбивать новые кредиты в фонде, поскольку на протяжении 2010–2013 годов МВФ выдавал непропорционально большое количество кредитов именно европейским странам (преимущественно странам еврозоны). Сейчас среди многих неевропейских стран – членов МВФ усиливается ропот по поводу такого европейского фаворитизма фонда», – говорит Катасонов.
Таким образом, развивающиеся страны тягаются не только с США, но также с ЕС и Японией. Простой подсчет голосов показывает, что биться с ними бесполезно. На США, ЕС и Японию приходится 53,51% всех голосов. Поэтому даже если Россия, Бразилия, Индия и Китай «завербуют» к себе в коалицию все остальные страны – члены МВФ, большинство будет на стороне тех, кто поддерживает существующее положение дел.
Точки давления России на ЕС – это газ и торговля. Однако это рычаг обоюдный. Если, конечно, Россия не договорится полностью перенаправить свои товары и голубое топливо в Азию, перспективы перекрытия поставок газа и полностью закрытия торговли – из области фантастики.
Надо создавать альтернативу
Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов считает, что путь вывода из игры США при решении вопроса о реформе МВФ – бесперспективный. «На практике это невозможно», – согласен и Михаил Хазин.
«МВФ – это система, созданная в 1944 году, которая полностью контролируется США. И, в частности, весь аппарат МВФ контролируется американским минфином. В этой ситуации любая попытка это устроить будет саботирована. Если мы хотим сохранить нынешнюю систему, то МВФ нужен, но сделать систему более адекватной и менее подчиненной США в этом случае не получится. А если мы хотим новую систему, то надо создавать новые институты, и МВФ тут не годится», – говорит газете ВЗГЛЯД Михаил Хазин.
Лучше идти по другому пути: объединиться развивающимся странам – России, Китаю, Индии и другим – и создать альтернативу МВФ. Это более действенный путь, хотя и долгий, считает Девятов. Однако он не исключает, что подвижки в этом направлении могут произойти уже до конца 2020 года.
Хазин согласен: развивающимся странам надо создавать альтернативный финансовый институт, а «США пускай идут лесом». Но спешить тут опасно.
«Если речь идет о том, чтобы создать региональные эмиссионные центры и системы расчетов между ними, например клиринговую систему, привязанную к золоту и т. п., то мы можем это сделать. Но как только мы начнем это делать, США немедленно начнут создавать нам страшные неприятности с учетом того, что сегодня система – долларовая. Поэтому я склонен считать, что этот план будет осуществлен несколько позже, когда возможности США по «пакостям» существенно ослабнут. Они уже ослабевают», – считает эксперт.
Необходимо, чтобы влияние доллара как резервной валюты снизилось ниже критического уровня. «Это может произойти достаточно быстро – через два-три года. Но все будет зависеть от развития событий. Если США будут перебарщивать в рамках своего желания все контролировать, то это ускорит процесс ослабления экономического влияния США», – считает Хазин.
«Штатам надо продолжать в своем стиле выкручивать всем руки, устраивать фашистский террор на Украине, требовать, чтобы все страны покупали их ценные бумаги, закрывать свои рынки. Потому что сегодня вы можете иметь много долларов, как, например, Китай, но купить что-нибудь на территории США, особенно на каком-то технологическом предприятии, нельзя. Чем больше они будут себя так вести, тем быстрее получат», – считает экономист.
Тем временем развивающиеся страны, в частности Россия и Китай, должны усиливать свои национальные экономики и создавать свои региональные эмиссионные центры, уверен Хазин. «Китай занимается этим активно, Бразилия, скорее всего, тоже, Россия – нет, потому что у нас председателем Нацбанка РФ является агент МВФ. Поэтому пока не произойдет смена руководства Центробанка РФ, у нас соответствующая работа проводиться не будет», – резюмирует Хазин.
На последнем саммите БРИКС, который состоялся в конце марта 2012 года в Нью-Дели, уже было принято решение о создании международных финансовых структур, которые будут иметь функции, схожие с функциями МВФ и Всемирного банка.