Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДевальвация по спирали
Казахстан объявил о девальвации тенге
Казахстан отказался поддерживать курс тенге, опустив его на 18%. Точно так же во времена Великой Депрессии делали страны, которые теряли свою долю на рынке. Продолжая защищать тенге, Казахстан лишь потерял бы свои валютные резервы и усложнил бы жизнь местному экспорту. С другой стороны, население уже столкнулось с 20-процентным ростом цен на импортные товары.
Со вторника Нацбанк Казахстана отказывается от поддержания курса тенге на прежнем уровне, предложив новый уровень обменного курса – 185 тенге за доллар. Таким образом курс тенге изменится с нынешних 155,5 тенге за доллар до 185 тенге. На сегодняшних торгах Казахстанской фондовой биржи курс уже опустился до 163,9 тенге за доллар (данный курс будет официальным на 12 февраля). Нацбанк снизит объемы валютных интервенций и сократит вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге, говорится в сообщении Нацбанка.
У Казахстана не было другого выхода. Набирает обороты новая волна глобального кризиса
Впрочем, Нацбанк не собирается полностью отказываться от валютных интервенций. Чтобы не допустить дестабилизации финансового рынка и экономики в целом, Нацбанк установит коридор колебаний курса тенге по отношению к доллару США от нового уровня 185 тенге за доллар «плюс/минус» 3 тенге и продолжит политику сглаживания резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Нацбанк заявил, что продолжит предоставлять банкам необходимую краткосрочную ликвидность и обеспечит обменные пункты достаточным объемом наличной иностранной валюты.
Нацбанк Казахстана объяснил девальвацию тенге тесной интегрированностью экономики страны в глобальную экономику и необходимостью учитывать ситуацию на мировых финансовых и товарных рынках, а также назвал пять основных причин отказа от поддержания обменного курса тенге на нынешнем уровне.
Во-первых, пояснили в банке, это ситуация в ведущих развивающихся странах, в частности, в странах БРИКС. «Идет переток капитала из развивающихся стран в развитые, что привело к росту давления на валюты этих стран. На фоне неопределенности дальнейшего развития мировой экономики усилилась волатильность на мировых финансовых и товарных рынках», – отмечает Нацбанк Казахстана.
Во-вторых, сохраняется неопределенность относительно обменного курса российского рубля. «В результате перехода Центрального Банка РФ к более свободному формированию обменного курса российский рубль в 2013 году ослаб на 7,1% по отношению к доллару США», – отмечается в сообщении.
- Вступление Казахстана в ВТО угрожает России
- Казахстан выставил России счет за аварию "Протона-М"
- Россия и Казахстан уладили противоречия по Байконуру
- Бюджет теряет сотни миллионов из-за казахстанской водки
- От Олимпиады ждут поддержки рубля
В-третьих, это состояние платежного баланса Казахстана. «Несмотря на то, что счет текущих операций остается положительным, наблюдается рост импорта, главным образом, за счет импорта потребительских товаров», – поясняет банк.
В-четвертых, это высокие девальвационные ожидания в экономике Казахстана и усиление в связи с этим спекулятивных операций. «Для противодействия спекулятивному ажиотажу и недопущения чрезмерной волатильности обменного курса Нацбанк вынужден регулярно принимать участие на валютном рынке», – отметили в банке.
В-пятых, для создания базовых предпосылок для снижения инфляции до 3–4% в среднесрочной перспективе Нацбанк Казахстана планирует «перейти к инфляционному таргетированию, что предполагает отход от жесткого регулирования обменного курса».
Таким образом, изменения валютной политики необходимы для восстановления внешней конкурентоспособности обменного курса тенге, внешнеторгового баланса экономики Казахстана и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и предпринимателей, работающих в экспортных и импортозамещающих отраслях экономики страны, указывает регулятор.
Девальвация тенге поможет местным производителям и бюджету страны. Цены на импортные товары вырастут, что даст шанс отечественным товаропроизводителям заместить на рынке импорт и обеспечить себе торговлю как на внутреннем рынке, так и на экспорт, заявил министр финансов Казахстана Бахыт Султанов, передает TengriNews.
Казахские экспортеры получат дополнительную выручку в тенге, что повысит торговый баланс, и будет прямое влияние на повышение поступлений в бюджет, добавляет он. «Но в общем рост, по нашей оценке, поступлений в бюджет будет превышать те расходы, которые связаны с валютными выплатами в расходной части», – уверяет Султанов. Поэтому девальвация позволит повысить номинальный рост ВВП. При этом инфляция будет находиться в ранее утвержденном коридоре 6–8 процентов, уверяет Султанов.
Мы настояли на том, чтобы нам продали товар по старым ценам, а сейчас уже кассы закрыты, ничего не продают
Однако девальвация, безусловно, негативно отразится на доходах казахов в тенге на фоне роста цен на импортную продукцию. Реакция бизнеса была мгновенной. Сразу после объявления Нацбанком о девальвации тенге приостановили работу автосалоны, магазины по продаже бытовой техники, компьютерного оборудования, стройматериалов и другие продавцы, у которых цены установлены в тенге, передает Tengrinews.kz. Девальвация тенге привела и к сбоям в работе электронного правительства eGov.kz. На портале временно недоступны платные услуги.
Торговцы в срочном порядке стали менять ценники на импортные товары. К примеру, в магазине «Технодом» в Алматы уже поменяли ценники и предоставляют покупателям на кассах новый прайс-лист. Цены увеличились примерно на 20%, сказали в «Технодоме». Правда, интернет-магазины по-прежнему не работают. Тем временем крупнейший в Астане оптовый магазин «Магнум» не будет работать вплоть до 14 февраля. Аналогичные ситуации и в других магазинах.
Одна из покупательниц рассказала Tengrinews.kz, что пока она вместе с супругом утром выбирала пылесос, мультиварку и телевизор в магазине «Мечта», кассиры начали снимать «ценники» прямо при них. «Мы настояли на том, чтобы нам продали товар по старым ценам, а сейчас уже кассы закрыты, ничего не продают», – рассказала она.
Эта новость также вызвала ажиотаж среди населения на валюту: ряд обменных пунктов закрылись до установления окончательного курса валют. Тем временем в банках республики стоимость одного доллара достигла 200 тенге.
Несмотря на это, экономисты считают решение Казахстана правильным. «Можно было попытаться и далее поддерживать стабильный курс, теряя валютные резервы и сокращая конкурентоспособность национальной экономики. Но поскольку отток средств из развивающихся стран не выглядит краткосрочным, то не было смысла держать круговую оборону такой ценой. Полагаю, что девальвация тенге позволит сохранить статус-кво и избежать корректировки против Казахстана», – говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
По его мнению, в Казахстане сейчас идет «конкурентная девальвация», аналогичная тем, которые происходили во времена Великой Депрессии. «Механизм был прост: одна из стран инициировала снижение курса национальной валюты, это делало ее товары более привлекательными за рубежом. Другая страна, не желая терять долю на рынке, прибегала к такому же способу. Так порождалась спираль девальвации валют. В те времена курсы многих валют были фиксированы, либо очень жестко ограничены. Сначала Казахстан тоже ограничивал колебания собственной валюты, но когда столкнулся с резко изменившимися условиями, прибег к девальвации», – объясняет Купцикевич.
По его словам, если бы ЦБ Казахстана поддерживал тенге сильным вопреки сложившейся конъюнктуре, то это сократило бы конкурентоспособность товаров из этой страны. «Уже сейчас мы видим рост импорта, который в ближайшее время угрожал бы превысить экспорт. Дефицит платежного баланса – это слабое место развивающихся экономик. Пока все нормально, на него не обращают особого внимания, но как только инвесторы начинают сокращать свои вложения в такие страны, то первыми страдают от спекуляций те, кто имеет дефицит баланса», – отмечает экономист.
«Так было с Турцией и Аргентиной в начале года, с Украиной чуть позже. В меньшей степени это затронуло Россию во многом из-за профицита баланса и Казахстан по той же причине», – добавляет Купцикевич.
«У Казахстана не было другого выхода. Набирает обороты новая волна глобального кризиса. Ее удавалось сдерживать до определенного момента. Возможно, что критический порог уже пройден», – соглашается руководитель проекта «Центральная Евразия» Владимир Парамонов.
«Скорее всего, весь мир ждут большие потрясения. Безусловно, они негативным образом отразятся и на постсоветском пространстве, особенно тех странах, которые были активно вовлечены в глобальные финансовые схемы. Другое дело – интеграционные процессы, например, в рамках Таможенного союза. На мой взгляд, именно им со временем (но не сразу) будет придан импульс: другого варианта для выживания у постсоветских стран не было и нет», – считает Парамонов.