Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПравильным курсом
Чем может быть полезна девальвация рубля
Иначе как девальвацией национальной валюты происходящее в последние дни не назовешь. Экономисты рассказали газете ВЗГЛЯД, в чем причина падения рубля и может ли этот процесс помочь российской экономике. Некоторые даже полагают, что в сложившейся ситуации девальвация – лучшее решение.
С начала года доллар вырос выше психологической черты в 35 рублей, преодолев максимум с 2009 года. Евро в четверг обновил исторический рекорд, достигнув 48 рублей. По предварительным итогам января 2014 года доллар прибавил к рублю 7,2%, евро – 5,1%. Снижение рубля в январе оказывается рекордным с мая 2012 года.
Нужно сильно девальвировать рубль, чтобы получить запас прочности. Опускание рубля временно поможет счету текущих операций и притоку капитала
ЦБ снизил на выходные дни и понедельник курс доллара на 6,48 копейки до 35,18 рублей, курс евро – на 45,43 копейки до 47,6408 рублей.
В стане экономистов идет извечный спор, поможет ли девальвация экономике России или, наоборот, погубит ее. Плюсы и минусы имеются и в том, и в другом случае.
«Лучше более низкий курс рубля»
В числе тех, кто считает, что девальвация принесет больше положительного, Министерство экономического развития, которое видит в ослаблении рубля возможность подтолкнуть затухающий рост экономики.
«На наш взгляд, для экономического роста и в прошлом, и в этом году лучше более низкий курс рубля», – заявил в пятницу замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Однако, по его мнению, резкие колебания курса вредны для экономического роста и инфляции. «Переход к плавающему курсу увеличивает резкие колебания, такие горки, и это, конечно, фактор, который негативно влияет не только на инфляцию, но и на поведение компаний и населения», – сказал Клепач.
Исходя из текущих тенденций, МЭР ожидает, что рост экономики в 2014 году будет выше, чем в 2013 году, но может быть ниже действующего официального прогноза в 2,5%, отметил Клепач. Инфляция, по его словам, в этом году может составить 5,2%, но это будет зависеть от того, на каком уровне стабилизируется курс рубля. В любом случае он считает, что за пределы 5,5% инфляция все-таки не выйдет по году. При этом целевой прогноз МЭР сейчас по инфляции на 2014 год – 4,8% (в 2013 году она составила 6,5%).
Вопросы без ответов
Экономист и президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин не знает, радоваться или нет тому, что в России началась резкая девальвация.
«Есть два вопроса, ответа на которые нет. Вопрос первый: какая в нашей стране экономическая политика? Вопрос второй: нужно ли в рамках этой политики проводить девальвацию? Нужно отдать должное нашему правительству и ЦБ. Они ухитрились сделать так, что ответа на ключевой вопрос – можно или нельзя – дать нельзя. Я не знаю, какая у нас сегодня экономическая политика: ни у правительства, ни у Центрального банка нет никакой внятно объясненной политики. Соответственно, если нет направления движения, невозможно сказать, правильно ли поставлен конкретный парус», – говорит газете ВЗГЛЯД Михаил Хазин.
- Кто выиграет и проиграет от падения курса рубля
- После сильного падения российский рубль устремился вверх
- Падение рубля грозит паникой в обменниках
- Падение российской валюты продолжает усиливаться
- Промышленное производство справилось с падением
«Политика ЦБ вызывает недоумение, но сказать, правильная она или неправильная, невозможно в связи с тем, что мы не знаем, какие стратегические задачи перед собой ставят правительство и ЦБ. Не исключаю, что у правительства и ЦБ задачи, которые они перед собой ставят, противоположные по смыслу. Не исключаю, что задачи у правительства и ЦБ противоположны задачам президента. Не исключаю, что все эти три задачи, которые никак не сформулированы, противоречат интересам народонаселения», – рассуждает Михаил Хазин.
По его словам, от девальвации может быть положительная тенденция – стимулирование экономики. «Однако чтобы стимулировать экономику, надо что-то производить. Девальвация стимулирует отечественного производителя, но у нас нет отечественных производителей», – говорит Хазин. «С другой стороны, падает жизненный уровень населения. Кому-то может это нравится, мне сложно сказать», – добавляет он.
«Девальвация – это инструмент. Нельзя его обсуждать, если не знаем, что строить. Для начала надо написать стратегическую программу», – резюмирует он.
«Девальвацию надо принять как должное»
В свою очередь старший научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Сергей Пухов считает, что рассуждения о девальвации должны исходить из посыла, что это объективный процесс для России. «Без этого процесса немыслима экономика России в данной ситуации. Он продиктован сальдо платежного баланса и конкурентоспособностью отечественного производителя», – говорит Сергей Пухов.
Он объясняет, что Россия не способна поднять качество отечественной продукции, а девальвация помогает нашим производителям стать конкурентоспособными и выжить. «С точки зрения платежного баланса мы пришли к обнулению текущего профита, то есть приток валюты по внешнеторговым операциям обнулился. При этом из России по-прежнему интенсивно утекает капитал», – отмечает экономист.
Это помогает образумиться стране и поднять конкурентоспособность товаров
Поэтому, по его словам, у ЦБ есть только два варианта действий: либо сокращать резервы, либо девальвировать курс рубля, третьего не дано. «Только за счет этих двух факторов можно выровнять платежный баланс. Учитывая, что ЦБ переходит к таргетированию инфляции, то, значит, будет плавающий валютный курс», – говорит газете ВЗГЛЯД экономист из ВШЭ.
При этом в 2014 году, по его мнению, ЦБ будет идти одновременно и по пути сокращения резервов, и по пути девальвации рубля. Однако первый вариант – сокращение резервов ЦБ – не годится, потому что Россия относится к развивающимся рынкам, ей нужно иметь подушку безопасности, чтобы инвесторы без боязни шли в российскую экономику. Для инвесторов надо, чтобы уровень резервов составлял минимум 250 млрд долларов, это чистая иностранная валюта, которая может быть направлена на внутренний рынок, объясняет Сергей Пухов.
«Но при такой интенсивности сокращения резервов ЦБ, которую мы ожидаем на этот год, через два года резервы придут к такому минимуму, когда инвесторы начнут думать, а стоит ли идти в Россию», – объясняет экономист.
«Поэтому девальвацию надо принять как должное. Все эти рассуждения, кому выгодно, а кому нет, ничего не дадут, просто нужно сделать так, чтобы было выгодно всем», – считает Сергей Пухов.
«Мы объективно идем к отрицательному счету текущих операций. Сейчас важно, чтобы был устойчивый приток капитала, а не его отток. А это инвестиционный климат. Поэтому нужно думать не о том, какой будет курс рубля, хотя это тоже важно, а о том, какой будет инвестиционный климат. Будет инвестиционный климат – будет нужный рубль», – считает экономист.
«Нужно сильно девальвировать рубль, чтобы получить запас прочности. Опускание рубля временно поможет счету текущих операций и притоку капитала», – объясняет Пухов. Однако, по его словам, девальвация лишь на время выравнивает платежный баланс, потом снова наступает дисбаланс платежного баланса, рубль слабеет и т. д. по кругу. Если ничего не будет улучшаться в плане инвестиционного климата, у нас так и будет перманентная девальвация, поэтому, считает Пухов, надо делать больше в плане инвестиционного климата.
«Все эти проблемы известны правительству, и что-то делается по улучшению инвестиционного климата, но кажется, что делают только для того, чтобы поставить галочку», – резюмирует Павел Сухов из института «Центр развития» ВШЭ.
«Девальвация – это лучший сценарий в этой ситуации»
В том, что девальвация – это объективная реальность, уверен также президент промышленного союза «Новое Содружество» и сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин.
«Мы видим, что экономика проседает, многотысячные увольнения происходят на разных заводах, трудности во многих отраслях, например в такой сырьевой отрасли, как производство металлов. Естественно, люди в стране, которая ничего не производит и отстает от других стран, должны иметь меньшую покупательскую способность, ценность этой страны снижается. Поэтому и происходит девальвация», – объясняет газете ВЗГЛЯД Константин Бабкин.
«Да, страдают потребители, люди начинают меньше получать денег в сравнении с международными валютами, но стоимость труда снижается, соответственно, дешевеют товары, производимые в нашей стране. Это помогает образумиться стране и поднять конкурентоспособность товаров», – считает Бабкин.
По его словам, если не ослаблять рубль, вырастет безработица, потребуется больше трат на пособия, люди будут недовольны, вырастет социальное напряжение. «Во что это в итоге выльется – непонятно. Поэтому девальвация – это лучший сценарий в этой ситуации», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
При этом он не исключает, что рублю стоит опуститься еще сильней, чем сейчас. «По моим ощущениям, так резко и должно было быть. Может быть, даже еще посильнее надо (девальвировать рубль – прим. ВЗГЛЯД)», – отметил Константин Бабкин.
Девальвация не сработает
В числе тех, кто считает, что Россия не готова к такой резкой девальвации, директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Он ждет ускорения темпов инфляции от свободного курсообразования: вслед за импортными товарами подорожают и отечественные.
Он считает, что дешевый рубль не сможет как-то стимулировать отечественную промышленность к росту. Согласно опросу Институтом Гайдара руководителей российских предприятий, лишь 12% компаний выгодна девальвация.
Очевидный выигрыш от девальвации, по его словам, получат бюджет, предприятия топливно-энергетического комплекса, частично банки, но вся обрабатывающая промышленность проиграет. «Особенно пострадает автопром, поскольку 90% комплектующих поставляются из Европы. Думаю, стоит ожидать в конечном счете удорожания примерно на 15% автомобилей, собираемых в России, – говорит Ведев. – То же самое грозит и предприятиям, специализирующимся на сборке электроники и бытовой техники». В итоге такая девальвация приведет к еще большему снижению темпов роста экономики, резюмирует экономист.