Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевБюджет ждет
Шереметьево ждет в гости Керимова, Ротенберга и Фридмана
Менеджмент аэропорта Шереметьево разработал план приватизации, а также назвал инвесторов, которые будут бороться за второй по величине аэропорт в стране. Среди них компании братьев Ротенберг, Сулеймана Керимова и Михаила Фридмана. Шереметьево – лакомый кусок для любого инвестора, а бюджету страны очень нужны деньги.
В приватизации международного аэропорта Шереметьево (МАШ) могут быть заинтересованы российские холдинги, уже владеющие аэропортовым бизнесом. Это «Нафта Москва» Сулеймана Керимова, группа «Базовый элемент» Олега Дерипаски, группа «Ренова» Виктора Вексельберга и Новапорт Романа Троценко.
Сейчас стоимость Шереметьево оценивается в 400 млн долларов, но к 2016 году аэропорт может стоить около 5,3 млрд долларов
Также принять участие в приватизации могут группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Альфа-групп» Михаила Фридмана, которые проявляли интерес к покупке аэропорта Домодедово в прошлом году. Об этом говорится в материалах МАШ, подготовленных по запросу Росимущества, передает Бизнес-ТАСС.
Потенциальным инвестором называется также NPV Engineering – управляющая компания братьев Ротенбергов. Сейчас по аэродромным объектам, в том числе по Внуково и Шереметьево, работает компания «Трансстроймеханизация» – это «дочка» концерна Ротенбергов «Мостотрест».
В качестве потенциальных иностранных инвесторов также называются иностранные компании, имеющие аэропортовые проекты в России. Но большинство международных инвесторов осторожно относятся к крупным финансовым инвестициям в Россию, поэтому МАШ предлагает ориентироваться на российских инвесторов или консорциумы, говорится в материалах аэропорта.
К идее приватизации аэропорта Шереметьево правительство вернулось этой весной. В марте стало известно, что правительство собирается продать до 83,4% акций ОАО «МАШ» до конца этого года. Сообщалось, что с таким предложением выступил глава Минэкономики Андрей Белоусов, который в феврале направил письмо на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова. От этой сделки, как говорилось, в бюджет может поступить до 35 млрд рублей.
Федеральному бюджету эти деньги просто необходимы. Ранее Минфин жаловался, что в этом году бюджет может недополучить доходы почти на 500 млрд рублей из-за неожиданно большого объема возмещения НДС и «неправильной» приватизации. Из-за плохой конъюнктуры, скорее всего, запланированная на этот год приватизация будет проводиться через капитализацию госкомпаний, а не через продажу госпакета акций. Это означает потерю для бюджета доходов на 350 млрд рублей, ожидает Минфин.
Поэтому для покрытия выпадающих доходов глава Минфина Антон Силуанов предложил ускорить приватизацию ряда активов, в том числе аэропорта Шереметьево и авиакомпании «Аэрофлот». Приватизация этих активов была намечена на 2014–2015 годы, однако теперь предлагается сделать это в этом году.
Новый план
- Российские компании опустошают бюджет на 2013 год
- "Аэрофлот" требует отставки главы Шереметьево
- Москва не решилась подарить Внуково государству
- Шереметьево и Внуково объединят в единый комплекс
- «Альфа-групп» Михаила Фридмана решила купить Домодедово
Менеджмент МАШ предлагает провести приватизацию аэропорта в два этапа. На первом этапе – в 2013–2015 годах – надо привлечь стратегического инвестора. Здесь рассматривается два варианта. Либо провести допэмиссию в пользу стратегического инвестора, после которой доля государства должна опуститься ниже 50% акций. Но это не позволит привлечь финансирование для развития аэропорта.
Либо надо создать СП с инвестором, который внесет денежные средства для развития инфраструктуры аэропорта. Только на строительство нового терминала и туннеля надо найти 350 млн долларов, говорил ранее гендиректор Шереметьево Михаил Василенко. Затем это СП предлагается слить с ОАО «МАШ». В этом случае доля государства к 2016 году также снизится до 50–60%.
На втором этапе приватизации – в 2016 году – возможно проведение IPO, частное размещение миноритарного пакета в пользу стратега или продажа контрольного пакета. В любом случае к этому сроку государство должно полностью выйти из МАШ.
Остается одно «но»
Интересно, что сначала власти хотели объединить все три московских аэропорта в один авиационный узел и только потом проводить приватизацию. Затем было решено объединить только два госаэропорта вместе с аэропортовым имуществом: МАШ и Внуково. Для проработки этой идеи были наняты бизнес-консультанты.
Однако объединение до сих пор не произошло, и в плане МАШ ничего об этом не говорится. Впрочем, ранее в Шереметьево не исключали, что хотя бы частичная приватизация может быть проведена и до объединения с Внуково.
Между тем в понедельник стало известно, что формирование модели консолидации аэропортов Внуково и Шереметьево и определение стоимости госактивов аэропортов для приватизации должны быть завершены к 1 сентября этого года. Об этом говорится в поручении первого вице-премьера Игоря Шувалова министру транспорта Максиму Соколову и главе Росимущества Ольге Дергуновой, передает ИТАР-ТАСС.
На первом этапе – в 2013–2015 годах – надо привлечь стратегического инвестора
А до 1 июня Шувалов должен провести очередное совещание по развитию МАШ, где обсудит ход выполнения президентских поручений по московским аэропортам.
Почем аэропорты
Сейчас стоимость МАШ оценивается в 400 млн долларов, говорится в материалах аэропорта со ссылкой на анализ Boston Consulting Group. Строительство Северного терминального комплекса и туннеля прибавит к нынешней оценке аэропорта около 1,1 млрд долларов, изменение условий заимствований и оптимизация расходов дадут еще 400 млн долларов, рост пассажиропотока к 2016 году – еще 800 млн долларов, а реализация программы повышения операционной эффективности – 2,6 млрд долларов. Таким образом, к 2016 году Шереметьево может стоить около 5,3 млрд долларов.
Аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян оценивает Домодедово примерно в 8–9 млрд долларов. «Чистая рентабельность бизнеса оценивается примерно в 50% (даже с учетом того, что бизнес инфраструктурный), выручка достигает 1 млрд долларов, а сам аэропорт является стратегическим для страны и крупнейшим по пассажиропотоку. Причем данная цена указана даже с учетом текущего рыночного дисконта, поскольку в России рыночная конъюнктура определенно не самая лучшая сейчас», – поясняет газете ВЗГЛЯД эксперт.
Внуково он оценивает в 3–3,5 млрд долларов, так как и пассажиропоток, и инфраструктурный уровень аэропорта, и прозрачность бизнеса заметно ниже, чем в Домодедово.
А вот стоимость аэропорта Шереметьево, по его мнению, составляет до 4 млрд долларов. «Но у аэропорта имеется потенциал роста – до 8 млрд долларов при условии увеличения прозрачности бизнеса и структуры менеджмента, увеличения пассажиропотока примерно на 20%, а также улучшения инфраструктуры аэропорта», – добавляет Авакян.
Шереметьево, по его мнению, является очень лакомым куском для любого инвестора, так как это стратегический аэропорт, второй крупнейший в России по пассажиропотоку (после Домодедово), из него совершаются рейсы более чем в сотню городов и десятки стран мира.
«Однако крайняя непрозрачность бизнеса, отсутствие необходимой информация для его оценки, низкая инфраструктура, неэффективность расходования средств и возможные макроэкономические риски являются, безусловно, сдерживающими факторами для его покупки инвесторами», – указывает аналитик AForex.
«При преодолении всех основных негативных сторон деятельности Шереметьево может быть оценено в 6,5–7 млрд долларов, а в идеале – до 8 млрд долларов», – отмечает Авакян. Соответственно, 33,4% акций, которых государство должно лишиться на первом этапе приватизации, могут стоить до 2,3 млрд долларов.
Дл сравнения: в Бразилии весной 2012 года были приватизированы два крупных аэропорта. В ходе торгов государство выручило рекордную сумму – 14,2 млрд долларов.
Между тем некоторые эксперты считают, что оценка российских госаэропортов завышена. Так, аналитики Инвесткафе в 2011 году отмечали, что звучащая стоимость Домодедово в 3,5 млрд долларов высока, его реальная цена 1,2 млрд долларов при пассажиропотоке в 22,25 млн человек в год. В доказательство приводились оценки зарубежных аэропортов. Столько же – 1,2 млрд долларов – стоил аэропорт Вены почти с таким же пассажиропотоком (19,7 млн человек в год). Вот парижский авиаузел – аэропорты Орли и Шарль де Голль – с почти в четыре раза большим пассажиропотоком (83,4 млн человек в год) стоил 8,7 млрд долларов, франкфуртский узел – это 13 аэропортов, включая аэропорт Франкфурта, – 7,2 млрд долларов.