Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

8 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

21 комментарий
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
18 апреля 2013, 13:06 • Экономика

Регионы не играют в футбол

S&P: Чемпионат мира по футболу разорит регионы России

Регионы не играют в футбол
@ РИА "Новости"

Tекст: Дмитрий Муравьев

Рейтинговое агентство Standard & Poor's подготовило доклад, в котором анализируются возможности регионов России финансировать проведение чемпионата мира по футболу 2018 года из своих средств. Выяснилось, что возможности эти оставляют желать лучшего.

Для начала необходимо отметить, что региональные власти оценивают затраты на проведение чемпионата мира в два раза выше, чем федеральный центр – в 4043 млрд долларов (2% ВВП). Официальные оценки правительства – 22 млрд долларов.

Самара оценивает свои потребности в размере 340 млрд рублей, из них на строительство стадионов нужно всего 11 млрд рублей

Если исходить из оценок регионов, чемпионат мира по футболу в России превратится в один из самых дорогих. Для сравнения: чемпионат мира по футболу в Бразилии в 2014 году обойдется в 13,6 млрд долларов (1% ВВП), чемпионат мира в ЮАР в 2010 году обошелся стране в 6 млрд долларов (1,7% ВВП), Германия в 2006-м потратила на ЧМ 7 млрд долларов (0,7% ВВП). Правда, эти деньги пришли как из государственных, так и из частных источников.

Разница в оценке федерального центра и региональных властей происходит от того, что последние считают не только те деньги, которые пойдут на спортивные сооружения, но и на транспортную и коммунальную инфраструктуру. Только 13% заявленных регионами потребностей связано со строительством спортивных сооружений. Остальное – инфраструктурные объекты.

Самара оценивает свои потребности в размере 340 млрд рублей, из них на строительство стадионов нужно всего 11 млрд рублей. Калининграду нужно 200 млрд рублей, на стадионы – всего 10 млрд рублей. Москва нуждается в 100 млрд рублей, на стадионы – 40 млрд рублей.

Но города, где пройдут соревнования, не имеют денег в бюджетах, чтобы вытянуть такие расходы. И даже если регионы подключатся к решению задачи, то и это вряд ли решит проблему. Во многих регионах потребности в инвестициях в ЧМ превышают годовой объем их консолидированных бюджетов.

По подсчетам Standard & Poor's, только четыре региона могут справиться с расходами на ЧМ: города Москва и Петербург, а также Татарстан (Казань) и Краснодарский край (Сочи). В последних двух регионах проблемы решены за счет того, что они уже получили необходимые деньги на Универсиаду-2013 и Олимпийские игры 2014.

Конечно, правительством предусмотрено то, что регионы и города не смогут в одиночку вытянуть расходы на проведение соревнований. Действующие нормативные акты предполагают, что федеральный бюджет возьмет на себя до 70% региональных расходов на проведение чемпионата мира. Причем эта цифра будет варьироваться в зависимости от возможностей каждого региона, то есть федеральный центр рассчитывает, что в ряде случаев она будет меньше 70%.

Но, как указывает Standard & Poor's, эти надежды могут оказаться напрасными. Даже половину расходов большинство регионов не смогут на себя взять. Как говорится в докладе, если бы регионам пришлось финансировать всего 50% расходов, то и тогда подготовиться к чемпионату смогли бы, помимо названных, только четыре региона: Нижегородская, Свердловская, Волгоградская и Ростовская области.

А для Калининградской, Самарской областей и Республики Мордовия и оплата 30% расходов является неподъемной задачей. Регионы не смогут решить проблему нехватки денежных средств за счет заимствований. В ряде случаев при привлечении заемных средств долг превысит законодательно установленный ограничительный уровень – 100% текущих расходов.

В Standard & Poor's отмечают, что такая ситуация в регионах сложится из-за снижения в среднесрочной перспективе финансовых показателей. Перспективы роста доходов остаются умеренными, а вот повышать заработную плату бюджетным работникам придется, так как это требование президента страны. Все это означает, что федеральному центру волей-неволей придется брать на себя больше расходов на проведение соревнований, чем это предполагалось раньше. А учитывая проблемы бюджета России, которые наблюдаются последнее время, а также высокие социальные обязательства, ситуация выглядит не очень красиво.

Причем федеральный центр не сможет подойти к финансированию чемпионата мира по футболу так же, как и к финансированию Олимпийских игр в Сочи, саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиады в 2013 году. В этих случаях либо напрямую, либо опосредованно через госкомпании или субсидии было профинансировано 90% расходов как на инфраструктуру, так и на спортивные сооружения.

Кризис 20082009 годов, снижение цен на экспортные товары в сочетании с повышением расходов государства на социальные нужды, включая дефицит пенсионной системы, а также масштабная программа вооружений создает большую нагрузку на бюджет. Так же легко финансировать спортивные мероприятия уже не получится. Правительство уже объявило, что будет софинансировать только региональные программы строительства спортивной инфраструктуры.

Поэтому эксперты Standard & Poor's делают вывод, что правительство стоит перед сложным выбором. Либо все-таки пойти на финансирование из федерального бюджета, в том числе и инфраструктурного строительства, то есть вернуться к схеме АТЭС и Сочи, либо сильно снизить бюджет всего мероприятия. А это приведет к падению уровня проведения чемпионата мира, что создаст репутационные риски.

Аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина считает, что оценки Standard & Poor's вполне адекватны. «Отмечу, что более того, высока вероятность того, что заявленные текущие сметы будут в процессе работы расти. Мы это видели на каждом крупном проекте последних лет: Сочи, АТЭС, строительство стадиона в Петербурге. Даже по официальным оценкам Россия потратит на ЧМ больше всех стран за последние 10 лет», сказала она газете ВЗГЛЯД.

Однако стоит отметить, что в любом случае развитие инфраструктуры необходимо, и если для того чтобы осознать эту необходимость и начинать вкладывать средства, необходимо такое масштабное мероприятие, как ЧМ, то можно назвать его и позитивным фактором для экономики, считает аналитик.

«Пойти на снижение уровня Россия вряд ли может, так как это вопрос престижа, за который мы так боремся в последнее время. Скорее всего, будут повышаться расходы из федерального бюджета, так как объективно местным бюджетам средства взять неоткуда. Возможно, частично будет открыт резервный фонд, и деньги из него пойдут на развитие инфраструктуры городов», отмечает Дарья Пичугина.

..............