Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

0 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

15 комментариев
14 марта 2013, 13:58 • Экономика

Счет равный

Европа больше не сможет упрекать Газпром в высоких ценах

Счет равный
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Муравьев

Спотовые газовые котировки в Европе сравнялись с ценами на газ, который поставляет Газпром. Именно дороговизна российского газа по сравнению со спотовыми контрактами ставилась европейцами в вину Газпрому. Теперь этот аргумент недействителен.

Как показали данные Reuters, европейские спотовые газовые котировки настолько поднялись, что теперь находятся на уровне цен, по которым Газпром продает газ в Европу по долгосрочным контрактам.

Мы думаем, что скачки цен выше контрактных цен Газпрома отражают, что спотовый рынок исчерпал возможности

Причина такого роста цен на спотовом рынке – холодная погода и нехватка импортных топливных ресурсов. К примеру, британские спотовые цены выросли примерно на 50%. В этом месяце они уже дошли до 95 центов за термальную единицу. То есть впервые за многие годы они догнали стоимость российского газа.

Надо сказать, что именно разрыв в стоимости между долгосрочными контрактами и спотовыми котировками привел к тому, что позиции Газпрома на европейском рынке в последнее время ослабели.

Как писала газета ВЗГЛЯД, норвежская компания Statoil, которая применяет более агрессивный маркетинг и более гибкую ценовую политику, чем Газпром, укрепилась на европейском рынке, в то время как российский концерн – скорее наоборот. По данным службы статистики ЕС, продажи Норвегии на рынке Европы в 2012 году выросли на 16%, в то время как продажи Газпрома упали на 8%.

Норвежской компании удалось показать рекордные продажи и прибыль, несмотря на сокращение газового рынка Европы. Одним из основных своих преимуществ компания называет отход от привязки цен на газ к цене нефти. Именно последняя вызывает крайне негативную реакцию у европейских клиентов. По данным ассоциации Eurogas, Газпрому принадлежало около 23% газового рынка ЕС в 2012 году, Statoil – 21%.

Сейчас Statoil продает 45% газа с привязкой к цене нефти, а к 2015 году эта доля сократится до 25%. В 2009 году эта цифра составляла 70%. Газпром же продолжает придерживаться традиционного ценообразования, из-за чего имел уже неприятные переговоры со своими покупателями – компаниями GDF Suez, ENI, EconGas и Wingas, которые заставляют его снизить цену.

В прошлом году Газпром снизил экспорт газа в Европу и Турцию до 138 млрд кубометров со 150 млрд кубометров в 2011 году. Хуже того, в 2012 году Газпрому пришлось возвращать деньги своим покупателям задним числом, всего пришлось вернуть 201 млрд рублей. На 2013 год компания уже запланировала ретроактивные скидки европейским потребителям в размере 141,7 млрд рублей.

Но сейчас ситуация может поменяться, у Газпрома есть шанс наверстать потерянную рыночную долю. «Позиции Газпрома на европейском рынке сейчас выглядят более устойчивыми, чем их оценивает рынок, – написали аналитики Citi в отчете. – Мы думаем, что скачки цен выше контрактных цен Газпрома отражают, что спотовый рынок исчерпал возможности поставок негазпромовского газа».

«Британские (спотовые) цены на газ невероятно выросли из-за остановок добычи на Северном море, перенаправления партий сжиженного газа и холодной погоды», – говорится в отчете банка Bank of America Merrill Lynch.

К слову, на этой неделе глава министерства иностранных дел Великобритании Уильям Хейг говорил о том, что его страна заинтересована в увеличении поставок газа Газпромом. Российская компания хотела бы, чтобы газопровод «Северный поток» был продлен до Соединенного Королевства.

Российские аналитики подчеркивают, что Газпрому выгодна привязка цен на газ к цене нефти, а не ориентация на спотовый рынок (где цена, как правило, ниже). «Привязка цен к нефти позволяет Газпрому удерживать цены на трубопроводный газ на высоких уровнях из-за дорогой нефти, при этом долгосрочные контракты обеспечивают потребителю гарантированные поставки газа на период от 10 лет и выше», – поясняет старший аналитик УК «КапиталЪ» Виктор Марков.

«Спотовый рынок, на что хочет ориентироваться ЕС, малый по объему, и поэтому цены на нем не являются индикативными. На спотовом рынке покупателю никто не может гарантировать большие объемы поставок газа на длительный период и тем более по низкой цене. В связи с чем ситуация на газовом европейском рынке будет меняться только по мере увеличения объемов спотового рынка, но в этом уверенности пока нет», – объясняет Марков.

Аналитик Инвесткафе Юлия Войтович считает, что рост спотовых котировок на газ – вполне обычное сезонное явление, связанное с низкими температурами. «Настоящий рост импорта газа в Европе и цен на газ, для общего роста объемов экспорта Газпрома в Европу нужны более фундаментальные факторы», – сказала она газете ВЗГЛЯД.

По ее словам, надеяться на рост объемов зарубежных поставок российского газа позволяет то, что многие европейские страны уже с 2015 года начнут закрывать угольные электростанции, заменяя их газовыми. «В этой связи Газпром уже сейчас начинает участвовать в тендерах на строительство газовых электростанций в Европе, что в перспективе соответственно обеспечит компании стабильные объемы экспорта», – отмечает аналитик.

Кроме того, Европа постепенно снижает собственные объемы добычи. Не стоит забывать о нестабильной геополитической обстановке у других импортеров газа в Европу, среди которых Алжир, Ливия и Египет. Сложная ситуация в этих странах может снизить конкуренцию на европейском рынке газа.

..............