Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

24 комментария
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
19 ноября 2013, 21:05 • Экономика

Ниже некуда

Сотовая связь впервые в российской истории подорожала

Ниже некуда
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Впервые за всю историю развития сотовой связи средняя цена минуты за год выросла. С 2000-х годов этот показатель из года в год неуклонно снижался. Вероятно, дальше удешевлять стоимость услуг уже некуда, не исключают эксперты. И ждут дальнейшего роста на уровень инфляции.

Впервые за всю историю развития сотовой связи в России мобильная связь подорожала. Средняя цена минуты услуг российских сотовых операторов за год выросла на 0,5 копейки – до 1,045 рубля, передает Digit.ru. До сих пор этот показатель в любом годовом исчислении стабильно снижался.

Стоимость минуты в 2001 году составляла 5,8–8,5 рубля в зависимости от тарифа и оператора

Издание сравнило средние цены на минуту (Average Price Per Minute, APPM) за 12 месяцев с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года, использовав опубликованный во вторник отчет мобильных операторов за третий квартал. В сравнении учитывались цены на услуги четырех крупнейших российских сотовых операторов, обслуживающих совокупно 92% абонентов в стране. Это МТС, Вымпелком (бренд «Билайн»), «Мегафон» и Tele2.

В третьем квартале 2013 года средняя цена минуты услуг «четверки» составила 1,045 рубля против 1,04 рубля в третьем квартале 2012 года. При этом тенденция к увеличению цены услуг наблюдается так или иначе у всех операторов, кроме Tele2, у которого цена не изменилась ни за 12 месяцев, ни с начала 2013 года.

Тогда как у МТС средняя цена минуты услуг с начала года не изменилась и составила 0,95 рубля, однако выросла по сравнению с третьим кварталом 2012 года, когда она составляла 0,92 рубля. У «Мегафона» цена минуты увеличилась до 1,14 рубля и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, и по сравнению с началом 2013 года (1,1 рубля и 1,07 рубля соответственно). Цена услуг «Билайна» выросла с 1,18 рубля на начало года до 1,2 рубля в третьем квартале. Однако услуги подешевели в сравнении с третьим кварталом 2012 года, когда APPM составлял 1,25 рубля, что отличает «Билайн» от остальной тройки.

«Снижение цен на мобильную связь в России началось после формирования олигополистической структуры рынка в виде игроков «большой тройки» в начале 2000-х годов. При этом стоимость минуты в 2001 году составляла 0,2–0,3 доллара, или 5,8–8,5 рубля в зависимости от тарифа и оператора», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.

С тех пор цены на мобильную связь только снижались в рублевом эквиваленте. Правда, в 2010 году компания MForum Analytics опубликовала исследование, из которого следовало, что показатель APPM на российском рынке сотовой связи в первом квартале 2010 года вырос на 4 цента по сравнению с первым кварталом 2009 года. Однако это подорожание было вызвано изменением курса доллара, тогда как в рублевом эквиваленте стоимость APPM не изменялась, объясняли тогда эксперты.

Нынешнее же удорожание сотовой связи в России в рублях Тимур Нигматуллин объясняет тем, что снижение цен приблизилось к своему минимуму. «Далее операторы будут стремиться индексировать цены в соответствии с инфляцией», – ожидает эксперт.

«Кроме того, операторы постепенно переходят к модели бизнеса, когда конкуренция осуществляется не за счет снижения цены за разговоры или роста маркетинговых расходов, а за счет оказания дополнительных услуг. В первую очередь это передача мобильных данных, которая востребована самой платежеспособной группой пользователей – владельцами смартфонов. Их доля сейчас составляет примерно 30% от всех пользователей», – отмечает Нигматуллин.

А вот с отменой «мобильного рабства» в России эксперты не склонны связывать удорожание сотовой связи. «Напротив, я ожидаю, что MNP (переносимость мобильных номеров) будет способствовать снижению цен, так как значительно усилит конкуренцию между операторами, особенно между дискаунтерами Теле2 и Ростелекомом, с одной стороны, и «большой тройкой» – с другой», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Закон об отмене «мобильного рабства», кстати, должен вступить в силу с 1 марта 2014 года (а не с декабря этого года). Во вторник Госдума уже приняла его сразу во втором и третьем чтении. Причем новый закон будет наказывать сотовых операторов. Так, если просьба клиента о передаче его телефонного номера в сеть другого оператора не была выполнена в установленные сроки, то оператора мобильной связи обяжут оказывать этому абоненту услуги бесплатно с момента предполагаемой даты передачи номера до момента фактического переноса в сеть другого оператора.

Стали больше разговаривать

В целом увеличение средней цены минуты услуг сотовых операторов в третьем квартале 2013 года привело к тому, что российские сотовые абоненты в июле – сентябре заплатили за сотовую связь примерно на 300 млн рублей в месяц больше, чем заплатили бы за тот же объем услуг год назад.

Еще одна причина роста оплаты сотовой связи в том, что абоненты стали больше разговаривать. В частности, на одного клиента МТС в месяц приходится 337 минут в сети против 332 минут годом ранее. Абоненты «Билайна» в третьем квартале находились в сети в среднем 290 минут против 282 минут в 2012 году. Правда, клиенты «Мегафона» проводят в сети почти столько же, сколько и годом ранее: 300 минут в третьем квартале 2013 года против 301 минуты годом ранее.

Интересно, что при этом МТС ожидает роста своей выручки в 2013 году не на 5–7%, а только на 5% и объясняет это тем, что замедление роста российской экономики и почти нулевой рост промышленности сказываются на том, сколько денег в карманах у абонентов. Об этом заявил во вторник президент компании Андрей Дубовсков. Кроме того, прибыль МТС снижается из-за потерь от курсовых разниц.

В свою очередь аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что показатель средней цены на минуту (Average Price Per Minute) отражает скорее не общую динамику стоимости мобильной связи, а как раз изменение средних расходов абонентов конкретных игроков рынка. Небольшой рост этого показателя, по его словам, периодически наблюдается, например, на фоне оптимизации тарифной системы.

По его словам, услуги сотовой связи продолжают дешеветь. «На фоне роста конкуренции между сотовыми операторами, в том числе с альтернативными операторами и игроками IP-телефонии, стоимость услуг связи продолжает достаточно уверенно снижаться. Умеренный рост наблюдается лишь в сегменте SMS, который, видимо, носит компенсационный характер», – говорит газете ВЗГЛЯД Максим Клягин.

В подтверждение он приводит официальную статистику за последние три года по динамике цен на предоставление разговора по сотовой связи и на исходящее SMS, а также абонентской платы за доступ к сети интернет.

Согласно этим данным, минута разговора по мобильному подешевела за два года на 32 копейки: с 1,6 рубля в октябре 2011 года до 1,28 рубля в октябре 2013 года. Абонентная плата за доступ к сети интернет (в месяц) снизилась с 555 рублей в октябре 2011 года до 535,9 рубля в октябре этого года. Выросла лишь слегка цена на исходящее SMS – с 1,21 рубля в октябре 2011 года до 1,32 рубля в октябре 2013 года.

Что касается умеренного роста показателя APPM, то это свидетельствует в первую очередь о дальнейшем изменении структуры потребления услуг связи – спрос все больше смещается в пользу более маржинальных тарифов с сервисами передачи данных, считает Максим Клягин. Это происходит на фоне роста проникновения высокоскоростного доступа и начала развертывания сетей четвертого поколения, расширения объемов актуального цифрового контента, а также роста доступности и увеличения доли смартфонов в общем объеме устройств (на локальном рынке оценивается уже в 40%), добавляет эксперт.

..............