Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

4 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
14 октября 2013, 21:05 • Экономика

Риск на триллион

Счетная палата нашла необоснованные доходы в бюджете

Риск на триллион
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Часть доходов бюджета на ближайшие три года недостаточно обоснованна, заключила Счетная палата. Там опасаются, что бюджет получит меньше налогов и нефтегазовых доходов, чем рассчитывает. Недосчитаться могут 1 трлн рублей за три года, не скрывают в Минфине. Золотые времена, когда доходы бюджета оказывались выше ожиданий, прошли, указывают экономисты.

Показатели ряда доходов федерального бюджета на 2014–2016 годы недостаточно обоснованны, существуют риски непоступления их в бюджет, выяснила Счетная палата.

Так, бюджет может недополучить часть доходов от уплаты налога на прибыль (запланировано 380,1 млрд рублей в 2014 году) и уплаты НДС (2,143 трлн рублей). Столько на налогах бюджет может не заработать, если изменятся параметры ВВП и других макроэкономических показателей. А этого эксперты надзорного органа не исключают.

Бюджет с 2014-го по 2016 год может недополучить около 1 трлн рублей

В 2015 году в бюджете заложен рост доходов от НДС за счет повышения уровня его собираемости на 115,2 млрд рублей. «Однако необходимых обоснований и расчетов указанного увеличения в пояснительной записке к законопроекту не представлено», – указывают также эксперты Счетной палаты.

Бюджет 2014 года может не получить в полном объеме заложенные в него 71,9 млрд рублей доходов от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Казахстан и Белоруссию. Такой риск возникает в случае неурегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти государствам Таможенного союза, отмечает Счетная палата.

В материалах к бюджету не указана оценка, как изменятся доходы бюджета от изменения системы уплаты налога на прибыль организаций консолидированными группами налогоплательщиков.

Наконец, нефтегазовые доходы могут оказаться не столь высокими, как заложено в бюджете, из-за возможных более низких цен на нефть марки «Юралс» и на нефтепродукты и природный газ по сравнению с предусмотренными в прогнозе. Доходы бюджета также могут оказаться ниже из-за недостижения прогнозируемых объемов ВВП и экспорта товаров.

Эксперты Счетной палаты опасаются, что не удастся достигнуть заложенных в проект бюджета темпов роста ВВП в 3–3,3% в 2014–2016 годах (с 1,8% в 2013 году). Они не исключают ослабления курса рубля к доллару, роста инфляции и цен на продовольствие и услуги ЖКХ. Счетная палата предлагает Минфину пересчитать доходы бюджета и указать методологию расчета этих доходов.

#{image=748633}У налоговых и таможенных служб также более сдержанные оценки поступления доходов в федеральный бюджет на следующие три года, не скрывает Минфин. По подсчетам этих служб, бюджет с 2014-го по 2016 год может недополучить около 1 трлн рублей, сообщила в понедельник замглавы Минфина Татьяна Нестеренко.

По ее словам, покрывать образующийся дефицит в случае развития такого сценария событий Минфин будет за счет средств Резервного фонда, который составляет 4,2% ВВП. По ее словам, Резервного фонда должно хватить на три года. Она назвала эту ситуацию проверкой бюджета на устойчивость.

Бюджет на 2014–2016 годы расползается по швам, соглашаются эксперты института «Центра развития» НИУ ВШЭ. Благодаря пятипроцентному секвестру расходов бюджета их удалось сократить на 70 млрд рублей. Однако часть обозначенных доходов в бюджете крайне сомнительна. Так, эксперты ВШЭ считают, что прогноз сбора НДС завышен на 60 млрд рублей. Сомнительным они называют и то, что повышение налога на добычу нефти принесет дополнительно 48 млрд рублей в бюджет.

Еще 48 млрд рублей дохода в бюджет должны добавить успехи в борьбе с теневой экономикой благодаря более высокой собираемости. Это также вызывает вопросы у экспертов ВШЭ, так как в предыдущие годы не раз говорили о повышении собираемости налогов, однако улучшить ситуацию так и не удалось.

В итоге правительство заявило о конфискации пенсионных накоплений в 2014 году на 244 млрд рублей, которые как раз могут покрыть эти неподтвержденные доходы, заложенные в бюджете, которые бюджет, скорее всего, недополучит, отмечают эксперты ВШЭ. При этом они не исключают, что такая практика конфискации пенсионных накоплений может повториться и в последующие годы для заполнения доходных дыр бюджета.

Золотое время

Между тем еще недавно правительство не знало особых проблем с бюджетом. В 2000-х годах вплоть до кризисного 2008 года бюджет жил совершенно в иных реалиях: доходные поступления превышали заявленные объемы доходов в документе. К примеру, в первом полугодии 2000 года в федеральный бюджет поступило 507,7 млрд рублей доходов. В итоге показатель «Доходы федерального бюджета в денежной форме» был перевыполнен на 146 млрд рублей. Годовой уровень доходов тогда был запланирован на уровне 797,4 млрд рублей.

Доходы бюджета росли как на дрожжах. В том же первом полугодии 2000 года они увеличились более чем в два раза по сравнению с первым полугодием 1999 года. Однако в этот период отмечался рост экономики и промышленного производства, особенно ориентированного на экспорт, что дополнительно увеличивало налогооблагаемую базу. И, конечно, цены на нефть, нефтепродукты, газ и другие экспортные товары были заметно выше, чем заложенные при расчетах федерального бюджета на 2000 год. Так продолжалось до кризиса 2008 года.

«Нулевые годы – это лучшее время для российской экономики. За это время экономика в долларовом выражении выросла в 10 раз, в реальном выражении – почти в два раза», – отмечает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.

«Бюджет тогда формировался очень консервативно, это было очень жесткое правило тогдашнего министра финансов и одного из основателей русского экономического чуда Алексея Кудрина. Соответственно, доходы всегда были выше ожиданий. Это позволило резко снизить размер суверенного долга, сформировать значительный стабилизационный фонд, получить инвестиционный рейтинг от всех трех агентств. Moody's России присвоило инвестиционный рейтинг ровно 10 лет назад, в октябре 2003 года. Это был поворотный момент, трейдеры в финансовых компаниях прекратили торговать и стали пить шампанское», – вспоминает Александр Разуваев.

В те годы росла не только цена на нефть, но и объем добычи. «Лидерами по увеличению добычи были олигархические компании «ЮКОС» и «Сибнефть», которые за счет ряда управленческих и финансовых решений значительно повысили эффективность своего бизнеса. Очень положительно для бюджета в нулевые стало введение плоской шкалы НДФЛ в 13%, что позволило вывести зарплаты из тени. Одновременно налог на прибыль был снижен до 24%. Бизнес также стал выходить из тени», – рассказывает экономист.

«Однако главное – это, конечно, политика ресурсного национализма, которая вернула почти все доходы от экспорта нефти и газа в бюджет. Владимир Путин и Игорь Сечин фактически национализировали природную ренту», – напоминает Разуваев. Так, были ликвидированы внутренние офшоры, где по серым схемам нефтяники оптимизировали налоги. С 1 января 2005 года была введена новая система налогообложения нефтяных компаний, связка НДПИ плюс экспортные пошлины стала изымать основные доходы от экспорта нефти в бюджет.

Кроме того, в те годы началась правильная приватизация. «Если в 90-е собственность раздавалась близким к власти олигархам бесплатно или почти бесплатно, то при Путине активы стали продаваться только по справедливой цене или даже с премией», – отмечает Разуваев. В пример он приводит приватизацию Славнефти в конце 2002 года, в результате которой бюджет получил почти 2 млрд долларов, а при IPO Роснефти летом 2006 года государство выручило уже более 10 млрд долларов.

Новые реалии

«Однако теперь золотые времена прошли», – указывает Разуваев. Правительство с горем пополам сверстало бюджет на следующие три года в условиях падения экономики и сокращения поступлений, и есть опасения, что получить столько доходов, сколько заложено в бюджет, не удастся.

«Основным отличием нынешней ситуации является негативный внешний фон. Мировой экономический кризис негативно повлиял на прогнозируемость поступлений бюджета, доходы которого раньше зависели от нефти и газа сильно, а теперь только на 8,9%», – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.

«Налоговые поступления от реализации в России товаров полностью зависят от потребительского спроса. Стремление больших компаний захватить рынок бедных приводит к снижению продаж и к увеличению себестоимости в процентах от выручки. И то, и другое ведет к падению доходов компаний, налоговых переводов и ухудшает прогноз по бюджету», – отмечает вторую причину снижения доходов бюджета Крылов.

«Сложившиеся условия, при которых дорогая нефть не гарантирует стабильности бюджетных доходов, создают потребность в консервации экономических отношений, сначала в виде проекта бюджета, а затем через секвестр при его невыполнении. При отсутствии работающих мер, кроме подкачки деньгами, мы будем иметь постепенное уменьшение государственных расходов и повышение важности политической воли при их распределении. В кризисной ситуации выяснится экономическая оправданность проектов, на которых будут экономить», – резюмирует Михаил Крылов.

В отличие от нулевых, сейчас добыча нефти стагнирует, а для разработки новых месторождений Арктики и Восточной Сибири нужны очень серьезные инвестиции. Поэтому теперь, по мнению Разуваева, все зависит от цен на нефть, влиять на которые Россия особо не может.

«Пока конъюнктура неплохая. Однако дальнейший рост цен на энергоресурсы может привести к рецессии в мировой экономике. Спад в Европе и вступление в ВТО уже больно ударили по России, экономический рост оказался намного хуже ожиданий. Промышленное производство вообще показывает нулевую динамику. При этом сохраняется инфляция, что не позволяет резко снизить процентные ставки, что необходимо для стимулирования экономики»,  – указывает Разуваев.

..............