Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментария6:0 в пользу бюджета
Пенсионная формула вновь будет подвергнута серьезной реформе
Минфин предлагает две новые меры для сокращения затрат бюджета в следующую трехлетку: обнулить накопительную часть пенсий и заморозить рост зарплат госслужащих, военных, судей и прокуроров. Эксперты объясняют, надо ли быстрей бежать в Пенсионный фонд, чтобы сохранить за собой шестипроцентную накопительную часть пенсии.
Минфин предлагает обнулить накопительный компонент пенсии граждан России. «Принято решение делать не 4–2%, а 6–0%. То есть или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную», – заявила во вторник замминистра финансов Татьяна Нестеренко. На этом бюджет сэкономит около 350 млрд рублей: в 2014 году 102 млрд рублей, в 2015 году – 115 млрд рублей, в 2016 году – 132 млрд рублей.
Или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную
Право на накопительную часть пенсии имеют россияне 1967 года рождения и моложе. То есть когда они достигнут пенсионного возраста, то могут рассчитывать на пенсионные выплаты, состоящие де-факто из двух частей. «Первая, страховая часть гарантируется государством и периодически индексируется на уровень инфляции. По сути, это та самая «классическая» пенсия, которую получают сегодняшние пенсионеры», – говорит главный аналитик БД «Открытие» Алексей Павлов.
Однако в последние годы была введена накопительная часть, которая сейчас составляет 6% от общего тарифа в 22%. То есть работодатель ежемесячно перечисляет 6% от страхового пенсионного взноса не в ПФР, а в пенсионный фонд ВЭБ или в негосударственный пенсионный фонд. Второй случай – это когда работник позаботился и перевел свою накопительную часть пенсии в частный фонд.
Накопительная часть пенсии не тратится на оплату пенсий нынешних пенсионеров, а накапливается фондом путем инвестирования в рыночные инструменты. За счет этих накопительных взносов и будет формироваться вторая часть будущих пенсионных выплат.
Однако с 2014 года накопительную часть пенсии правительство решило сократить для «молчунов» с 6% до 2%. Но гражданам дали возможность в течение этого года решить, хотят они сохранить свою накопительную часть пенсии на уровне 6% или нет.
Если хотят, то до конца года россиянин должен успеть написать заявление в Пенсионный фонд о желании сохранить накопительную часть пенсии. Если такого заявления написано не будет, то со следующего года его накопительная часть пенсии автоматически уменьшится до 2%, а остальные 4% будут идти в страховую (распределительную) часть. В итоге его взнос в солидарную систему возрастет с 10% до 14%. То, что попадает в страховую часть пенсии, идет на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
Теперь Минфин предлагает ту же схему, только не сохранять для «молчунов» 2% накопительной пенсии, а вообще обнулить ее. В итоге вносы каждого работника в страховую часть должны вырасти с 10% до 16%.
Правда, источник РИА «Новости» в финансово-экономическом блоке правительства заявил, что россияне, которые примут решение не формировать накопительную часть пенсии, не потеряют свои накопления. По его словам, в этом случае страховая часть их пенсии будет рассчитываться, исходя из тарифа 22%, а не 16%, что позволит им накопить максимальное количество пенсионных коэффициентов. Однако официальных заявлений по этому поводу не было.
По данным ПФР, к началу 2013 года накопительные пенсионные счета имели 77 млн россиян, из них 56,5 млн – это «молчуны», то есть те, кто не переводил свою накопительную часть в частные управляющие компании. Поэтому их деньгами автоматически управляет ВЭБ. Объем накоплений «молчунов» – 1,7 трлн рублей. Остальные 20,5 млн россиян перевели свою накопительную часть пенсии в частные фонды.
Кто в плюсе?
«С точки зрения формирования бюджета отказ от накопительной части – это дополнительный доход части страховой, которая на ежегодной основе перераспределяется в пользу сегодняшних пенсионеров. Учитывая, что ПФР уже много лет дефицитен (то есть собирается денег меньше, чем реально выплачивается в виде пенсий), кассовый разрыв закрывается за счет трансферта из федерального бюджета», – указывает Павлов.
- Минтруд в сентябре внесет в Госдуму законопроекты о новом расчете пенсий
- Расходы почти всех статей бюджета решено урезать
- Путин заморозил тарифы естественных монополий
- Госпрограмма вооружений может быть подвергнута сокращению
- Триллиона рублей может недосчитаться российский бюджет
«Таким образом, увеличение страховой части за счет накопительной приведет к сокращению расходов федерального бюджета, за что отчаянно борется Минфин. Однако данное решение является местным и конъюнктурным. При отсутствии структурных реформ пенсионной системы в дальнейшем дефицит ПРФ, а значит, и бюджетный трансферт будут только нарастать», – указывает Павлов.
С точки зрения россиян, ситуация менее однозначная. С одной стороны, чем больше сформированные накопления и выше инвестиционный доход по ним, тем более солидную добавку к страховой части граждане будут получать по достижении пенсионного возраста. С другой стороны, фонды, которые управляют накопительной частью, зарабатывают для будущих пенсионеров пока мало, в том числе потому, что не могут инвестировать в рискованные активы.
«Практика последних лет показывает, что частные управляющие в среднем не могут переиграть инфляцию. Проще говоря, выгоднее было бы вообще не иметь накопительной составляющей и все взносы направлять в страховую часть», – отмечает Павлов.
Однако основной вопрос для задумывающихся над тем, оставлять накопительную часть пенсии или нет, заключается в том, изменится ли ситуация дальше. Алексей Павлов не исключает, что на многолетнем горизонте ситуация может измениться. «Однако никаких гарантий здесь, разумеется, нет», – добавляет он.
«По большому счету, возможность получать пенсию, состоящую из страховой и накопительной части, есть некая диверсификация будущих доходов, но никак не гарантия более высокой пенсии в перспективе», – резюмирует эксперт.
В то же время «те «молчуны», которые не воспользуются правом сохранить накопительную часть пенсии, будут полностью зависимы от ПФР, альтернативных источников выплат у них не будет», указывает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Зарплаты госслужащих
Для «торможения издержек» Татьяна Нестеренко также предложила не индексировать в 2014 году зарплаты госслужащим, военнослужащим, судьям, прокурорам, которые устанавливаются исключительно самим правительством и указами президента.
Это позволит бюджету сэкономить в 2014 году 31 млрд рублей, в 2015 году – 152 млрд рублей, в 2016 году – 127 млрд рублей, посчитал Минфин.
Замораживание зарплат однозначно ударит по внутреннему спросу, что приведет к падению экономики и промпроизводства
Вслед за госсектором заморозить рост зарплат должен также и частный сектор, заявила замминистра, добавив, что коммерческому сектору, конечно, такие приказы давать не может.
По ее словам, эти решения приняты ради сокращения текущих расходов бюджета. Падение доходов против утвержденных в 2014 году составит 450 млрд рублей, а в 2015 году – 1,08 трлн рублей, указала Нестеренко.
Идею заморозить зарплаты в госсекторе эксперты считают не совсем верной. «Инфляцию никто не отменял, и люди просто потеряют свои доходы в реальном выражении, то есть с учетом роста цен. При этом люди уже привыкли к тому, что доходы растут быстрей инфляции. Будет нанесен удар по социальной и политической стабильности», – считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.
«Правительство объясняет это тем, что экономический рост оказался хуже ожиданий, снизившись почти до нуля. Однако замораживание зарплат однозначно ударит по внутреннему спросу, что приведет к падению экономики и промышленного производства», – приводит еще один аргумент эксперт.
«Идея заморозить зарплаты в частном секторе вообще смешная. Во всем мире в частном секторе работают те, кто согласен больше работать, чтобы больше зарабатывать. Люди, занятые на государственной службе, предпочитают стабильность и более спокойную жизнь. Вместе с тем безработица в России низкая, и если людям не будут повышать зарплату, они просто начнут искать другое место работы. При этом сейчас качество кадров в государственном секторе существенно ниже, чем в частном», – отмечает Разуваев.
«Для не самой богатой страны с международными резервами свыше 500 млрд долларов экономить на людях – не самое правильное занятие», – добавляет он.
«Правительство пока бежит впереди паровоза, – резюмирует собеседник газеты ВЗГЛЯД. – Экономика разочаровала, но нефть нет. В текущем году правительство планировало бюджетный дефицит, а по факту мы имеем профицит».
Нестеренко действительно выразила уверенность, что бюджет 2013 года будет бездефицитным. Для этого, по ее словам, дополнительные нефтегазовые доходы в размере 900 млрд рублей не будут направлены в Резервный фонд, а пойдут на покрытие выпадающих ненефтегазовых доходов (400 млрд рублей), выпадающих доходов от приватизации и частично от заимствований.
Минфин поддерживает и другие меры
Для «торможения» издержек бюджета Минфин также поддерживает заморозку тарифов естественных монополий, которую ранее поддержал президент страны.
Минфин предлагает сократить текущие расходы по некоторым статьям бюджета в пользу других направлений на 624 млрд рублей, из них в 2014 году – на 200 млрд рублей. На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев как раз призвал правительство сократить расходы федерального бюджета на 5% в следующие три года.
В следующем году условно утвержденные расходы бюджета сократятся на 355 млрд рублей, а в 2015 году – на 400 млрд рублей, указала Нестеренко.
Кроме того, уже достигнута договоренность о переносе расходов в размере 300 млрд рублей по государственной программе вооружений с 2014–2016 годов на более поздний срок. «Там не происходит такого автоматического сокращения на 5%, но она (госпрограмма – прим. ВЗГЛЯД) раздвигается на срок после 2016 года», – рассказала Нестеренко.
По данным Минфина, дефицит бюджета в 2014 году составит 0,6% ВВП, в 2015 году – около 1%, в 2016 году – снова 0,6%.