Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
19 сентября 2013, 19:50 • Экономика

Для населения вырастут

Тарифы монополий для населения решено повысить

Для населения вырастут
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Новый трехлетний бюджет будет дефицитным, даже несмотря на серьезное урезание расходов. Кроме того, неожиданным стало изменение позиции правительства по заморозке тарифов естественных монополий в 2014 году на фоне критики со стороны РЖД и Газпрома. Для населения рост коммунальных тарифов не прекратится.

Правительство, утвердив трехлетний бюджет, не отказалось от одобренного президентом предложения по заморозке в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий. Однако если раньше речь шла об отмене индексации тарифов на железнодорожные перевозки, свет и газ как для промышленных потребителей, так и для населения, то теперь решено поступить по-другому.

Нам хотелось бы поставить ноль, но нельзя обманываться, граждане будут рассчитывать на то, что в платежках на коммунальные услуги стоимость меняться не будет

МЭР предложило заморозить тарифы в 2014 году только для промышленных потребителей (в следующие два года они будут расти на уровень инфляции предыдущего года, то есть на 5%). А для населения в 2014–2016 годах тарифы все-таки хотят проиндексировать на уровень инфляции предыдущего года, но с понижающим коэффициентом 0,7. Об этом заявил глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства 19 сентября.

Это значит, что в следующем году тарифы для населения вырастут на 4,2% при инфляции в этом году в 6%. В сравнении с традиционным ежегодным ростом тарифов на 15–20% это довольно компромиссный вариант. Премьер-министр Дмитрий Медведев к изменению первоначальной идеи сперва отнесся осторожно: «Нельзя обещать ноль, а потом сделать другое». Поэтому он предложил еще раз обсудить этот вопрос.

Однако чуть позже глава Минфина Антон Силуанов заявил, что российское правительство одобрило новый вариант индексации тарифов, предложенный МЭР. «Нам хотелось бы поставить ноль, но нельзя обманываться, граждане будут рассчитывать на то, что в платежках на коммунальные услуги стоимость меняться не будет. Мы в правительстве, обсуждая этот вопрос, договорились, что это будет «инфляция минус» – примерно на уровне 0,7, то есть минус 30%», – сказал Силуанов.

Таким образом, МЭР и Минфин пришли к согласию по этому вопросу. Хотя на протяжении многих лет эти два ведомства стояли по разные стороны баррикад.

Инфляция от таких действий в следующем году не снизится до 4,6% (как ожидало ранее МЭР), а составит прогнозные 4,8%. Между тем Центробанк не раз заявлял, что рост тарифов – это одно из главных препятствий для снижения процентных ставок, так как в инфляции велика немонитарная составляющая.

Также от полной заморозки роста тарифов население могло бы выиграть свыше 40 млрд рублей (подсчеты МЭР), но этого не случится. Зато предприятия сэкономят около 130 млрд рублей.

«Компромиссный вариант сохранения уровня тарифов для предприятий и увеличения тарифов для населения направлен на перестройку тарифной политики по западному образцу, в котором именно на население ложится основной груз тарифов, а компании получают больше конкурентных преимуществ за счет более низкой себестоимости производства», – считает начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев.

Кроме того, правительство могло испугаться сокращения налогов в бюджет от монополий. РЖД уже грозили правительству сокращением инвестиционной программы и увольнением сотрудников. Убытки РЖД из-за этой меры ожидаются на уровне около 77 млрд рублей. Газпром также жаловался, что рискует потерять за три года 510 млрд рублей выручки. Только Россети стойко восприняли «удар», хотя у них тоже объемная инвестиционная программа. Но Россети будут в состоянии поэтапно ее финансировать благодаря относительно высокой рентабельности EBITDA (около 30%) и ФСК (более 50%), считает Бушуев.

«Сокращение инвестиционных программ госмонополий на первый взгляд не должно снизить поступление налогов от них в пользу государства. Но уже в долгосрочной перспективе снижение поступлений налогов от них может иметь место. Кроме того, снижение инвестиций госмонополий почти автоматом выльется в сокращение прибылей компаний-подрядчиков», – отмечает Бушуев.

Трехлетний бюджет

Базовый прогноз МЭР, на основе которого верстался бюджет: со следующего года темпы роста российской экономики будут выше – в районе 3% вместо 1,8% по итогам 2013 года (в 2015 году – 3,1%, в 2016 году – 3,3%). Хотя у МЭР есть и более консервативные оценки роста ВВП, признал Дмитрий Медведев на заседании кабмина.

Цена на нефть в базовом сценарии заложена на уровне 101 доллар за баррель в 2014 году и 100 долларов в 2015 и 2016 годах.

Бюджет в следующую трехлетку будет дефицитным, даже несмотря на урезание расходов. Для сравнения: ранее ожидалось, что уже в 2015 году удастся его сбалансировать. Теперь Минфин говорит, что бюджет останется дефицитным вплоть до 2017 года.

Ведомство ждет дефицита в 2014 году – 0,5% ВВП, или 373,1 млрд рублей. В 2015 году ожидается пиковый разрыв между доходами и расходами, дефицит вырастет до 1% ВВП (или 826,3 млрд рублей). Правда, в 2016 году будет снижение бюджетного дефицита почти вдвое – до 0,6% ВВП (или 485,7 млрд рублей).

Расходы растут

Ненефтегазовые доходы бюджета в следующие три года будут резко падать. План по приватизации сокращается в три раза – вместо почти 1,2 трлн рублей бюджет получит от распродажи госактивов лишь 455,2 млрд рублей.

В целом доходы бюджета, не связанные с экспортом нефти и газа, в 2014 году сократятся на целых 724,8 млрд рублей, а в 2015 году рухнут на 952,7 млрд рублей. Рост промышленности нулевой, причем ноль обеспечен лишь благодаря усилиям добывающего комплекса, посетовал накануне глава МЭР Улюкаев.

Уменьшение доходов вынуждает государство искать пути выхода, в том числе наращивать долг. Уже в этом году общий объем госзаимствований составит 12 трлн рублей, в 2014 году вырастет до 13,1 трлн рублей, а в 2015 году – до 14 трлн рублей. В 2016 году – до 14,3 трлн рублей.

В силу спада в экономике и ухудшения макроэкономической ситуации правительству ничего не остается, кроме как, с одной стороны, найти новые доходы в бюджет, а с другой – урезать бюджетные расходы.

Режем расходы

Правительство объявило о пятипроцентном сокращении ряда расходов, которое даст бюджету дополнительно 69,5 млрд рублей дохода в 2014 году, 73,3 млрд рублей в 2015 году и 76,4 млрд рублей в 2016 году.

Минфин также разработал ряд мер, исполнение которых позволит бюджету дополнительно сэкономить 238,9 млрд рублей в 2014 году и почти по 500 млрд рублей в 2015 и 2016 годах.

Бюджет в следующую трехлетку будет дефицитным, даже несмотря на урезание расходов

Достигнута договоренность о переносе расходов по государственной программе вооружений в размере 300 млрд рублей на период после 2016 года.

Находим дополнительные доходы

Минфин нашел возможность добавить нефтяных денег в бюджет, хотя они все равно полностью не покроют сокращение ненефтегазовых доходов, но все лучше, чем ничего. Но нефтегазовые доходы будут расти лишь в течение двух лет, а затем все равно уйдут в минус. Так, уже в этом году бюджет получит дополнительно 526,7 млрд нефтяных рублей, а в 2014 году – 265,5 млрд рублей. Но вот в 2015 году нефтегазовые доходы сократятся на 127,5 млрд рублей, хотя это падение меньше, чем ранее ждал Минфин (минус 441 млрд рублей в предыдущей версии бюджетных проектировок на 2014–2016 годы).

Поднять прогноз нефтегазовых доходов Минфину позволило планируемое снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с параллельным повышением ставки НДПИ. Этот налоговый маневр даст бюджету за три года 174 млрд рублей допдоходов (по годам: 35 млрд, 67 млрд и 72 млрд рублей).

От сокращения теневого сектора экономики и введения более эффективного механизма уплаты налогов бюджет дополнительно получит в 2014 году 50 млрд рублей, в 2015 году – 100 млрд рублей, в 2016 году – свыше 250 млрд рублей.

Также в 2016 году министерство ждет 106 млрд рублей дополнительных доходов бюджета за счет дивидендов госкомпаний, которые будут увеличены до 35% от чистой прибыли по МСФО. Плюс в этом же году бюджет получит еще 423,5 млрд рублей дополнительных доходов благодаря увеличению дивидендов Роснефтегаза за счет продажи 19,5% акций Роснефти.

Плюс решено не индексировать зарплаты госслужащим и военным в следующем году. Это даст бюджету сэкономить в следующем году 31 млрд рублей, в 2015 году – 152 млрд рублей, в 2016 году – 127 млрд рублей.

Также согласован новый подход к пенсионной системе: накопительная часть пенсии для «молчунов» будет сокращена с 6% до нуля и переведена в солидарную. Эти изменения дадут бюджету в 2014 году 102 млрд рублей, в 2015 году – 115 млрд рублей, в 2016 году – 132 млрд рублей.

Ранее предлагалось еще отменить материнский капитал, однако от этой непопулярной меры решили отказаться.

В поисках выхода

«Сокращение программ госзакупок и инвестпрограмм государства при сохранении в большей степени социальной нагрузки (за исключением нагрузки Пенсионного фонда) является опасным моментом в стратегии государства. Если вместо инвестиций государство начинает увлекаться популистскими социальными расходами, возможно усиление негативных для экономики застойных тенденций», – считает Константин Бушуев.

«В конечном итоге больший уровень потребления оправдан только при еще большем росте производительности. И если этого не происходит, то риски для экономической системы начинают нарастать»,  – добавляет экономист.

«Российская промышленность характеризуется низкой инновационной составляющей. Уровень продукции с высокой добавленной стоимостью находится на достаточно низком значении. Многие отрасли не имеют возможности существенно увеличить объем выпуска не только высококачественной продукции, но даже товаров с низкой степенью передела. Это серьезно ограничивает рост российской экономики», – рассказывает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

По его словам, схожая ситуация была в 1998 году, однако тогда многие предприятия были недозагружены, растущий спрос на отечественные товары и услуги помог быстрее справиться с кризисом. «Сейчас ситуация хуже», – сетует экономист.

Выходом из сложной экономической ситуации он считает модернизацию производственных отраслей, для этого нужны инвестиции, надо снизить процентные ставки по кредитам как минимум до 10%. «Особое внимание следует уделить кредитованию инновационных сфер. Компании, активно внедряющие инновации и создающие высококачественную продукцию, должны выступить локомотивом развития экономики России», – считает Андриевский.

В свою очередь директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев считает, что в глобальной экономике у России только три конкурентных сектора: нефтегаз, оборонная и атомная промышленность. «Именно на них мы и должны опираться, именно они должны стать новыми точками роста новой экономической модели. Именно на развитии данных секторов должно сосредоточиться правительство в своей промышленной политике», – считает эксперт.

..............