Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
25 января 2013, 17:42 • Экономика

«Преступление перед бизнесом и народом»

Греф и Улюкаев поспорили о доступности российских денег

«Преступление перед бизнесом и народом»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Председатель правления Сбербанка Герман Греф и зампред Центробанка России Алексей Улюкаев поспорили на экономическом форуме в Давосе относительно размера процентной ставки Банка России. Греф высказался за необходимость снижения ставки ЦБ, а Улюкаев считает, что раздача дешевых денег – преступление перед бизнесом и народом.

«Ставки сегодня высокие, с такими ставками экономика не может расти», – сказал Герман Греф в кулуарах Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе. «На мой взгляд, в условиях инфляционной динамики ставки могут быть ниже, и я надеюсь, что будут ниже», – отметил он.

На мой взгляд, в условиях инфляционной динамики ставки могут быть ниже, и я надеюсь, что будут ниже

При этом Греф не стал давать прогноза, когда ставки могут быть понижены. «Тяжело предсказывать. Хочется надеяться, что динамика инфляции в течение года снизится и ставки тоже пойдут вниз», – цитирует его БИЗНЕС-ТАСС.

Слова Грефа стали ответом на высказывания Улюкаева во время рабочего завтрака, организованного сегодня Сбербанком на полях форума. По словам зампреда ЦБ России, в ближайшие годы в мире балансы центральных банков будут сокращаться, «значит, темпы экономического роста будут невысокие».

«В такой ситуации давать дешевые деньги – это преступление перед бизнесом, перед народом, потому что таким образом провоцируется накапливание рисков, которые имеют свойство материализоваться», – подчеркнул Улюкаев.

Размер ставок Центробанка сейчас является предметом споров не только между Грефом и Улюкаевым, а в целом между правительством и ЦБ. Об этом рассказал на днях первый вице-премьер России Игорь Шувалов.

По его словам, высокие процентные ставки Центробанка не позволяют экономике России развиваться более быстрыми темпами. У ЦБ есть возможность снизить ставки в пределах одного процентного пункта, считает Шувалов. «Мы пытаемся убедить Центробанк в том, что сейчас настало время снизить ставки. Они отвечают, что пока еще рано. Однако мы считаем, что уже можно было бы это сделать», – сказал вице-премьер.

«Банк говорит об инфляции, мы говорим о развитии. Нам нужны более дешевые деньги для компаний. ЦБ отвечает, что если мы не сможем справиться с инфляцией, это будет плохим сигналом для инвесторов», – сказал вице-премьер.

Между тем Шувалов добавляет, что борьба с инфляцией является приоритетом для российского правительства: «Наша цель – продемонстрировать инвесторам, что мы можем обеспечить инфляцию на уровне не более 4% на протяжении 3–5 лет».

Правда, одновременно с этим глава правительства Дмитрий Медведев поставил недавно цель увеличить темпы роста экономики до 5% вместо нынешних 3,5–3,7%.

Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования ЦБ – это макроэкономический показатель стоимости (доступности) денег. С 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования ЦБ РФ была повышена с 8% до 8,25%. Это размер процентов, под которые коммерческие банки получают кредиты от ЦБ. От этой ставки зависит конечный процент по кредитам банков для населения, который всегда выше ставки ЦБ, а также процент по депозитам, который, как правило, ниже ставки рефинансирования.

Чем ниже ставка, тем доступнее деньги, и, как следствие, это увеличивает инвестиции в экономику и подталкивает ее рост. Однако с другой стороны, ускоряется инфляция.

К примеру, чтобы притормозить рост инфляции, ФРС США приподнимает ставку, что замедляет темпы роста экономики. И наоборот, когда темпы экономического роста снижаются или наблюдаются рецессия и низкая инфляция, ФРС снижает ставки, чтобы стимулировать экономический рост, как сейчас. Ставка рефинансирования ФРС США – это основной инструмент регулирования монетарной политики.

Однако для России такая взаимосвязь не всегда характерна. К примеру, сейчас ожидается разгон инфляции и в то же время замедление темпов экономики. Поэтому споры вокруг ставки вполне логичны.

Дискуссия

Позиция Грефа (и Шувалова) понятна: уменьшение базовой ставки фондирования автоматически приводит к снижению общего уровня стоимости кредитных ресурсов. А удешевление кредита должно подстегнуть рост экономики.

Чрезмерная кредитная экспансия опасна, когда быстрый рост объемов кредитования не подкреплен потоком будущих доходов

Призывы к снижению ставки отвечают интересам российского бизнес-сообщества, считает аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина.

С точки зрения глобальной динамики прав скорее Греф, чем Улюкаев, соглашается директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Так, согласно рыночному консенсусу, ФРС США начнет ужесточение политики не ранее 2015 года, сейчас разворачиваются новые валютные войны, следствием которых должно стать дальнейшее количественное смягчение во многих крупных экономиках, объясняет эксперт.

«В целом для страны, стремящейся достичь сильных мировых позиций, основной задачей должно стоять стимулирование прогресса. Однако в силу того что последнее время ведется множество разговоров относительно снижения темпов инфляции, скорее всего, ставки в России продолжат оставаться высокими», – прогнозирует Шишкина.

ЦБ не хочет рисковать, так как считает, что снижение ставки приведет к чрезмерной доступности кредита населению, что может быть плохо для банковской системы. Чрезмерная кредитная экспансия опасна, когда быстрый рост объемов кредитования не подкреплен потоком будущих доходов. Это чревато банковским кризисом. «В нынешних условиях неопределенности логично ожидать высокой волатильности денежного потока предприятий, из-за чего предложение заемных ресурсов в какой-то момент действительно может оказаться избыточным», – говорит газете ВЗГЛЯД Валерий Вайсберг.

Поэтому интерпретировать слова Улюкаева о преступлении перед бизнесом и народом можно как желание регулятора обезопасить их от того, что они наберут кредитов, которые потом не в состоянии будут отдать, и обанкротятся.

Регулятор пытается по-другому разогнать кредитование. «Сейчас ЦБ перенастраивает систему формирования резервов, чтобы стимулировать кредитование предприятий, прежде всего малых и средних, и одновременно дестимулировать наращивание задолженности граждан. До момента, когда эта новая система не будет полностью отстроена, снижать ставки, очевидно, не в интересах регулятора», – объясняет Вайсберг.

Кроме того, регулятор понимает, что даже если снизить ставки, то есть существенные барьеры для дальнейшего роста экономики. Инфраструктура, прежде всего транспортная, работает на пределе своих возможностей. В этих условиях кредитная экспансия подстегнет не экономический рост, а инфляцию, добавляет экономист.

«А главной целью ЦБ должна быть приверженность основному мандату – сокращению темпов инфляции. В настоящее время регулятор не отвечает за иные макроэкономические показатели, будь то безработица или рост ВВП. Это прерогатива правительства», – говорит Валерий Вайсберг.

Динамика роста цен пока не дает ЦБ простора для сокращения ставок. «Я полагаю, что предметно говорить о смягчении монетарной политики можно будет не ранее второго квартала 2013 года», – резюмирует Вайсберг.

..............