Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 сентября 2012, 14:34 • Экономика

Стали реалистами

Минпромторг пересмотрел перспективы авиапрома

Стали реалистами
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Вера Козубова

Минпромторг разработал новый вариант государственной программы по развитию авиационной промышленности в России. Предполагается, что доля России на рынке гражданских самолетов через 13 лет будет увеличена до 3,1% вместо ранее предусмотренных 10%. Предыдущие прогнозы были признаны нереалистичными.

Проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» размещен на сайте министерства. Общее финансирование программы за счет средств бюджета предусмотрено в объеме почти 1,474 трлн рублей (46 млрд долларов).

Россия очень мало представлена на рынке гражданских самолетов, ее доля не превышает 1%

Затраты будут ежегодно увеличиваться до 2017 года, а затем государственное финансирование будет сокращаться. За 13 лет работы программы ее внебюджетное финансирование должно составить почти 634,5 млрд рублей. Суммарный объем бюджетных и привлеченных инвестиций, необходимых для развития российского авиапрома, достигнет 2,1 трлн рублей. Такой объем подтверждается расчетами российских авиастроителей и экспертов отрасли, указывают авторы документа.

Реализация программы должна укрепить позиции страны на мировом рынке. Сейчас Россия очень мало представлена на рынке гражданских самолетов, ее доля не превышает 1%, или 200 млн долларов в денежном выражении. Доля государства на рынке вертолетостроения составляет 14,2%, в основном за счет военных машин. В секторе военных самолетов Россия, согласно прогнозу Минпромторга, займет 8,2% мирового рынка.

В секторе авиационного двигателестроения, авионики, агрегатов и систем на российские предприятия в 2011 году пришлось соответственно 3,5%, 6% и менее 1% рынка. К 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1% мирового рынка. Ранее этот показатель планировалось довести до 10%.

Новая программа Минпромторга выглядит более реалистично, считают эксперты. «Цифра в 10% была основана всего лишь на желаниях чиновников. Планы Минпромторга довести долю России на рынке гражданских самолетов до 3,1% больше соответствуют действительности, но даже этого показателя мы можем не достичь. Дело в том, что сейчас в России нет конкурентоспособных продуктов. Все эти планы зависят всего лишь от двух проектов: Sukhoi Superjet-100 и МС-21. Причем конкурентоспособность SSJ-100 довольно низкая даже по отношению к самолетам, которые уже летают. Каким будет самолет МС-21, пока невозможно предугадать», – отметил редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, прогнозы были изменены по результатам продаж самолетов SSJ-100, так как пока это единственная модель, претендующая на значимую долю на мировом рынке. «Причин, по которым не удается пока нарастить планируемый объем контрактов, несколько: во-первых, на сегодняшний день модельный ряд нашей гражданской авиации довольно скуден и ограничен среднемагистральным сегментом, это настораживает клиентов, так как нет возможности выбора. Во-вторых, нам мешает сильная конкуренция со стороны американских и европейских производителей, модельный ряд которых гораздо шире», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт.

По прогнозу Минпромторга, мировой рынок самолетостроения вырастет к 2025 году в 2,3 раза – до 366 млрд долларов, причем около 80% этой суммы придется на гражданские самолеты. Планируется, что к 2025 году Россия продаст гражданских лайнеров на 9 млрд долларов. Это в 45 раз больше, чем в 2011 году.

В вертолетостроении Россия к 2025 году должна занять 13,9% рынка в гражданском секторе. Первоначально планировалось, что Россия займет рыночную долю в 27%. Доля России на рынке военного вертолетостроения составит около 15%. В двигателестроении российские производители должны выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке составит 2,7%.

К 2025 году объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 595 млрд долларов, говорится в документе Минпромторга. При этом около 75% от этой суммы придется на гражданский сегмент. Доля российских производителей авиационной продукции в денежном выражении к 2025 году составит 4,7 % и 9,7% в гражданском и военном сегментах соответственно.

Ожидается, что вслед за ростом мировых пассажирских и грузовых потоков спрос на новые воздушные суда (ВС) увеличится до 2025 года почти в 2,4 раза. При этом спрос сместится из Европы в Азию, даст шанс новым игрокам на глобальном рынке авиационной техники. Также сохранится тенденция к увеличению гражданского сегмента относительно военного.

Выход на рынок новых участников ограничивает ряд существенных инвестиционных, технологических и конкурентных барьеров. Среди последних в Минпромторге отметили высокий уровень консолидации отрасли и растущий уровень конкуренции. Кроме того, сейчас заказчики самолетов придают особое значение репутации компаний на рынке.

Новая стратегия развития российской авиационной промышленности планирует сворачивание проектов Ту-204/214 и Ан-148. Это должно устранить внутреннюю конкуренцию с приоритетами отрасли – SSJ-100 и МС-21.

Неперспективные и дублирующие проекты Минпромторг предлагает закрыть. Первоочередной задачей российского самолетостроения должны стать «доработка, обеспечение продаж и эффективного послепродажного обслуживания самолета SSJ-100», считают в ведомстве. Кроме того, обеспечить конкурентный уровень характеристик и эксплуатационных расходов должен новый проект МС-21.

..............