Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевУбытки – это прибыль
Ураган "Сэнди" поможет экономике США вырасти
Население и власти США вложат 140–240 млрд долларов в восстановление домов и инфраструктуры, разрушенных ураганом «Сэнди». Это поможет американской экономике уже в следующем году вырасти на 0,5%, посчитали эксперты Economic Outlook Group. Ситуация с ликвидацией последствий аварии на «Фукусиме», правда, не столь однозначна.
Расходы на восстановление жилья и инфраструктуры после урагана «Сэнди» в США могут составить 140–240 млрд долларов, говорится в исследовании Economic Outlook Group, передает Bloomberg. Все это окажет стимулирующее воздействие на американскую экономику, которая уже в следующем году может прибавить 0,5 процентного пункта, считают эксперты.
#{image=672883}Таковы положительные последствия стихийного бедствия, даже учитывая, что ущерб от урагана «Сэнди», как считают в компании, составил около 50 млрд долларов, что в целом совпадает с более ранними максимальными оценками.
Такой положительный эффект для американской экономики эксперты объясняют тем, что объемы строительства жилья и инфраструктуры возрастут, что повлечет за собой рост спроса на материалы и создание большего числа рабочих мест, говорит главный экономист Economic Outlook Бернард Баумоль. Когда дома будут восстановлены или построены заново, покупатели домов еще потратят в среднем по 8 тыс. долларов на покупку мебели, бытовой техники и озеленение участков, говорит главный экономист вашингтонской Национальной ассоциации строителей жилья Дэвид Кроу.
Накануне похожий прогноз по росту ВВП США благодаря восстановлению страны после стихийного бедствия опубликовал также Goldman Sachs. В четвертом квартале этого года, указывают аналитики банка, пока ожидается сокращение роста ВВП США из-за «Сэнди» на 0,25–0,5%. Однако с началом в 2013 году восстановительных работ и тратами на строительство, ремонт, покупку новой мебели и техники проявится и положительное влияние на экономику. В Goldman Sachs так же, как и в Economic Outlook, прогнозируют дополнительный рост ВВП США в 0,5% в 2013 году.
Ранее профессор Питер Моричи (Peter Morici) из Университета Мэриленда прогнозировал положительный экономический эффект «Сэнди» в 36 млрд долларов
- Губернатор: Ураган «Сэнди» нанес штату Нью-Йорк ущерб в 33 млрд долларов
- Нормированную продажу бензина ввели в Нью-Йорке
- Ураган "Сэнди" отправил на свалку 250 тысяч автомобилей
- Власти США выделили экстренную помощь пострадавшим от Сэнди
- Ураган "Сэнди" обрушился на США и Канаду, есть жертвы
Впрочем, эксперты Moody's Analytics скептически относятся к этому. По их мнению, роста экономики после «Сэнди» может и не произойти. Главный экономист компании Марк Занди указывает, что объемы производства могут упасть на 20 млрд долларов, в частности, потому что авиакомпании не смогут компенсировать отмененные рейсы, а заведения общественного питания – отсутствие клиентов.
Между тем есть и серьезные оптимисты. Так, главный финансовый директор FM Global Джефф Берчилл считает, что американская экономика будет чувствовать положительное влияние от вложений в инфраструктуру после «Сэнди» не только в 2013 году, но и в 2014 и 2015 годах. По его словам, страховые выплаты и государственные средства, которые вкладываются в восстановление последствий стихийного бедствия, обычно стимулируют экономику от 18 до 36 месяцев.
Вложения в восстановление жилья и инфраструктуры после стихийного бедствия дают тот же эффект, что и при финансируемой правительством стимулирующей программе, считает Гэри Шлоссберг, старший экономист Wells Capital Management. Впрочем, по его мнению, правительство, конечно, не хотело бы, чтобы ураган был источником стимула роста экономики, поскольку материальный ущерб от стихийного бедствия и страдания людей превышают выгоды.
Главный экономист Национальной ассоциации строителей жилья в Вашингтоне Дэвид Кроу считает, что экономический импульс от жилищного строительства «будет идти в течение нескольких лет». Такое заключение он делает, основываясь на опыте урагана «Катрина», который обрушился на побережье Мексиканского залива в 2005 году.
Ураган «Катрина» и цунами в Японии
«Позитивный эффект для экономики страны в случае со стихийным бедствием основан на двух факторах. Во-первых, происходит рост расходов на строительство, во-вторых, государство может инициировать крупные денежные вливания в экономику и начать инфраструктурные проекты», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник отдела инвестиционных операций АКБ «Ланта-Банк» Олег Поддымников.
Ураган «Катрина», которые произошел в США в августе 2005 года, также стал драйвером роста ВВП страны. Тогда в результате стихийного бедствия под водой оказалось около 80% площади города Новый Орлеан в Луизиане, которому был причинен наибольший ущерб, погибли 1836 жителей. Экономический ущерб от урагана составил порядка 125 млрд долларов. При этом уже в четвертом квартале этого года расходы на строительство выросли в городе на 13,55%, указывает Поддымников. «Динамика продолжилась и в последующие за ураганом четыре квартала. Расходы на строительство в США прибавили в целом 4,715 млрд долларов, что позитивно влияет на динамику ВВП», – замечает эксперт.
После аварии на АЭС «Фукусима» в Японии в марте 2011 года сначала наблюдалась похожая ситуация: расходы на строительство уже в следующем после бедствия квартале выросли на 5,92%. Однако в третьем квартале 2011 года вновь пошло снижение расходов, рост ВВП начался в Японии только в третьем квартале 2012 года (+2,3%), отмечает Поддымников.
«Увеличение объема ВВП произойдет в конечном итоге после любого бедствия, когда – это вопрос масштабов бедствия и силы экономики. Последствия «Катрины» в США были ликвидированы достаточно быстро. В Японии дела обстоят значительно хуже. Во-первых, ущерб был значительно больше, во-вторых, в экономике страны накануне бедствий уже были серьезные структурные проблемы, которые только усугубились», – поясняет старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова.
«Эффект для ВВП может реально превышать понесенный ущерб, хотя, вероятно, прирост будет ближе к нижней границе подсчетов Economic Outlook. Во всяком случае, предыдущие крупные стихийные бедствия хотя и давали определенный толчок ВВП, но он превышал объемы ущерба не более чем в три раза. При этом надо понимать, что этот прирост ВВП не улучшит ни ситуацию с бюджетом, ни с внешнеторговым балансом страны», – говорит газете ВЗГЛЯД к. э. н., ректор учебного центра «Финам» Ярослав Кабаков.
«Однако от того, что люди потратят деньги, полученные от государства, на восстановление имущества и здоровья, они не станут богаче, чем были до стихийного бедствия. И государство от этого богаче не станет, поскольку эти деньги ему нужно будет либо напечатать, либо одолжить. Просто для государств, чьи валюты пользуются меньшим спросом на мировом рынке, а заимствования обходятся дороже, негативный эффект от стихийных бедствий более очевиден, чем для стран, которые сбрасывают свою инфляцию за рубеж, как США, и в размерах долгов которых эти суммы просто теряются», – считает Ярослав Кабаков.