Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевПотому что нет подушки
Азербайджан признал Lada Samara и "классику" небезопасными
«Я называю автомобили «Жигули» убийцами, которыми в основном пользуются водители с низким социальным положением, не знающие правил дорожного движения». Результатом таких выступлений азербайджанских политиков стал полный запрет поставок российских машин Lada Samara в Азербайджан. Официальная причина – отсутствие, в частности, даже одной подушки безопасности.
С 1 октября Азербайджан ввел запрет на импорт пятидверного хэтчбека ВАЗ-21144 и четырехдверного седана ВАЗ-21154 семейства Lada Samara, заявил в понедельник председатель Государственного таможенного комитета республики Айдын Алиев.
Причиной ввода запрета является отсутствие у автомобилей тормозной системы ABS и как минимум одной подушки безопасности
По его словам, причиной ввода запрета является «отсутствие у автомобилей тормозной системы ABS и как минимум одной подушки безопасности», передает «Интерфакс».
Дело в том, что Азербайджан с целью повышения безопасности на дорогах принял в этом году новый государственный стандарт AZS 635-2012 «Порядок сертификации колесных транспортных средств, их оборудования и частей», согласно которому с 1 мая все легковые автомобили, импортируемые в Азербайджан или производимые внутри страны (массой менее 2,5 тонн), должны иметь антиблокировочную систему ABS и как минимум одну подушку безопасности.
Азербайджан еще в начале года предупредил российскую сторону о вводимых запретах, то есть, для АвтоВАЗа это не было неожиданностью. Импорт этих моделей будет возможен только если автомобили будут модифицированы в соответствии с новыми госстандартами, говорил Алиев.
Стандарты безопасности
Фактически новые стандарты безопасности были введены исключительно ради закрытия доступа ВАЗовских моделей на местный рынок. Все автомобили, импортируемые из Европы, уже давно имеют ABS и подушки безопасности. Однако запрет распространяется не на все ВАЗовские модели. ABS и подушек безопасности нет только у заднеприводной «классики» и Samara. Для Lada 4x4 («Нива») и «УАЗов» Азербайджан сделал исключение, указав в новом стандарте, что он не касается полноприводных автомобилей. Власти республики считают, что внедорожники сами по себе безопаснее для дорог в Азербайджане.
- В Казахстане будут выпускать Lada Granta и Kalina
- Российский авторынок стал самым крупным в Европе
- Под брендом Lada будут выпускаться игрушки
- Автомобиль "АвтоВАЗа" впервые получит коробку "автомат"
- Между Россией и Белоруссией назревает автомобильный конфликт
Обычно страны в борьбе за безопасность на дорогах и для протекции местного автопрома вводят запрет на ввоз подержанной техники, а не новой, как в Азербайджане. Такие ограничения существуют и на российском рынке в виде почти заградительных таможенных пошлин и введенных с 1 сентября утилизационных сборов на подержанные машины.
Однако в каждой стране имеются собственные стандарты безопасности новых автомобилей, которые производители должны соблюдать, если хотят экспортировать свой товар. В странах СНГ эти стандарты более мягкие, чем в той же Европе. АвтоВАЗ, чтобы начать экспорт Lada Granta в Европу, должен пройти омологацию (получение согласований) на соответствие требованиям ЕЭК ООН. Поэтому начать поставки на экспорт этой модели в Европу АвтоВАЗ намерен только в конце 2012 – начале 2013 года. В страны ближнего зарубежья поставки начались уже в марте этого года.
Запреты на ввоз продукции, не соответствующей правилам безопасности или санитарным нормам страны, активно используются во всем мире. Достаточно вспомнить, как Евросоюз в 2009 году пригрозил почти 4 тысячам авиакомпаний запретить полеты, если они не снизят выброс диоксида углерода у своих лайнеров, которые вводятся по новым правилам. В этот список попали и около 100 российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот». Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко постоянно вводит запреты на завоз в Россию тех или иных продуктов и алкоголя, которые не соответствуют российским стандартам качества.
Зачастую подобные запреты используются как способ политического или экономического давления.
Назвали убийцами
Применение нового госстандарта безопасности импортируемых автомобилей в Азербайджане аргументируют эффектом снижения аварий с тяжелыми последствиями. По оценкам Госкомстандартизации Азербайджана, большинство ДТП происходит с автомобилями, которые не имеют ABS и подушек безопасности.
Директор Национального центра по метрологии при Государственном комитете по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана Намик Тагиев ранее говорил, что по состоянию на начало 2012 года в стране было зарегистрировано около 1 млн легковых автомобилей, из которых 400 тыс. не соответствуют нормам безопасности. По его словам, порядка 50% ДТП в прошлом году произошло по вине таких автомобилей.
#{image=516139}Некоторые представители Азербайджана не стеснялись высказывать довольно резкую критику в адрес ВАЗовских моделей. Так, в апреле этого года вице-спикер парламента Азербайджана Бахар Мурадова назвала автомобили «Жигули» российского производства убийцами. По ее словам, в настоящее время большинство работающих в стране автомобилей составляют старые российские автомобили, не соответствующие стандартам. Согласно результатам статистики ДТП, добавила она, можно сказать, что этими автомобилями пользуются лица с низкими интеллектуальными показателями.
«Я называю автомобили «Жигули» убийцами, которыми в основном пользуются водители с низким социальным положением, не знающие правил дорожного движения. Я считаю, что следует ввести ограничения на импорт в страну автомобилей из России», – говорила в преддверии майского запрета Мурадова. В свою очередь президент «Хазар-Лада», официального дистрибьютора АвтоВАЗа в Азербайджане, Фахраддин Гасымзаде уверял, что водители до сих пор не подавали жалоб по поводу недостатков в вопросах безопасности.
«Госорганы и СМИ Азербайджана связывают тяжелые последствия и рост числа аварий с отсутствием Airbag (подушки безопасности – прим. ВЗГЛЯД) и ABS в таких автомобилях, как ВАЗ-2107. Но это категорически не справедливо. В первую очередь нельзя допускать изменений в конструкции», – отметил президент «Хазар-Авто». По его словам, одной из главных проблем является отсутствие госконтроля на нужном уровне и водительской культуры.
АвтоВАЗу все равно
«Местного легкового автопрома в Азербайджане нет, поэтому в интересах своих производителей они не могли ввести новый госстандарт и запретить импорт ВАЗовских моделей. Экспортные поставки АвтоВАЗа в целом небольшие, а в Азербайджан – тем более невысокие», – говорит газете ВЗГЛЯД замдиректора «Автостат» Сергей Целиков.
#{ussr}«АвтоВАЗ был заранее предупрежден о новых правила на рынке и немного потеряет от действий Азербайджана. АвтоВАЗ все равно собирается отказаться от выпуска Samara, так же, как отказался от производства «классики» в пользу более современных автомобилей. Сейчас завод делает ставку на Lada Granta. Поэтому запрет на поставки в Азербайджан Samara не сильно огорчит АвтоВАЗ: это не принесет заводу существенных потерь. Поэтому АвтоВАЗ, скорее всего, ничего доделывать не будет в Samara», – считает Целиков.
В пресс-службе АвтоВАЗа газете ВЗГЛЯД подтвердили, что модифицировать Lada Samara не собираются, хотя «прекращение поставок этой модели автоматически повлечет за собой временное снижение доли АвтоВАЗа на рынке Азербайджана». По данным завода, в первом полугодии 2012 года в Азербайджан было поставлено 5 089 автомобилей Lada. Для сравнения, за это же время в России было продано 250 732 Lada. Более 50% в структуре экспортных поставок в Азербайджан занимала Lada Samara.
Модели АвтоВАЗа занимают далеко не первое место в импорте Азербайджана. Так, по данным официальной статистики, в январе–июле 2012 года в Азербайджан было импортировано более 45,8 тыс. легковых автомобилей (рост на 43,4%). На Lada пришлось только 5 тыс. машин, а на Lada Samara – 2,5 тыс. Годовой же импорт Samara в Азербайджан мог составлять порядка 5 тыс. штук, и из-за запрета тольяттинский завод мог недополучить 1,5 млрд рублей.
По итогам 2011 года АвтоВАЗ поставил на экспорт 56 тыс. автомобилей Lada. Крупнейшими рынками сбыта моделей стали Украина, Казахстан и Азербайджан. В отличие от российского авторынка, в модельной структуре экспорта АвтоВАЗа лидирует Lada Samara. На эту модель пришлось более 30% поставок автомобилей Lada за рубеж (около 17 тыс. штук).
«Но структура поставок АвтоВАЗа в Азербайджан уже меняется – предпочтение отдается автомобилям Lada Kalina, Lada Priora и Lada 2190 (в России – Lada Granta), выполняющим современные требования по пассивной и активной безопасности», – отмечают в пресс-службе завода.
«АвтоВАЗ надеется расширить географию и объемы экспорта благодаря новым моделям Lada Granta и Lada Largus и внедрению новых опций, к примеру, автоматической коробки передач. По итогам сентября Lada Granta уже стала самым продаваемым автомобилем на российском рынке, обогнав традиционных лидеров Lada Priora и Lada Kalina. В марте АвтоВАЗ начал экспорт Granta и в страны СНГ.
По официальной статистике АвтоВАЗа, экспортные объемы пока не снижаются. Так, в сентябре этого года завод поставил на экспорт чуть более 8,6 тыс. автомобилей Lada. Всего за девять месяцев этого года экспорт вырос до 52,6 тыс.
Автомобильный рынок Азербайджана по сравнению с российским довольно мал. По данным «Автостата», на 2011 год автомобильный парк республики насчитывал 871 тыс. машин, половина из которых – автомобили Lada (407 тыс. штук). Уровень автомобилизации в Азербайджане пока невелик: на тысячу жителей приходится 96 легковых автомобилей. Для сравнения, в настоящее время автопарк России составляет 35,7 млн машин, а на тысячу жителей приходится почти 250 автомобилей.
Основной рынок для тольяттинского предприятия – российский. Здесь в сентябре было продано почти 50,2 тыс. автомобилей, а за девять месяцев – 452 тыс. Lada (рост на 1,8%).