Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

17 комментариев
20 мая 2011, 21:25 • Экономика

Не очень мирный атом

В МАГАТЭ оценили претензии Литвы к Росатому

Не очень мирный атом
@ rosatom.ru

Tекст: Ольга Самофалова

Литовские власти ведут настоящую информационную войну против строительства Россией двух АЭС – Балтийской в Калининградской области и Белорусской. Наши соседи утверждают, что реакторы этих станций несут им потенциальную угрозу. На вопросы газеты ВЗГЛЯД по данному поводу ответил высокопоставленный источник в МАГАТЭ.

Литовское руководство неоднократно выступало против строительства Балтийской АЭС в Калининградской области и Белорусской АЭС. Главный аргумент состоит в том, что эти АЭС находятся в непосредственной близости от литовской границы, а Литва считает их небезопасными.

Балтийская АЭС строится в 100 километрах от Каунаса и Клайпеды, а Белорусская АЭС –в 50 километрах от Вильнюса

Действительно, Балтийская АЭС строится в 100 километрах от двух крупных городов Литвы Каунаса и Клайпеды, а Белорусская АЭС – в 23 километрах от границы с Литвой и в 50 километрах от литовской столицы Вильнюса.

Призвали на помощь

В борьбе против строительства российских АЭС Литва попыталась призвать на помощь международные организации, обеспечивающие безопасность мирного атома. Глава литовского МИДа Аудронюс Ажубалис заявил, что «как белорусский, так и российский проект, осуществляемые у границ Литвы, ЕС и НАТО, реализуются с грубыми нарушениями Конвенции Эспо и Конвенции о ядерной безопасности».

Он также заявил, что проект не был оценен экспертами МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии), а на самих АЭС будут использоваться якобы экспериментальные реакторы, не вызывающие доверия. По его словам, «ключевые правомерные вопросы Литвы относительно оценки воздействия на окружающую среду либо остаются без ответа, либо на них дается неполный ответ».

Претензии Литвы к безопасности АЭС в Росатоме считают необоснованными. Проект Балтийской АЭС предусматривает использование реактора типа ВВЭР-1200, который без инцидентов эксплуатируется уже десятилетия, поэтому говорить о том, что он «экспериментальный», нельзя. Все внесенные в проект новшества связаны как раз с усилением мер безопасности. Кроме того, Россия уже реализовала аналогичный проект в Китае, когда строила Тяньваньскую АЭС, и этот проект был признан ведущими мировыми экспертами, в том числе и МАГАТЭ, как самый безопасный проект атомной электростанции в мире, уверяют в Росатоме. Более того, аналогичный реактор, возводящийся Россией в болгарском городе Белене, получил от Евросоюза соответствующий сертификат качества и безопасности.

Сами должны разобраться

#{ussr}Что касается конвенции Эспо («Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»), то Россия подписала ее еще в 1991 году, однако до сих пор не ратифицировала. Впрочем, это не мешает России действовать согласно ее нормам.

Конвенция закрепляет обязательства сторон в отношении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на ранних стадиях планирования. Она также содержит общие обязательства государств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам при их рассмотрении, которые могли бы иметь значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ.

Литва заявила, что Россия нарушает требования этой конвенции. Однако в Росатоме говорят, что это не так. Корпорация ранее направила по линии МИДа в адрес правительственных структур прибалтийских государств как материалы предварительного ОВОС проекта Балтийской АЭС, так и материалы ОВОС, доработанные по итогам проведенных в городе Неман Калининградской области общественных слушаний.

При этом Росатом неоднократно предлагал прибалтийским странам провести дискуссии по материалам ОВОС, как того требует Конвенция Эспо. Германия и Латвия откликнулись на аналогичное предложение и получили исчерпывающие ответы. Литва же данные предложения игнорировала.

Белоруссия также проводит международный процесс оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), но пока он еще не закончен.

Претензии Литвы относительно несоответствия российских АЭС Конвенции о ядерной безопасности и отсутствия оценки их безопасности экспертами МАГАТЭ также выглядят необоснованно.#{smallinfographicleft=279183}В соответствии со статьей 17 Конвенции по ядерной безопасности Россия провела оценку площадки и ОВОС, и соответствующие документы доступны любой заинтересованной стране, заявил газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в МАГАТЭ. По его словам, Россия также выполняет свои обязательства по разделу 4 статьи 17 Конвенции и проводит консультации с сопредельными странами.

Вопрос о размещении новых АЭС обсуждался в ходе последнего совещания Договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности, которое проходило с 4 по 14 апреля 2011 года, рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-службе МАГАТЭ. В качестве Договаривающихся сторон в этом совещании участвовали также Россия, Белоруссия и Литва.

Все Договаривающиеся стороны согласились с 38 пунктом доклада, отмечают в пресс-службе МАГАТЭ. В нем говорится, что «Договаривающиеся стороны должны обсуждать вопросы, связанные со строительством АЭС в непосредственной близости от них, в частности, предоставлять необходимую информацию по первому требованию. Передача такой информации необходима для того, чтобы Договаривающиеся стороны были готовы оценить управление станцией в случае аварийных ситуаций, чтобы могли сделать собственную оценку возможного влияния АЭС на безопасность их территорий».

«В случае    разногласия    между    двумя    или    несколькими Договаривающимися сторонами в отношении  толкования  или  применения Конвенции  Договаривающиеся  стороны  в  рамках совещания проводят  консультации  в  целях  разрешения этих разногласий», говорится в статье 29 Конвенции о ядерной безопасности. Эта Конвенция не предусматривает какого-либо обязательного правового механизма урегулирования споров, замечают в пресс-службе МАГАТЭ.

Таким образом, Литва, имея какие-то претензии, должна просто обратиться за объяснениями к России относительно безопасности АЭС. В Росатоме со своей стороны уверяют, что готовы на конструктивный диалог и обмен информацией, однако Литва сама не идет на контакты, говорил в апреле газете ВЗГЛЯД замдиректора департамента коммуникаций госкорпорации Росатом Андрей Тимонов.

Что касается претензий Литвы относительно того, что проект АЭС не оценен экспертами МАГАТЭ, то в МАГАТЭ официально заявили, что требование оценки проектов и эксплуатации атомных электростанций на соответствие их нормам и принципам безопасности не являются обязательными для стран-участниц.

«МАГАТЭ не выдает разрешений на сооружение и эксплуатацию объектов ядерной энергетики и уж тем более не в мандате Агентства запрещать строительство в суверенном государстве»,  говорит источник газеты ВЗГЛЯД в МАГАТЭ. «Агентство может предоставить ряд услуг по Балтийской АЭС, включая миссию по оценке выбора площадки или оценку ОВОС, но лишь по запросу России»,  добавляет он.

Доклады по рассмотрению вопросов безопасности носят рекомендательный характер государствам членам МАГАТЭ, которым они могут следовать или не следовать. Причем сделать эти доклады доступными для общественности могут только сами государства, но не МАГАТЭ, замечают в пресс-службе агентства.

Согласно уставу, МАГАТЭ всегда готово оказать помощь государствам-членам в области ядерной безопасности. Но эта помощь предоставляется, во-первых, по просьбе самих государств членов МАГАТЭ, а во-вторых, только в виде совета. «МАГАТЭ предоставляет на рассмотрение отзывы о проекте или об эксплуатации объекта или в случае возникновения аномальных событий помогает выявить их причины и поделиться мировым опытом в области ядерной безопасности»,  поясняют в пресс-службе МАГАТЭ. Все споры и разногласия о безопасности тех или иных АЭС страны участницы МАГАТЭ должны решать сами между собой.

Лед тронулся

До недавних пор Литва не шла на контакт с российской стороной. Однако буквально несколько дней назад в Росатом поступило письмо МИД РФ с направлением ноты МИД Литвы.

«В своем обращении литовская сторона, наконец, соглашается на проведение официальных консультаций по ОВОС Балтийской АЭС. При этом указывает на несколько условий: передача ОВОС Балтийской АЭС на литовском языке и организация консультаций не только в Вильнюсе, но и в каком-либо приграничном городе. Кроме того, литовская сторона попросила уточнить и подробнее изложить некоторые вопросы»,  заявил газете ВЗГЛЯД начальник управления по работе с регионами Росатома Игорь Конышев.

МАГАТЭ не выдает разрешений на сооружение и эксплуатацию объектов ядерной энергетики и уж тем более не в мандате Агентства запрещать строительство в суверенном государстве

Росатом направит литовской стороне также все необходимые уточнения и дополнения к ранее направленному тексту ОВОС.

В Росатоме рады, что литовская сторона, наконец, откликнулась на предложение Росатома провести официальные консультации. Проведенные консультации с Латвией и Германией показали, что данный формат позволяет снять основной объем вопросов к проекту Балтийской АЭС, говорит Конышев. В ближайшее время, по его словам, пройдут консультации в Польше, Эстонии и Белоруссии.

Экономические и политические причины

«Возникшие между Литвой и РФ трения по строительству атомных станций в балтийском регионе носят политический и экономический характер и, соответственно, не имеют технологической составляющей»,  заявил газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в МАГАТЭ. Иначе говоря, под беспокойством Литвы о безопасности атомной энергетики кроется конкурентная борьба, и в МАГАТЭ это признают.

Литва хочет построить собственную атомную электростанцию, которая бы смогла обеспечить энергией страну, а также соседние прибалтийские страны. Балтийская АЭС и Белорусская становятся проблемой для реализации собственных амбиций, особенно это касается Балтийской АЭС.

Литва до закрытия собственной Игналинской АЭС по требованию ЕС не беспокоилась о своей энергетической безопасности. Эта атомная станция обеспечивала 80% потребностей страны, да еще Литва могла экспортировать энергию соседям и получать прибыль.

Теперь большую часть энергии Литва должна закупать у России. Чтобы решить проблему дефицита электроэнергии и снять зависимость от импорта, литовское правительство очень хочет построить Висагинскую АЭС на месте закрытой Игналинской. Балтийская АЭС является ее прямым конкурентом. Если первый блок Балтийской АЭС рассчитан на удовлетворение внутренних потребностей электроэнергией Калининградской области, то второй блок строится специально для экспорта энергии в прибалтийские страны, Польшу и Германию. Рынки сбыта двух стран совпадают. Если Балтийская АЭС будет построена раньше литовской станции, то у нее больше шансов заполучить рынки сбыта, а строительство Висагинской АЭС тогда окажется экономически нецелесообразно.

Белорусская АЭС в этом плане пока менее серьезный конкурент для будущей литовской АЭС, хотя белорусы рассматривают экспортные планы как возможные.

Белоруссию на свою сторону

Литва попыталась зайти с другой стороны – перетянуть на свою сторону Белоруссию.

В середине мая председатель Конфедерации промышленников прибалтийской страны Бронисловас Лубис попытался помирить Литву и Белоруссию, предложив им более выгодный, по его мнению, вариант развития атомной энергетики. Он предложил построить общую АЭС на двоих на базе бывшей Игналинской атомной станции.

По его словам, «самым экономичным вариантом для обеих стран было бы построить общую АЭС там, где она уже стояла. Тем более что половина озера Друкшяй принадлежит Белоруссии».

Однако у Литвы нет столько денег на строительство АЭС, а с поиском инвесторов возникли проблемы. А вот Россия обещает не только построить АЭС для Белоруссии, но еще и дать кредиты на ее строительство.

Проекты

Госкорпорация Росатом начала реализацию проекта строительства Балтийской атомной станции в феврале 2010 года. Планируется построить два блока общей мощностью 2300 мегаватт. Первый блок должен быть сдан в эксплуатацию в 2016 году, второй – в 2018 году.

Белорусская АЭС проект типа АЭС-2006. Согласно планам, строительство начнется в сентябре 2011 года, первый блок АЭС должен быть введен в 2017 году, второй не позднее 2018 года. Основной партнер Белоруссии в проекте по строительству АЭС «Атомстройэкспорт» (Россия), в качестве субпоставщиков будут в определенной доле выступать белорусские производственные организации.

..............