Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевРазошлись в стороны
Роснефть решила выйти из миллиардной сделки с BP
Компании ВР и ААР выпустили заявление, что их полностью устраивает сотрудничество в рамках ТНК-ВР. Они и дальше будут развивать свое совместное предприятие, а с Роснефтью хотят быть в хороших отношениях. Роснефть же поставила крест на сделке с BP и собралась искать нового партнера для работы в Арктике.
ВР и ААР сфокусируют свое внимание на развитии их совместного предприятия ТНК-ВР и одновременно продолжат переговоры с Роснефтью о нахождении приемлемого решения ситуации, говорится в совместном заявлении ААР и ВР.
Мы также видим много плюсов в возможном развитии проектов совместно с Роснефтью в рамках акционерного соглашения ТНК-BP
«Приоритетом для ААР всегда было и остается успешное развитие ТНК-BP, одной из самых динамичных и прибыльных нефтяных компаний в мире. Мы приветствуем решение BP сфокусироваться на развитии нашего совместного бизнеса и надеемся, что новый этап сотрудничества между ААР и BP обеспечит дальнейший рост ТНК-BP как в России, так и за рубежом. Мы также видим много плюсов в возможном развитии проектов совместно с Роснефтью в рамках акционерного соглашения ТНК-BP и намерены продолжить обсуждение потенциального сотрудничества между BP, Роснефтью и ААР», – цитирует приведенные в сообщении слова главы «Альфа-групп» Михаила Фридмана «Интерфакс».
«ВР по-прежнему сохраняет интерес к России, с тем чтобы конструктивно работать с ААР и ТНК-BP и продолжать хорошие отношения с Роснефтью. Все стороны усердно работали над достижением приемлемого решения, поскольку мы полагаем, это могло принести значительные выгоды акционерам ВР, Роснефти, ААР и России», – приводятся в пресс-релизе слова главы ВР Роберта Дадли.
Так компании прокомментировали срыв сделки между BP и Роснефтью по обмену акциями. Дедлайн по ней истек ночью, и стороны так и не смогли договориться.
ВР и Роснефть подписали соглашение о глобальном сотрудничестве в январе этого года. По нему компании должны были обменяться акциями и стать партнерами по освоению шельфа Арктики. Однако акционер ТНК-ВР – консорциум «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР) – почти сразу заявил о своем несогласии с этой сделкой.
- Сделка по обмену акциями Роснефти и BP срывается
- Путин высказался о конфликте ААР с концерном ВР
- Сечин: Роснефть потребует денег в случае срыва сделки с BP
- ТНК-ВР может войти в альянс ВР с Роснефтью
ААР представляет интересы российских бизнесменов Михаила Фридмана, Германа Хана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника. Там посчитали, что своими планами с Роснефтью ВР нарушает соглашение акционеров ТНК-ВР, по которому, в частности, все российские проекты должны реализовываться только с согласия ТНК-ВР.
ААР стал отстаивать свои права в судах. Сначала Лондонский суд наложил временный запрет на обмен акциями ВР и Роснефти, затем Стокгольмский арбитражный трибунал продлил этот запрет. В начале мая Стокгольмский суд разрешил ВР и Роснефти реализовать часть сделки: обменяться акциями при условии, что в арктический проект вместо ВР войдет ТНК-ВР.
Однако вице-премьер РФ Игорь Сечин, который на тот момент являлся председателем совета директоров Роснефти, и глава Роснефти Эдуард Худайнатов неоднократно подчеркивали, что госкомпания не заинтересована в привлечении ТНК-ВР в качестве партнера для работы в Карском море.
В попытке спасти сделку Роснефть и BP обсуждали возможность выкупа BP доли российских партнеров в СП ТНК-BP. Концерн AAP получил бы деньги и значительные доли в ВР и Роснефти. В этом случае ВР и Роснефть смогли бы спокойно реализовать свой совместный проект по освоению шельфа в Арктике, чему так активно сопротивлялся концерн ААР.
Источники, близкие к переговорам, сообщали, что Роснефть и BP предложили ААР за его долю в ТНК-BP премию к рынку и одновременно «большое количество акций BP», которое «должно было бы устроить амбиции ААР». Однако, по их информации, ААР отказался от предложения Роснефти и BP, выдвинув на выходных новые «неподъемные для обеих компаний кабальные условия».
Роснефти же ничего не остается, как пытаться найти другие решения для развития арктических проектов. Источник Reuter сообщил, что Роснефть выходит из сделки с BP из-за того, что ААР выдвинула неприемлемые для компании условия. «Роснефть выходит из сделки с BP по причине неприемлемых условий со стороны ААР... Роснефть и BP предлагали 32 млрд долларов, из них 9 млрд – акциями BP, но ААР отклонил это», – сказал он.
Теперь российская компания готова рассмотреть новых партнеров для работы в Арктике. До этого переговоры с потенциальными партнерами не велись из-за соглашения с BP. Но теперь руки у Роснефти развязаны, и компания рассмотрит все ранее поступившие предложения по шельфовым проектам. В качестве потенциальных партнеров рассматриваются Chevron, ExxonMobil, Shell, китайские компании, уточнил источник.
«Полагаю, что Роснефть ищет сильного партнера, который предоставит компании не столько финансовые средства, сколько технологии. Наиболее вероятные претенденты на совместную разработку шельфа – Exxon, с которым Роснефть уже сотрудничает на сахалинском проекте, а также Shell, с которой компания имеет совместную долю в Каспийском трубопроводном консорциуме», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова.
«Роснефть все равно будет привлекать иностранного партнера для разработки арктического шельфа. Два основных претендента – это ExxonMobil и Chevron. Если исходить из условий сделки Роснефти и BP и оценки пакета Роснефти примерно в 7,8 млрд долларов, то Роснефть может рассчитывать на долю в ExxonMobil в размере 1,97%, в Chevron – 3,82%. Исходя из текущей капитализации Роснефти, пакет в 9,53% может быть оценен в 8,9 млрд долларов, тогда доля Роснефти в ExxonMobil может составить 2,25%, Chevron – 4,36%. Но вполне возможно, что сделка между BP и Роснефтью еще состоится», – говорит аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. Напомним, в рамках сделки между BP и Роснефтью предполагалось, что британская компания получит 9,53% Роснефти, а российская - 5% ВР.